Майтрейя нас зовет!
Сегодня 155 лет со дня рождения В.И.Ленина. Произведения Владимира Ильича в начале 70-х годов прошлого века изучал на факультете журналистики в УрГУ и даже написал дипломную работу по стилистке одной из книг Вождя Революции!
Сегодня портреты В.И.Ленина и Н.К.Рериха- провозвестников БУДУЩЕГО МИРА КОСМИЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ- украшают стены моей квартиры!Каждое утро с ними здороваюсь,ибо Светлые их Духи всегда рядом со мной!
В.Н.
****
1.Ленин – предтеча Майтрейи.
Ленин – предтеча Майтрейи. Ленин – бескорыстный служитель общего блага. Ленин – предвестник Нового Мира
и строитель эволюции. Ленин – самоотверженная сила во имя Общего Блага. Всё лучшее, что взошло
прекрасными всходами в советское время, было лишь благодаря посеву, сделанному Лениным. Идея социализма и
коммунизма как отражение Идеи Общины Мира на земном плане.
Непросто сдвинуть ветошь и пыль веков. Всякое крушение ветхого строения вызывает жертвы, ибо со старым
приходится расставаться ветхому сознанию. Но не построить Нового, не сбросив старую ветошь предрассудков и
пережитков прошлого. Яркие идеи эволюции стоят в резком контрасте с предрассудками привычной
эгоистической жизни, потому прошлое так яро сопротивляется и осуждает Эволюцию. Прошлое – символ
мёртвого, застывшего, символ сознания, замкнувшегося на суетном и обыденном существовании. Потому так
много непонимания вокруг Ленина, так много клеветы и очернения. Все исторические неудачи сваливают на
Ленина, всю кровь и всё самое пагубное. Но так поступают лишь невежественные, чьи сердца держатся за
прошлые пережитки – царизм, православие, самодержавие... Сейчас нам активно навязываются эти парадигмы.
Красиво преподнесённые, они служат идеологии нынешнего порядка. Но если посмотреть широким взором, то
нет отклика в сердцах людей. Так же как когда-то идеология коммунизма была извращена и превратилась лишь в
набор идей, который перестал зажигать сердца, так и идеи самодержавия, одетого в православные ризы, также
выглядят убогим архаизмом в сердцах людей, чьё души интуитивно чуют зов грядущей эволюции.
Сложна эпоха Ленина. Непросто сквозь мнимую пелену противоречий. ярко украшаемую историками и
идеологами настоящего времени, увидеть Истину. Для этого нужно просветить ум и сердце духовным подвигом,
очистить духоразумение непрерывным самопознаванием и самоулучшением, ибо идеи Ленина не на потребу
голодного брюха, не для суетного удовлетворения желаний низшего я . Идеи Ленина, идеи Мировой Общины
живут в духе нашем как вечный Зов, как Идеал грядущего эволюционного свершения.
Каждый Будда и Пророк в той или иной форме сводил на земной план энергетику Мировой Общины и
соответственно всё, утверждённое на разъединении и обособлении, яро сопротивлялось. Все кровавые жертвы от
истязания первых христиан, инквизиции церкви, все мировые войны и политические репрессии лишь жертвы
сил, желающих утверждаться в обособлении. Называем эти силы злом, называем невежеством тёмным –
порождения эгоизма личного, семейного, национального, политического, религиозного.
Но всякое осуждение и ненависть к невежественным силам лишь укрепляет собственное невежество, умножает
зло мира как фактор разлагающего обособления.
Потому зовём к избавлению от невежества в себе самих прежде всего. Потому зовём к духовному подвигу и
горению духа, к самосовершенствованию и самоулучшению, ибо только это поможет свести на Землю высокую
энергетику сил Интеграции, сил Единого Сердца Творения.
Когда мы просветимся огнём самопознания, многие великие Образы тружеников Общего Блага приобретут
новое понимание и эволюционное значение. Нет сомнений, что Махатмы Востока – Братсво Великих Учителей
человечества- ни одну каплю энергии и слово не бросают в пространство напрасно ибо, обладая Космическим
видением эволюции, знают кармическую силу и значение всего произносимого и творимого ими. Потому говоря
о Ленине самые лучшие слова, и называя его Махатмой и Братом, они осознавали значение Ленина как символа
Общего Блага и Эволюции.
Многие споткнулись о пробный камень имени Ленина, многие отошли от Агни Йоги, многие умаляют её
значение, не успев даже прикоснуться к её живительным Глубинам, многие сочиняют хулу и клевету на Учение
Живой Этики Космоса, на светлые имена семьи Рерихов – но всё это признаки Армагеддона, пробные камни,
рубежи в следующий этап созидания Космической Общины. Не пройдя первый Рубикон, дальше не пройти.
Компромиссов Высшее Я не допускает. Но и слепое принятие символа Ленина, слепое поклонение, фанатичное
отстаивание, яростная борьба с неготовыми к новому сознанию также отбрасывает назад и служт лишь
укреплению невежественных противников Ленина.
Не в словах, не в фанатизме, не в философской казуистике и схоластике, не в софистике сила, но в творческом
претворении идей Идеала, в творческом и свободном движении по своему пути, ибо только в таком творческом
движении сила самодостаточности, исходящая от внутреннего достоинства, питаемая нашим Высшим Я. Ибо
только эта самодостаточность и наполненность творческими силами избавляет от желания фанатически драться
за свои убеждения. Истинно только творчиские действия убедят нас самих и создадут магнит убеждения для
других.
Так пойдём верхним путём, со свободным духом и сердцем, преисполненные сознания Общины,
преисполненные творчекой Любовью. Так пойдём, храня в духе своём Образы творцов Общего Блага.
Поликутин Алексей
https://vk.com/topic-1498083_27354439
****************
2.О Ленине в наследии
Н.К.Рериха и Е.И.Рерих
Сегодня о Владимире Ильиче Ленине говорить трудно, но необходимо. Поток публикаций клеветнического, тенденциозного характера об этом выдающемся социальном реформаторе ХХ века плотно заполнил информационное постсоветское пространство. Не без успеха широко и профессионально используются технологии манипуляцией общественным сознанием. Их анализ мы оставим специалистам, но отметим, что поток домыслов, клеветы и очернительства вокруг имени борца за общее благо имеет конечной целью дискредитацию самой идеи социальной справедливости в обществе. А также напомним, что мир дуален по своей природе и борьба мировоззрений (идеологий) реально существует, и окончательно побеждает в ней тот, кто ЗНАЕТ.
