Командировка на войну. Глава. 147 Мемуары

Глава. 147              Кодекс Шамиля.


Всякий, поднимающий оружие против истины, поднимет его на свою погибель!

Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.


Итак. Из «Кодекса Шамиля»: За участие и соучастие в кровной мести - смерть. За изготовление фальшивых русских, турецких и любых других ходящих в Имамате монет - смерть.

За воровство - 3 месяца содержания в яме на первый раз, 3 месяца содержания в яме и штраф 20 копеек за каждую ночь - на второй раз.

На третий раз - смерть. За любое преступление, совершенное в пьяном виде, - смерть. За неповиновение имаму, наибу либо иным государственным и военным чинам - смерть, немедленная и страшная.

Шамиль не зря с первых же дней своего правления вёл беспощадную борьбу с адатами - традиционными стихийными законами гор, по которым каждый сам себе хозяин.

Шамиль не зря провозгласил в своём государстве шариат - строжайшее религиозное право, единое и обязательное для всех.

Как результат - между горцами воцарилось невиданное спокойствие. И такой порядок, что за все время трёхмесячной осады Ахульго из примерно 10 000 оборонявшихся не было ни одного перебежчика.

Из воззваний Шамиля: «Горцы ! Засучите рукава для установления закона милосердного!

Я заверяю, что каждому Аллах простит то, что было в прошлом, и не будет вам укора сегодня, если вы отныне примете шариат. А если не примете…

О ! Живущие в деревнях, где не существует шариата, скоро вы почувствуете последний свой конец. Мы поступим с вами, как с неверными, мы отрубим вам головы ! «.

Однажды к Шамилю в его столицу Дарго пришла мать. Она умоляла сына пощадить нескольких её знакомых чеченцев. Их обвиняли в неповиновении имаму и в якобы желании переметнуться к русским.

Выслушав мать, Шамиль приказал расправиться с изменниками, а женщину за недостойную просьбу выпороть.

Ей предстояло прилюдно принять сто палочных ударов. Это смертельная доза.

На пятидесятом ударе старуха мать потеряла сознание, тогда сын сказал «хватит» и сам лёг под палки. Оставшиеся пятьдесят ударов Шамиль принял на себя.

В другой раз имам узнал, что в чеченском ауле Центерой убит один из его наибов. Шамиль тут же предстал перед мятежным селением и потребовал выдачи убийц.

Жители ответили, что не знают, кто это сделал. Тогда, как следует из журнала военных происшествий, «Шамиль со скопищем вошёл в деревню и приказал истребить всех.

Жители дрались отчаянно, и все 100 семейств, составлявших деревню, от 80-летнего старика до грудного ребенка, погибли». Вообще известен лишь один случай, когда Шамиль пощадил непокорных.

Очередное упорствовавшее в принятии шариата селение уцелело, потому что там жили родственники генерала Ермолова.

Алексей Петрович никогда не был женат, но за свою 10-летнюю службу на Кавказе успел посожительствовать поочередно с тремя местными красавицами. Как результат после отъезда генерала в горах осталось много маленьких Ермоловых.

Имам пощадил незаконнорожденных детей другого, пощадил их матерей. Вообще Шамиль уехал из того мятежного селения, не тронув ни одного жителя. Уехал в тайной надежде, что кто-то, быть может, так же поступит и с его родным сыном.

Потомки его, вероятно, живут там и теперь. Интересно, на чьей стороне они воюют ? Имам Шамиль и генерал Ермолов - два великих хозяина Кавказа, похожих, как похожи все крайности.

В глубине души они не могли не уважать друг друга за волю, за размах, за умение властвовать и воевать. Знакомые лишь понаслышке, однажды они сойдутся вместе, но случится это, когда оба будут уже глубокими стариками.

Продолжение следует …


Рецензии