Неоспоримым историческим фактом является претворение В.И.Лениным, впервые за всю историю человечества, социальных реформ для угнетенного большинства на просторах огромной страны. Именно им был дан мощный позитивный импульс к развитию ее государственности на долгие годы вперед. Пройдет не один десяток лет, прежде чем образ этого деятеля Общего Блага будет очищен от клеветы и непонимания потомков. Шаг в этом направлении – наше небольшое исследование наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов - дневников, писем, очерков, в которых, иногда прямо, иногда иносказательно говорится о Владимире Ленине. Рерихи мыслили с позиций космических законов эволюционного развития, и знали то, что не могли и не хотели знать многие. Они видели течение больших и малых исторических событий и понимали следствия. Они жили для будущего, в котором реальностью станут идеи, прорастающие в сознании человечества веками.
Н.К. Рерих "Майтрейя Победитель" Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г. Н.К. Рерих "Твердыня стен" (Монастырь Бон-по) Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г.
Обратимся к очерку Н.К.Рериха «Великий Облик». Очерк посвящен жене - Е.И.Рерих. Но есть в нем мысли, которые могут быть применены и к некоторым другим историческим личностям, в том числе и к В.И.Ленину. Такие люди, как правило, масштабом своего мышления и деятельности опережают свое время на сотни лет. Практически, они люди из будущего. Но именно они расставляют вехи на путях развития нашей эволюции. Они похожи друг на друга, как некая, вне пространства и времени, особая человеческая раса. Их деятельность всегда направлена на общее благо, действуют они всегда самоотверженно, обладают высокими интеллектуальными и творческими способностями. Их дела и идеи – культурный прорыв в будущее. Большинством современников они, как правило, не поняты. Н.К.Рерих сам принадлежал к этой передовой когорте и потому мог написать эти строки:
«Когда великие облики доходят до нас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. За завесою времени – все возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги – остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения.
Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. Возьмите описания недавно прошедших больших людей. Сколько в них будет отмечено ненужного, нехарактерного, которое лишь покажет, что окончательная сущность их бытия еще не взвешена и не оценена. Непременно будут вводимы самые сомнительные, самые мало доказанные подробности, из которых будут сделаны если не вполне отрицательные, то по возможности умаляющие выводы. В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберет многое, что сорило глаза ближайших зрителей. Суду веков ведь не нужно непременно умалять. Даже на расстоянии каких-то ста лет мы видим, что очень многое самосильно приходит в равновесие. Еще не истлели печатные листы, на которых большие личности были засоряемы и оплеваны. Не только в памяти дедов, но воочию можно видеть, насколько жестоко и несправедливо издевались люди над теми явлениями, которыми уже через неполное столетие их же страны, да и весь мир, справедливо гордятся».(3 стр.466)
В опубликованных дневниках и очерках Н.К.Рериха упоминаний о Ленине немного. Как правило, это краткие и емкие формулы, за которыми стоит мощная мысль и твердая убежденность в особой исторической предназначенности этого социального деятеля. В своих высказываниях Рерих был осторожен, памятуя о крайне неоднозначном отношении к организатору и вдохновителю русской революции в среде западных политиков и русской эмиграции. Проявление симпатии к нему могло затруднить продвижение многих культурных проектов самого Рериха. Тем более, что некоторые лучшие представители эмиграции были сотрудниками культурных организаций, учрежденных Рерихом . Это положение разъясняет Е.И.Рерих в письме от 17.12.35.
«…что Н.К. не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это более, нежели понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей Родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о нем среди враждебных, злобствующих и непонимающих было бы просто кощунством. На Востоке о самом сокровенном не принято говорить, в этом отношении Н.К. прилежит Востоку. Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относится к ней после взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. Но она уже вступает на путь выздоровления… Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать».( 6 стр.707)
ГОРА ЛЕНИНА
Н.К. Рерих Гора Ленина (ХIII день. Ак-таг.) 1926 г.
С именем Ленина связаны некоторые этапы Центрально-Азиатской экспедиции Рериха (1923 – 1928г.г.). В октябре 1925 года экспедиция преодолевает перевалы Каракорума. Прошли самую высокую дорогу мира – 5670 метров над уровнем моря, перешли границу Китая, дошли до раздела путей на Санджу. Второго октября Рерих записывает в дневнике:
«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовалась снеговая гора Ленина. Так назвал высший пик хребта Патос Н.К Р.ерих, проходя здесь из Тибета. Гора Ленина стоит над разветвлением дороги на Каргалык – Яркенд и Каракаш – Хотан. … Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта».
Рукопись дневника хранится в архиве Внешней политики РФ (Москва). Эту цитату приводит интернет-сайт «Верность Ленину».
В изданной части путевого дневника, в книге «Алтай - Гималаи», по уже понятным для нас причинам, имя Ленина Рерихом опущено, фигурирует только гора Патос. Вот так выглядит этот текст в «Алтай – Гималаях»:
«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта (Патос фонетически, по-местному Ак-Таг) Махатма Ак-Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на Каргалык – Яркенд и Карагаш – Хотан. … Гора высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: «Он - (великий учитель) не был против истинного буддизма и говорил: «Истинный буддизм – хорошее учение». Д. писал об этом в Тибет».(1. стр.123)
( В качестве версии, «Д.» - не младший ли брат Н.К., Дмитрий, оставшийся на Родине, в Советской России)?
На уже упоминаемом сайте «Верность Ленину» приводятся сведения о том, что 5-го октября Рерих сделал запись в дневнике о замысле картины «Гора Ленина». В опубликованном варианте дневника эта запись отсутствует.
Позже картина была передана советскому правительству вместе с серией «Майтрейя. Красный Всадник» во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве. Об этом свидетельствует составленный Николаем Константиновичем рукописный список передаваемых в дар картин. Сегодня этот документ представлен в экспозиции Международного Центра Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции, а его фотокопия опубликована в сборнике «Рерих. Пророчества» (В.П.Князева, И.П.Кузнецова, Е.П.Маточкин, Самара, издательский дом «Агни», 2004).
«Гора Ленина» включена в перечень художественного наследия Н.К.Рериха В.В.Соколовским по рукописному списку картин 1925-1926 годов, составленному самим Рерихом. Местонахождение полотна в настоящее время неизвестно, но в 2008 году оно выставлялось на аукционе Christie's . (Подробнее о картине "Гора Ленина" можно прочитать здесь.)
«АЛТАЙ - ГИМАЛАИ»
Штаб-квартира Центрально-Азиатской экспедиции в Хотане
Обратимся к опубликованным дневниковым записям Н.К.Рериха в книге «Алтай-Гималаи».
«Алтай-Гималаи» - не только путевой дневник в традиционном понимании, но и размышления Николая Константиновича о жизни, о ее героях, прошлых и настоящих, о неисповедимых путях продвижения эволюционных идей, о знаках единства человеческой культуры. В пути вспоминалось и думалось о многом.Апрель 1926 года. Экспедиция на территории Западного Китая. Хотан – крупный административно-торговый центр с давней историей. Мало что осталось от древнего города и его традиций. Когда–то Хотан славился нефритом, коврами, пением. От всего этого ничего не осталось. Ковры модернизированы, поделки из нефрита грубы, пение несложно. И внешне город малопривлекателен – тесные базары и пыльные закоулки глинобиток. Местная администрация невежественна, действует беззаконие мрачного средневековья, в округе царит изощренный произвол. Население запугано и обезличено. Экспедиции чинятся различные препятствия – не пропускается почта, нет связи с внешним миром, оружие опечатано и увезено, запрещено исследовать окрестности, Николаю Константиновичу – рисовать.
Творятся оскорбления и бессмысленные неприятности. Наконец заканчивается принудидельное трехмесячное стояние в Хотане. Экспедиции разрешено продолжать путь, но не по большому караванному тракту, а по опасной дороге через пустыню вдали от гор в сопровождении сомнительного вида охраны. Наконец, подошли к Урумчи – административно-торговому центру китайского Синьцзяна.
Пребывание экспедиции в Урумчи совпало с подготовкой к открытию памятника Ленину на территории советского генконсульства. Двадцать первого апреля 1926 года бюст Ленина прибыл из Советской России. В этот день у Рериха состоялась встреча с консулом А.Е.Быстровым , который и попросил художника набросать эскиз постамента.
В этот же день в дневнике Елены Ивановны Рерих появилась запись:
«04.21.26 … Успеете помочь в памятнике Ленину. Достать красный камень, квадрат в основании и, конечно знаки Советов. Советую надпись: «Ленин – великий Учитель» на семи языках».
На следующее утро, ко дню рождения Ленина( 22 апреля), эскизы были готовы. По проекту Рериха пьедесталом служила усеченная пирамида из красного камня. На лицевой стороне предполагалось выбить серп, и молот со звездой над ними, и ниже надпись - «Ленин – великий Учитель» на семи языках.
Карандашный эскиз Рериха до 1970 года хранился у бывшего генконсула А.Е.Быстрова, а в настоящее время, находится в одном из частных московских архивов. История установки памятника описана в дневнике Быстрова, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации. (данные сайта «Верность Ленину»).
А в дневнике Рериха в эти дни (21, 22, 23 апреля) размышления о «великих обликах»: Манджушри - владыке мудрости, образе Иссы в торгутской легенде, о пророческом призвании Магомета. А ниже запись от 23 апреля:
«Какой чистый воздух сегодня! После смерти Ленина Е. Чин-Бен писал: «Народы многих называют славными героями, но, в сущности, только малое количество людей заслуживает этого названия. Таким был он, пользовавшийся всеобщей любовью – яркая звезда человечества. И может быть он сравнен с Шакья – Муни и с Христом. Небеса безжалостны; он ушел из нашего мира, но идеи его будут жить вечно».
Далее Николай Константинович добавляет, памятуя о произволе в Хотане:
« Есть же где-то светлые и смелые и честные китайцы, но ведь мы то их не видим. А так хотелось бы увидеть!». (1. стр.238)
В генконсульстве, тем временем, шла подготовка к открытию памятника – установлен пьедестал из красного камня в форме усеченной пирамиды. Осталось выбить на нем надписи и памятные знаки. Некоторые люди из русской колонии затруднялись прийти на открытие памятника Ленину, опасаясь противоречий с религией. Но местный священник проявил мудрость и в проповеди, посвященной этому важному урумчинскому событию, указал: «Воздайте богу - богово, а кесарю – кесарево», возведя тем самым Ленина в ранг кесаря. Затруднение у местных верующих исчезло.
Однако в дело опять вмешалась злая рука китайского чиновника. Местный дуту запретил установку памятника. Рерих записывает в дневнике:
«Так, так! Также дуту протестует против качелей, гигантских шагов и игры в городки во дворе консульства. Запрет объясняется заботою о неприкосновенности консула. Опять лицемерие, грубое, неприкрашенное! … Целый ряд сведений об иезуитстве дуту и как он освобождался от неприятных ему чиновников, поражая их в спину. Это уже не лакированная старая китайская работа, а гримаса испорченной маски».(1. стр.242)
Несколько дней с дуту ведутся переговоры и, наконец, он «просветился» и о«кончательно запретил открытие памятника Ленину. В дневнике Рериха запись:
«Интересно, какова будет судьба гигантских шагов, качелей, городков и клуба? Еще очень опасное занятие на дворе консульства – теннис…». (1. стр.243)
А далее Николай Константинович опасается за сохранность своих дневников, тетрадей, как бы они не исчезли. Известны многие случаи произвола и беспрецедентного насилия со стороны невежественной местной китайской администрации не только к своим согражданам, но и к проходящим караванам и путникам. Есть основания для беспокойства:
«Недавно полицейский спрашивал у Е.И., веду ли я дневник».(1. стр.244)
1-е мая. Сотрудники консульства отмечают день международной солидарности трудящихся. Двор консульства празднично убран. Под большим навесом, увешанном яркими коврами, накрыты столы на сто человек. Рядом - три юрты для мусульман, где еда приготовлена под присмотром специального человека. Перед юртами сиротливо стоит усеченная пирамида. И опять в дневнике Рериха появляются строки:
«Так обидно, что «Ленин» не успели написать на подножии запрещенного памятника. Ведь к этому имени тянется весь мыслящий Восток, и самые различные люди встречаются на этом имени».(1. стр.246)
Позже, в августе, на Алтае, Николай Константинович вспоминает беседу с наркомом просвещения Луначарским, состоявшуюся во время краткосрочного заезда Рерихов в Москву. Говорили о культуре. Луначарский сетовал на то, что в среде большевиков распространено представление о том, что вплоть до возникновения пролетарской культуры, была культура сплошь «буржуазная», и что эта последняя «представляет собой опасный яд для всякого правоверного коммуниста и что следует всемерно ограждать таких правоверных от старой культуры и от того, что она произвела». Луначарский подчеркивал идею Ленина о необходимости усвоить «старую» культуру. Эту мысль Ленин сформулировал в одном из параграфов программы партии большевиков. Однако, после его ухода на этот важный пункт программы никто не обращает внимания, сетовал Луначарский.
Так оценивал обстановку на постреволюционном поле культуры его нарком.
А далее Рерих пишет:
«В великом Владимире поразительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в мировую постройку. Именно это вмещение открывало ему путь во все части света. И народы складывают ленинскую легенду не только по прописи его постулатов. Но и по качеству его устремления. За нами лежат 24 страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли его притягательную мощь … Друзья, самый плохой советчик – отрицание. За каждым отрицанием стоит невежество. И в невежестве – вся гидра контрреволюции. Знайте, знайте без страха и во всем объеме».(1. стр.290)
ЛИСТЫ ДНЕВНИКА
«Знайте, знайте» Рериха наполнено тем же смыслом, что и «Учиться, учиться и учиться» Ленина. Эта формула была близка им обоим и Николай Константинович не раз вспоминает ее ленинский вариант в своих «Листах дневника».
Много лет спустя, в очерке «Свобода познания» (1943г.), Рерих в очередной раз возвращается к теме суеверий, предрассудков и предубеждений, которые во все века одолевали человека. Множество полезнейших научных нахождений горело на потеху толпы. Но ведь задача науки раскрыть нам то, что мы не знаем, а при отрицании прекращается всякая наука. Пусть ленинцы помнят завет о диалектическом материализме. И еще пусть доброжелательно помнят завет Ленина о том, что так неотложно: «Первое – учитесь! Второе – учитесь! Третье – учитесь!».
В очерке «Воины» (1946г.) Рерих с печалью пишет о фактах снижения культуры в обществе и в искусстве, тревожится: «Опасная Эпидемия!». Рассказывает о статье в газете «Известия», где приводятся анекдотические ответы студентов на некоторые элементарные экзаменационные вопросы. Нет знания. И опять вспоминает Ленина и его «Учиться, учиться, учиться».В очерке «Взлеты» (1946г.) – о взлетах науки, о новых открытиях, о новых направлениях в исследованиях. И опять слова о Ленине:
«Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!». Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя. Мир в его вечном становлении, в неудержном движении изучаем с точки зрения диалектики».(4. стр.405)
ПОСОЛЬСТВО В МОСКВУ
Н.К. Рерих "Красные кони" 1925 г.Н.К.. Рерих "Шепоты пустыни"(Сказ о Новой Эре) Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г.
Но вернемся к экспедиции Рериха в 1926 год. Кроме задач художественных и научных у экспедиции были и «иные» задачи, о которых, к сожалению, мало известно широкой общественности.
Николай Рерих выполнял ответственную посольскую миссию Гималайских Махатм. Миссия несла важнейшую эволюционную задачу – Учителя Востока протягивали руку помощи молодому советскому государству. Рериху было поручено посетить Москву, встретиться с представителями правительства, передать письмо и предметы, имеющие сокровенный смысл. Он вез в Москву ларец из слоновой кости времен Великого Акбара ( император Индии, 1555-1605 г.г.) с «землей, где ступал Будда, думая об общине мира», («И земля – земля Будды – переносится на великую могилу», 1, стр.273),послание Гималайских Махатм к советскому народу, а также серию своих символических картин «Майтрейя», написанных во время трехмесячного стояния в Хотане.
В послании были слова:
«На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. … Вы закрыли ворота ночных притонов. … Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. …посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая единении Азии!». (5. стр.178-179)
Рерихи шли в Москву вестниками о том, что «лучшие умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию», учение Будды есть революционное учение, а Майтрейя, грядущий спаситель в буддизме, есть символ коммунизма. Сотни миллионов буддистов могут быть привлечены к мировому движению общины. Союз буддизма с ленинизмом даст мощный импульс эволюции. Эти мысли Рерих должен был передать представителям правительства.О посещении экспедицией Рериха Советского Союза знали немногие. Формально экспедиция во главе с художником должна была находиться на одном из этапов своего официально утвержденного пути где-то в северной части Центральной Азии. О поездке же в Москву вообще знали лишь доверенные близкие. Эти меры безопасности Николай Константинович вынужден был принимать из-за сложной политической ситуации в регионе, неоднозначного отношения в мире к молодой советской республике, откровенного противостояния со стороны иностранных разведок и, в первую очередь, английской, которая считала себя, в те годы, полноправной хозяйкой в Азии. Николай Константинович опасался доверять подробности маршрута и почте.
В советской России Рериха встретили радушно. О нем помнили, его творчество вызывало живейший интерес, представители рабочих коллективов в Омске, где Рерихи задержались на несколько дней, обращались с просьбами о проведении выставок, лекций. Но Рерих спешил, он не мог долго задерживаться в стране.
В Москве у Рериха состоялись беседы с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским. Оба наркома с большим интересом отнеслись к рассказам художника об Индии и Тибете, а также к его планам дальнейших научных исследований в Азии. Ларец и послание Николай Константинович вручил Чичерину Г.В., а тот их передал в Институт Ленина.
Полный текст послания Гималайских Махатм советскому народу опубликован в книге «Рерих»серии ЖЗЛ П.Беликова и В.Князевой (Москва, Молодая Гвардия, 1972г.), а также в предисловии Л.В.Шапошниковой к «ургинскому» изданию «Общины» (МЦР, 2004г.).Кроме того, в дневниках Елены Ивановны Рерих есть текст персонального письма одного из Махатм к Чичерину Г.В.. В нем говорится о необходимости введения мирового коммунизма как ступени неотложной эволюции. И опять упоминается имя Ленина, осознавшего неотложность эволюционных задач.
Подаренная Рерихом серия картин «Майтрейя» долго пылилась в одном из кабинетов Совнаркома. Подарок был принят, но символика его и значение не поняты. Помощь Высшая была отвергнута. И потому все последующие события в стране развивались не по самому лучшему варианту.
Случайно о даре Рериха узнал вернувшийся из Сорренто А.М.Горький, которого связывали с Николаем Константиновичем давние дружеские отношения. В течение нескольких лет полотна серии «Майтрейя» украшали столовую подмосковной дачи писателя в Горках. По словам очевидцев, он часто задумывался о чем-то, рассматривая их. А потом как-то особо произносил: «Любопытные вещи». В 1936 году по завещанию А.М.Горького картины были переданы художественному музею города Горького, который ныне переименован в Нижний Новгород.
Сам Н.К.Рерих серии «Майтрейя» придавал большое значение и интересовался ее дальнейшей судьбой. В письмах он называл ее «Красный Всадник». В Новгородском художественном музее эта серия находится, и, по сей день, за исключением картин «Шамбала идет» и «Гора Ленина», местонахождение которых нам неизвестно.
Н.К. Рерих "Конь счастья" Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г. Н.К. Рерих "Мощь пещер" Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г.
ВЕЛИКИЙ ВСАДНИК. ЯВЛЕНИЕ СРОКА.
Пребывание Рерихов в Москве было недолгим. Затем посещение Алтая и, далее, Монголия. В Урге, столице Монголии (ныне Улан-Батор), экспедиция задержалась. Велись археологические исследования, изучалось состояние религий, шла подготовка технического оснащения экспедиции к следующему участку маршрута. Предстояло пересечь самую большую азийскую пустыню – Гоби и пройти через болота Цайдама. В Урге Н.К.Рерих создает свою знаменитую монгольскую серию картин.
11 марта 1927 года Н.К.Рерих передает в дар правительству Монголии картину под названием «Великий Всадник». На фоне темно-синего неба, в клубах огня и молний стремительно несется на красном коне всадник с красным знаменем в руке. Всадник одет в монгольские одежды, но с первого взгляда похож на красноармейца в шинели и буденовке.
Цветовое и композиционное решение картины было навеяно сюжетом тибетской танки «Красный Всадник», подаренной Рерихам в Ладаке еще в 1925 году. На ней был изображен несущийся в облаках Красный Всадник, олицетворяющий собой грядущее пришествие Будды Майтрейи и новой эры справедливости и добра. Этот сюжет, с сохранением стилистических особенностей буддийской иконографии, Рерих переносит в основу одной из картин серии «Майтрейя» и пишет ее второй вариант, но уже в Урге.
Урга. Н.К. Рерих около юрты Н.К. Рерих "Великий Всадник" 1927 г.
В ургинской русскоязычной газете «Известия» от 18 марта 1927 года было помещено письмо Рериха со словами:
«Монгольский народ строит свое светлое будущее под знаменем Нового Века. Великий Всадник освобождения несется над просторами Монголии. Пришли опять лучшие времена Азии».(5. стр.184)
Принимая этот «дар исключительной ценности», председатель правительства Цырен Дорджи, побывавший вместе с Сухэ-Батором у Ленина в Москве, произнес ответную речь. Он закончил ее словами:
«Пусть идея нашего общего Учителя Ленина распространится по всему миру подобно пламени, изображенному на этой картине, и пусть мужи, следующие этому учению, будут продолжать работу с той же решимостью, с какой несется изображенный Великий Всадник ».(5. стр.184)
Монгольское правительство с благодарностью приняло дар Рериха. Картине и изображению оказывались почести. Было намерение построить для нее специальный храм.
«Приходит уполномоченный от монгольского правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с другими почитаемыми предметами.» (1. стр.293)
Здесь же, в Урге, Рерих пишет картину «Явление сроков».
В ней он развивает тему полотна 1920 года «Сон Востока», на котором изображена гигантская голова спящего богатыря. Великан спит, глаза его закрыты.
Но, путешествуя по Центральной Азии Рерих видел знаки духовного пробуждения народов Востока, их огромный интерес к идеям Ленина о создании справедливой государственности и к личности самого Ленина. Было много пророчеств и знаков о наступлении века Будды Майтрейи и продвижение Лениным справедливых для трудящихся социальных идей буддийским миром воспринималось как явный знак наступления Новой Эры.
Кроме того, красный цвет знамени, красная звезда и другая советская символика, для буддистов имели важный символический смысл. Они были знаками Майтрейи. И потому на картине «Явление срока» в лице проснувшегося богатыря, зорко всматривающегося в даль, угадываются портретные черты «вождя мирового пролетариата».
Размер полотна имеет вытянутую форму, а на подрамнике есть надпись, что это панно является эскизом проекта наддверной фрески будущего храма, посвященного Владыке Шамбалы. Храма, в котором должна была храниться картина «Великий Всадник».
Кстати, Ургу, после революционных событий 1924 года, сменивших монархию на республику, переименовали в Улан-Батор-Хото, то есть город Красного Богатыря, в честь Высокого Буддийского Идеала.
Н.К. Рерих "Сон Востока"1920 г.Н.К. Рерих "Явление сроков" 1927 г.
Картина «Явление срока» неисповедимыми путями оказалась в Советской России у А.М.Горького. Вместе с серией «Майтрейя» она хранится ныне в Нижегородском художественном музее.
О ЛЕНИНЕ В УЧЕНИИ «ЖИВОЙ ЭТИКИ»
Н.К. Рерих "Знамя грядущего" Серия "Майтрейя" (Красный Всадник) 1925 г.
В том же 1927 году в Урге Рерихами была издана третья книга Учения «Живой Этики» - «Община». Издание вышло небольшим тиражом на русском языке, и впоследствии стало известно среди почитателей творчества Рерихов как «ургинская» «Община».
В этом первом издании «Общины» несколько параграфов было посвящено Ленину, была дана оценка событиям в России, и предрекались дальнейшие пути ее развития. Коммунизм упоминался в одной строке с буддизмом.
Уже после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, при подготовке второго издания «Общины», Елена Ивановна Рерих, по понятным причинам, изъяла параграфы о Ленине. Упоминания о нем заменила словами «социальный реформатор» или «социальный психолог». Термин «коммунист» был заменен термином «общинник».
Долгие годы ургинское издание было редкостью, распространялось исключительно самиздатовскими методами. Наконец, в 2004 году Международным Центром Рерихов ( Москва) было осуществлено издание «Общины» в 2-х вариантах – ургинское и отредактированное Е.И.Рерих. Обратимся к ургинскому изданию, перечитаем слова Высокого Общинника Востока о Ленине.
« … Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. В этом люди Северной Страны имеют отличный пример – их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд! Нужно принять за основание зов новизны.
… нужна оторванность от старых путей. … Бывает время, когда можно идти только вперед …», (7. стр.11).
« … Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время.
И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу.
Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям.
Книги его мы меньше любим – они слишком длинны, и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория», (7. стр.34).
« Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда он не жаловался, никогда не считал себя ущемленным, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса.
Мало последователей Ленина, много легче быть его почитателем. У последнего лентяя будет портрет Ленина. У последнего болтуна будет книга о Ленине. Но Иван Стотысячный собирает жатву Ленинских зерен…». (7. часть вторая, гл.4, п.2, стр.40).
«Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нес Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова «боюсь» не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа» (7. стр.42)
«Эволюция мира складывается из революций, или взрывов материи. Каждая революция имеет поступательное движение вверх. … Потому строительство в революции является самым опасным моментом. Множество несовершенных элементов будет нагнетать построения вниз, в слои вещества отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может обратить построение вверх, в слои неиспытанные и прекрасные содержанием новых элементов. … Могу оправдать любое разрушение, но опускание в старые вместилища недопустимо. … Нужно понимание Нового Мира во всей суровости.
Столько сделано Лениным, столько явлено теми, кто строил в бесконечность...». (7. стр.42)
«… Ленин мыслил широко и понимал материю…». (7. стр.70)
«…Сейчас наблюдается устремление учения буддизма в направлении северо-западном и учения Ленина в направлении юго-восточном. В свое время обвиняли Будду в извращении древних учений, так же указывают на изменение Лениным традиций марксизма. Лучше назвать оживлением традиций, ибо народный вождь должен быть на гребне всех новых горизонтов…». (7. стр.116)
«…Кстати, вспомним, что осужденное слово «пророк» значит «предрекающий». Ленин и Маркс были предрекающими течение событий; значит, это понятие не менее реально, нежели медицина и астрономия…». (7. стр.121)
«…Ленин и Маркс заботливо чуяли достижения знания. Коммунист должен быть открыт всем возможностям…». (7. стр.130)
«…Отчего Ленин мог проходить без лицемерия трудный путь? … Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится…». (7. стр.136)
«…Желающий посвятить себя истинному коммунизму действует в согласии с основами великой Материи. …Почему на Востоке почитают Ленина? Именно за ясность построений и нелюбовь к условностям и за веру в детей как символ движения человечества…». (7. стр.158)
«… единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень… Учитель будет естественным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким Учителем. Учитель в Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий Учитель почитается особенно…» (7. стр.171)
«…Нужно, наконец, усвоить уявления реального материализма, как его учили Маркс и Ленин. А всякая невежественность должна быть реально обнаружена и удалена из коммуны…» (7. стр.188)
«…Что есть нового? Ничего. Но есть лишь новое осознание явлений свойств материи для современного состояния ума. Нужно понять, что истинные утверждения не в самодовлеющем отрывании, но в действительной преемственности. Кто же захочет изолировать Маркса или Ленина от предшественников, окажет им плохую услугу. Только в безбоязненном утверждении ряда последовательности можно укрепить явление…». (7. стр.192)
Коммунистические идеи, то есть, идеи социальной справедливости, разрабатывались мыслителями всех веков и народов задолго до Маркса и Ленина. Позже их стали называть «социалистическими», «утопическим социализмом»; современники в них не верили, считали фантазиями, а их авторы подвергались, в лучшем случае, насмешкам. Тем не менее, идеи жили. Не будем углубляться в седину веков, вспомним лишь европейских философов-утопистов 16 -17 веков.
Томас Мор – автор знаменитой «Утопии», в которой, с одной стороны, подвергаются критике существующие в то время в Англии порядки, с другой стороны – излагается вариант идеального, справедливого для всех, государственного устройства. Томазо Кампанелла и его «Город Солнца», Джеральд Уинстенли и его «Закон Свободы». Во Франции – Верас, Жан Мелье, Морелли, аббат Мабли, Руссо, Сен- Симон, Шарль Фурье и другие. В Италии – Буонаротти. Наконец, утопический коммунизм Роберта Оуэна и так далее, до Маркса. Лучшие умы Европы разрабатывали идеи общества социальной справедливости не одно столетие. И, вот, свершилось – реальное государственное переустройство, в основу которого были положены идеи общего блага. Процесс был сложным, но эволюционно необходимым и своевременным. Е.И.Рерих писала в письмах в 1936 году:
«Россия одна растет, когда все гниют. Мало кто понимает все значение происходящего в России», «Мышлении народа направляется к просвещению. Таким путем приближается эволюция», «Не надо судить строго, если не понимаете процесса», «Не осуждайте, если многого не знаете».
Но продолжим чтение «ургинской» «Общины».
«…Знаем монолитное мышление. Мы видели Ленина в Швейцарии. Наш сотрудник беседовал с ним в Москве. Фронт не менял, не мыслил половинчато. Каждый знал о неисчерпаемости его утверждений …». (7. стр.195)
«…Уже Говорил, что Наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово «Шамбала». Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и Мировой Общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала». Словами вождей измеряем наследников. Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнет называть себя марксистом или ленинистом, сурово скажите ему: «Явное предательство основ общины…». (7. стр.198-199)
«Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос… Как ученики Ленина, смотрите орлиным глазом и львиным прыжком овладевайте сужденной мощью». (7. стр.206-207)
И еще одна цитата, дающая обоснованное и развернутое определение сужденного человечеству социального устройства.
«Община есть единственный разумный способ человеческого сожития. Одиночество есть разрешение вопросов жизни вне общины. Все промежуточные явления – различные ступени компромисса и обречены на разложение. Говорят о наследственной теократической власти – само построение абсурдно. Слова «наследственность» и «Тео» несовместимы. И кто определит степень Тео? Тирания и военный империализм уже в зарождении носят признаки разложения. Короли, конституции могут вызывать улыбку сожаления. Все комедии парламентов могут служить лишь назиданием бренности жизни. Все псевдо-социалистические гримасы могут лишь внушить отвращение. Только сознание общины утверждает эволюцию биологического процесса. …». (7. стр.157-158)
Разумеется, мы понимаем, что отношение к личности и идеям великого социального реформатора 20-го века Ульянова-Ленина, Махатмы, сегодня, после массированной обработки массового сознания, сложен и неоднозначен для многих. Но мы надеемся – предоставленный материал поможет кому-то очистить свое мышление, сформировать мировоззрение, отвечающее неотложным эволюционным задачам, и направить свои дела и помыслы на их решение.
https://roerich.kz
**********
3.Явление «Горы Ленина».
Как картина Н.К.Рериха «Гора
Ленина» превратилась в «Явление срока»
В 1926 году в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих посетил Москву и передал в дар Советской
России девять своих картин, объединенных глубоким символическим содержанием - сюиту «Майтрейя»,
имеющую второе название «Красный всадник», а также картины «Красные кони» и «Гора Ленина» (1925-1926 гг.
Бумага на доске, темпера. 22,8;29,2. Местонахождение картины неизвестно).
В Международном Центре Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции экспонируется автограф
Николая Константиновича удостоверяющий этот факт [1]. Все картины были созданы на маршруте экспедиции в
Гималаях и Китайском Туркестане.
Подбор картин для дара был глубоко не случаен. Сюита «Майтрейя», состоящая из семи картин («Шамбала
идет», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустыни», «Майтрейя
победитель») проникнута символикой приближающейся Новой Эпохи.
В основу сюжета «Красных коней» положен старинный буддийский обычай, о котором рассказывает Н.К. Рерих в
книге «Алтай – Гималаи». Во время ненастья ламы поднимаются на высокую гору и совершают особое действо в
помощь терпящим бедствие путникам. Знаком этой помощи являются пускаемые ими по ветру бумажные фигурки
красных коней [2].
Символика картины «Гора Ленина» также далеко выходит за пределы названия. В том, что на ней изображена
вполне конкретная горная вершина – сомнений нет. В нижнем левом углу картины, на имеющейся в нашем
распоряжении репродукции, отчетливо видна надпись: «ХIII день Ак-таг Гора Ленина».
Главная О Рерихах Пакт Рериха и Знамя Мира Центрально-Азиатская экспедиция
Живая Этика - философия Космической реальности Картинная галерея
Публикации о картинах Рерихов Рерихи и современность Культура Казахстана
Сокровенная Азия Фестиваль "Держава Рерихов" Журнал "Восхождение" Библиотека
Н.К. Рерих «Гора Ленина», надпись в левом нижнем углу картины
Преодолев последний гималайский хребет, экспедиция пересекла границу Китая и двинулась далее в
направлении Хотана, административного центра южного Синцзяна. Спустя сутки подошли к хребту (горе) Ак-Таг
или Патос. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» приведены следующие строки, датированные 2-м октября 1925
г.:
Важно отметить, что картина «Гора Ленина» воспроизводит реальное место на маршруте экспедиции и была с
особым значением передана Рерихами Советскому правительству.
Кроме девяти картин переданы были также Письмо к советскому народу, известное как «Послание
Махатм» [5], ларец с землёй «где ступала нога Будды, этого Великого Учителя и провозвестника общины и
надписью на русском и тибетском языках «Махатмы Востока на могилу русскому Махатме», а также
рукопись книги «Община» [6].
Сочетание смыслов всех этих предметов имело важнейшее значение для молодого советского государства –
предлагалась помощь и указывался путь.
Дар был передан Н.К.Рерихом представителям советского правительства в лице наркомов Г.В.Чичерина и
А.В.Луначарского. Руководителями страны его символический смысл не был понят и помощь предложенная - не
принята. Дальнейшая судьба Дара нам доподлинно неизвестна. По некоторым неуточнённым данным он был
передан в Институт Ленина. Авторы других публикаций повторяют версию о том, что картины долгое время
пылились в коридорах Совнаркома, но также без ссылок на её первоисточник. Сам факт посещения Рерихами
Москвы в 1926 году в СССР долгие годы замалчивался.
Спустя какое-то время картины Н.К.Рериха оказались у А.М. Горького на даче [7], где украсили его столовую. Об
этом рассказывает в своих воспоминаниях художница В.М. Ходасевич: «В один из приездов в 1935 году в Горки, в
столовой я увидела развешенными на стенах восемь картин Н. Рериха» [8]. Когда и при каких обстоятельствах
они попали на дачу А.М.Горького – нам неизвестно. Но после кончины Алексея Максимовича в 1936 году, по его
завещанию, картины были переданы в дар Горьковскому (ныне Нижегородскому) государственному
художественному музею.
Н.К. Рерих «Явление срока»
1927 г.
Проект наддверной фрески, холст, темпера. 62;124. Нижегородский государственный художественный
музей
«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовывалась снеговая гора Патос. Так назвал
высший пик хребта («Патос» - фонетически, по-местному "Ак-Таг" [3]) Махатма Ак-Дордже, проходя
здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на Каргалык-Яркент и Каракаш-
Хотан. (…) Гора высится конусом, между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: "Он
(Великий Учитель) не был против истинного буддизма и говорил: "Истинный буддизм – хорошее
учение"» [4].
Сопоставляя список картин, подаренных Рерихом в 1926 году, со списком картин, переданных А.М.Горьким в
Нижегородский музей, обнаруживаем исчезновение двух полотен – «Шамбала идет» (первая картина сюиты
«Майтрейя») и «Гора Ленина». Но зато в завещании А.М.Горького и, соответственно, в Нижегородском музее
появилась картина «Явление срока», о которой известно, что создана она была Рерихом уже после посещения
Москвы, в 1927 году в Монголии, в Урге как проект наддверной фрески [9]. Когда она была привезена из
Монголии в Советский Союз неизвестно.
Неизвестно также, когда картины «Шамбала идёт» и «Гора Ленина» были изъяты из комплекта дара Рериха.
Вполне возможно, это произошло до того, как картины оказались на даче у А.М. Горького, так как В.М.
Ходасевич в своих воспоминаниях определенно пишет, что картин у Алексея Максимовича было восемь. Нам
сейчас важно отметить, что в 1936 году, согласно завещанию А.М. Горького, две картины из подаренных
Н.К.Рерихом советскому народу («Шамбала идёт» и «Гора Ленина») уже отсутствовали, но появилась «Явление
срока».
Судьба картины «Шамбала идет» неизвестна до сих пор. Но у истории «Горы Ленина» оказалось продолжение, о
котором речь пойдет ниже.
26 ноября 2008 года картина Н.К.Рериха с названием «Гора Ленина» была выставлена на известном
международном аукционе предметов искусства Christie's. На сайте аукциона была размещена репродукция
картины, благодаря чему мы получили возможность ее увидеть. Факт продажи сам по себе более чем
прискорбный – картина, которая должна быть собственностью государства, оказывается в частных руках и на
зарубежном аукционе. Очень интересно было бы узнать, что было написано в провенансе [10] картины и кто его
предоставил. Ведь сейчас широко известно, что подделки, подлоги и пр. часто сопровождают торговлю
предметами искусства.
Но у этой продажи есть и предыстория, связанная с именем В. Росова.
В статье «Великий Всадник», имеющей подзаголовок «О Ленине и символике звезды на картинах Николая
Рериха» В.Росов пишет:
Позднее, в книге «Николай Рерих. Вестник Звенигорода» В.Росов повторяет эту информацию, также, не
утруждая себя никакими доказательствами [12].
На чем основывал В.Росов свое более чем странное утверждение о переименовании Рерихом своей картины –
неизвестно. Обычно он с удовольствием ссылается на редкие архивные документы, чтобы подтвердить свои
«гипотезы».
Ложь, напечатанная в журнале «Вестник Ариаварты», начала свое шествие по разным изданиям, Интернет
публикациям и каталогам, тиражируемая доверчивыми составителями и редакторами.
Справедливости ради надо отметить, что путаница с картиной «Явление сроков» началась до Росова. Например,
Е.И. Полякова в монографии «Николай Рерих» писала, что картина «Явление срока» была привезена Рерихом в
Москву в 1926 году [13]. Подобную неточность допустила В.П. Князева в книге «Николай Рерих. Летопись жизни и
творчества»[14]. Но они не утверждали, что эта картина и есть «Гора Ленина».
Для того, чтобы убедиться в том, что речь идет о двух разных картинах – «Гора Ленина» и «Явление сороков» -
достаточно заглянуть в материалы, доступные ныне даже простому любителю творческого наследия Рериха. Это
каталог картин Н.К. Рериха, составленный В.В. Соколовским и опубликованный в 1978 г. в сборнике «Н.К. Рерих.
Жизнь и творчество», и альбом «Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея»,
изданный в Самаре в 1998 году, автор-составитель И.Н. Кузнецова. Оба названных источника были доступны
задолго до опубликования статьи Росова.
В каталоге В.В. Соколовского в разделе картин, написанных в 1925-1926 гг. имеется картина «Гора Ленина»,
внесенная туда на основе рукописного списка картин, составленного Н.К. Рерихом.
В этом же каталоге в разделе 1927 г. имеется картина «Явление срока», с указанием размеров, техники и
«Там же, в Хотане (неточность В.Росова, до Хотана ещё 9 переходов - прим. составителя) 5
октября 25-года художник задумал картину «Гора Ленина». Позже он переименовал ее в «Явление
срока». Однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием. В дарственной
Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина» [11]. (выделено составителем).
местонахождения (Горьковский государственный художественный музей) и даже инвентарного номера - 649.
В альбоме И.Н. Кузнецовой приводится подробнейший каталог картин Рериха, находящихся в Нижегородском
музее, в том числе и «Явления срока». В каталоге описаны не только размер, техника, выставки, но и надпись на
обороте картины «1927 «Явление срока» (Улан Батор Хото): проект наддверной фрески» с монограммой автора.
Даже из этих двух источников видно, что речь идет о двух разных картинах, созданных в разное время и с
разными целями.
Зачем же понадобилось В. Росову совершенно бездоказательно утверждать, что речь идет об одной и той же
картине?
Возможный ответ подсказала нам статья А.В. Стеценко «Загадка одной картины», опубликованная во 2-м томе
Каталога Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха [15].
В этой статье рассказывается, как для того, чтобы скрыть пропажу одной из картин Н.К.Рериха, Государственный
Музей Востока объединил названия двух разных картин – «Тангла» (в настоящее время её местонахождение
неизвестно) и «Песнь о Шамбале» (находится в Музее Востока). Таким образом, из двух картин получилась одна
– «Тангла. Песнь о Шамбале».
Тот же приём прослеживается в вышеназванных публикациях В.Росова. Он объединяет названия двух разных
картин, утверждая, что это одна работа художника. Этим бездоказательным утверждением снимался вопрос об
исчезновении «Горы Ленина», которая, якобы, просто под другим названием находится в Нижнем Новгороде.
А в это время кто-то готовил необходимые документы для выставления истинной «Горы Ленина» на
торгах солидного аукциона, специализирующегося на предметах искусства.
Подводим итоги.
Картина «Гора Ленина» была написана Н.К.Рерихом на маршруте экспедиции в Китайском Туркестане. На ней
запечатлена самая высокая вершина хребта Ак-Таг (Патос). Об этом свидетельствуют: запись в дневнике
Николая Константиновича от 2 октября 1925 года, собственноручно составленный им список своих картин за
1925-1926 г.г., в который включена «Гора Ленина», а также надпись на самой картине «ХIII день Ак-Таг гора
Ленина».
Во время пребывания Рерихов в Москве в июне 1926 года картина была подарена советскому народу вместе с
сюитой «Майтрейя». Это подтверждает автограф Н.К.Рериха о факте дарения, экспонируемый в МЦР в зале
Центрально-Азиатской экспедиции. С этого момента нет никаких документальных свидетельств о
местонахождение «Горы Ленина».
Картина «Явление срока» была создана в 1927 году в Монголии как проект наддверной фрески, что
подтверждается также списком Н.К. Рериха и имеющимися на картине надписями.
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах исчезла «Гора Ленина». Принимая во внимание свидетельство
В.М. Ходасевич, можно предположить, что это произошло в период годов с 1926 по 1935. Поэтому она не была
включена в завещание А.М.Горького о передаче картин Н.К.Рериха Горьковскому художественному музею.
Мы также не знаем, когда и кем «Явление срока» была привезена из Монголии и передана А.М.Горькому.
Спустя десятилетия, с 2002 года информация о «Горе Ленина» появляется в работах В.Росова, в которых он, не
приводя никаких доказательств, утверждает, что «Гора Ленина» и «Явление срока», хранящаяся в
Нижегородском музее – одна и та же картина «Явление срока. Гора Ленина». А спустя ещё несколько лет, в 2008
году, «Гора Ленина» выставляется на продажу аукционом Christie's.
Через чьи руки прошла истинная «Гора Ленина» пока оказалась на солидном аукционе, кем и какие документы на
право продажи были предоставлены его организаторам – нам неизвестно. Как неизвестно и её местонахождение
в настоящее время.
А мы лишь констатируем факт, что часть культурного наследия страны, сокровенного дара, принесенного
Рерихами от священных Гималайских вершин, оказалась за пределами России и В. Росовым была
сформирована ложная версия идентичности двух картин Н.К.Рериха, написанных художником в разные
годы и с разными целями.
Глущенко Л.И., Садовская И.А.
Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан, 2013 г.
[1] Перечень картин Н.К. Рериха, переданных в дар Советскому правительству в 1926 г. — Международный Центр-
Музей имени Н.К.Рериха
(Москва), зал 9, Центрально-Азиатская экспедиция. Автограф, 1 л. ;
[2] Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи // Рига. Виеда. 1992. С. 74 - 75. ;
[3] На многих языках тюркской группы «ак» означает белый, светлый и даже святой. ;
[4] Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 123 ;
[5] П.Беликов. В.Князева. Рерих. Серия ЖЗЛ // Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М. 1972. С. 178-179 ;
[6] Елена Ивановна Рерих. Письма. IX том. 1951-1955 г.г. // Москва. МЦР. 2009. Приложение. Письмо
американским сотрудникам от 23.02.
26, стр.546 ;
[7] А.М. Горький вернулся в Советский Союз в 1932 году. Тогда же ему была выделена дача в Горках. ;
[8] Непрерывное восхождение. К 90-летию П.Ф.Беликова. Сборник. Т.1 // М. МЦР. 2001. С. 259 ;
[9] Во время пребывания экспедиции в Урге (Монголия) Н.К. Рерих подарил руководителям страны картину
«Великий Всадник», второе
название «Владыка Шамбалы». В книге «Алтай-Гималаи» об этом написано так: «Приходит уполномоченный от
монгольского
правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с
другими почитаемыми
предметами» (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 293). Можно предположить, что картина
«Явление срока»
предназначалась для этого сооружения. ;
[10] Провенанс (англ. Provenance – происхождение, источник) – история владения художественным
произведением, предметом антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках
провенансом подтверждается подлинность предметов. ;
[11] Вестник Ариаварты. 2002, № 1. С. 40 ;
[12] «...Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять),
написанных в ходе экспедиции. Это были, в основном, картины из серии "Майтрейя" (одна из них, "Шамбала
идет", затерялась, ее местонахождение до сих пор неизвестно) и две примыкающие к серии – "Красные кони" и
"Явление срока". Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил огромного размера голову богатыря,
парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно угадывается Владимир
Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина "Явление срока" задумана
в 1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть "Гора Ленина"». (В.
Росов «Николай Рерих. Вестник Звенигорода». Книга 1 «Великий план»). Цит. по: http://gallery.facets.ru/show.php?
id=966 ;
[13] Е.И. Полякова «Николай Рерих». М. Искусство. 1973. С. 245 ;
[14] «В 1926 году была создана картина "Явление срока". В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую
голову мудреца, в облике которого можно найти некоторые портретные черты
Ленина» http://gallery.facets.ru/show.php?id=966&info ;
[15] Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Том 2. // МЦР. Мастер-Банк. М. 2010. С. 394-400
https://roerich.kz/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 апреля 2025 года
Свидетельство о публикации №225042200537