Волки

Быль. Осень таёжная. Таёжная быль. 2022 год. Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, Тайга Крайнего Севера ХМАО Югра.


Октябрь. Проснулась в шесть. Совсем темно. Вышла с села в семь. Светает. Во дворе темно. Уличное освещение придомовой территории отключено. На улице довольно тепло. Нагрузила рюкзак опять прилично, как не пыталась идти налегке. Взяла еды себе и собачатам дня на три, – когда вернусь домой, не известно. В тайге сложно планировать и придерживаться срокам возвращения. Всё контролирует случай, природа.

Болото перешла без особых проблем. За сухое знойное лето ручьи пересохли. За селом выбежала к нам чёрная собака с голубыми глазами. Её сопровождал серый кобель с ошейником. Собаки надрывно лаяли белку и гуляли по тайге сами по себе, без хозяев.

Бродяжки догнали за болотом, но отстали, убежав в тайгу, чему порадовалась: не увели кобеля.

Присела на корягу отдохнуть, позвонить родным. И тут выяснилось, что телефон намертво разряжен. Он опять стал глючить последние дни. Проверила настройки, - опять само по себе «подключили» блютуз. – Кому-то очень нужно держать мои переговоры под контролем... Кое-как сообщила родным, чтоб не беспокоились.

Собаченция Пульхерия исчезла у старицы, кого-то выследила. Иногда подлаивала. Неожиданно грубо взлаяла, да так, что не смогла узнать её голоса. Даже подумала, что лает чужой пёс, кто-то охотится и лайка облаяла дичину. Потом услышала обычный Пулькин лай. Вдруг, он сорвался на перепуганный вопль, словно собаку кто-то гнобит, кусает, страшит. Ничего не поняла. Стала свистеть, звать. Решила: чужие собаки бьют мою лайку. Прибежал Дымок. Остановился рядом, настороженно глядит в сторону, где лаяла собака. Мимо, в лесу… – шум, беготня. Подумала, лайки гоняют зайца или соболя. Посвистела, чтоб отозвать.

Перешла болотину. Около старицы в лесу опять - беготня. Не обращаю внимание, иду дальше. «Если мои гоняют птицу, то поднимут и залаят». Иду по тропке, всматриваясь в гладь озера. Осенняя вода потемнела. Кусты сбросили листву. Трава пожухла, посерела. Утка улетела на юг, покинув наши места. – Жаркое вечером не светит! –Увы!

Свернула на гривы с низины. Свистнул рябчик. Решила добыть хоть его на суп. Выглядываю в кроне высоких кедров. Неподалёку взлаял Дымка. Решила, что заметил рябка и решил мне помочь. Остановилась, прислушиваюсь. В стволе - четвёрка на мелочёвку. Внезапно, со стороны лайки, мимо, в болотА, с шумом пробежали в подлеске собаки (?), только почему-то не двое моих, а как минимум – трое. Решила, что Пулька и Дымка погнались за сошедшим глухарём, жду, что посадят. Не успела сообразить, как следом вырисовался и мой Дымка.

Удостоверился, что хозяйка рядом, исчез. –Кого же они гоняют?.. – медвежью семью? Кабанов?..
Не успела сообразить, как мимо, промчалась огромная волчара!

Серая! Обычной серо-волчьей масти, только огромная! Много крупнее моего крупного кобеля. Мне –по-пояс, длинной от хвоста до кончика морды около двух метров. Волков крупных и не крупных встречать доводилось и не раз. Сразу дошло, что мои собачки, да и я, в серьёзной «попе». Волчица- крупная! По всем признакам не лесная, а тундровая. Пришла с тундры из-за пожаров вместе с выводком. Огонь выгнал к селу. Всё лето пластала тайга около села, в горах Урала. Вслед за волчицей рысью пробежал подросток-щенок, месяцев семи от роду, размером покрупнее моей суки-Пульки, - худющий, поджарый.
Стояла, думая, что делать?.. – преследовать или нет. Желания особого не родилось: там – чаща, болотА топкие, кочкарник и заросли берёзки карликовой. - Не лучшее место для прогулки. Пока размышляла, чуть не открыла рот от изумления. - Мимо, неспеша, в десятке шагов, борзо гарцевало нечто! – угольно –чёрного цвета!

Морда лохматая! Корпус толстенный, - не то, что мой Дымка! Больше всего изумил хвост. - Не большой, но пушистый, чернущий, как смоль! Он стоял относительно спины чучундры вертикально вверх!

– В жизнь ничего подобного не вИдывала, ни у собак, ни у встреченных волков. У волков обычно хвосты опущены поленом, а тут – стоит, как свеча! Не сразу дошло до мозга, что это волк – вожак, оттого и хвост задран. Он охраняет своё семейство от меня и от собак, пока волчиха галопом уводит выводок из четырёх подростков в спасительные топи.

Опомнилась, когда наглый волчара продефилировал мимо и скрылся вслед за семейкой в урмане. Следом выскочил Дымок, принюхивается, принялся валяться на свежем следе. Подошла к нему рассмотреть, что там. Во мху не увидела ничего примечательного, кроме сильного специфичного мускусного запаха волка-самца, с которым прежде никогда не встречалась. Стала звать Пульку, капитально труханув. Дымка крутился рядом. Звала, свистела, кричала. Сердце сдавило страхом потери собаки. Плутанула и влезла в болото. Еле-еле выбралась на гриву. Села отдохнуть в ягельнике. Сердце шкалит. Душу рвёт страх за лайку.

Дымок смотрит в сторону, где подсекли волков, и где Пулька взлаяла, а потом запричитала от страха. Решила. что там её и порешили волки. Съесть не успели - мы отогнали. А вот теперь лежит с разорванным горлом, умирает, или уже бездыханна.

«Вечер. Если вернусь, то придётся ночевать в лесу под кедрой. Волки вряд ли вернуться, - испугались и щенков уведут. Те пока не вошли в силу и сами не охотятся. Пока боятся собак с человеком» - всплакнула, представив, как придётся хоронить лайку. Только, месяц как, похоронила мужа. Он погиб в тайге, а Пулька выжила. – Господи! За что мне такое?!..

Приняла решение возвращаться за собакой рано утром, а сейчас ночевать в балагане, у печи и отдохнуть. Уставшей против волчьей семьи противостоять не получится, да и вторую собаку иначе рискую потерять. Встала и пошла, размазав слёзы кулаком по щеке. По пути останавливалась и, что есть мочи звала лайку. Молила духов тайги, Бога, Ангелов, чтоб спасли собаку. И, - каково же счастье, когда Пульхерия догнала нас, - не скоро, но догнала. - Перепуганная, запыхавшаяся! Она смогла вырваться из когтей волчьего выводка, убежала, увернувшись. Волки от неё отстали, испугавшись моего крика, не съели.

Встреча со смертельными врагами не прошла бесследно. И ночью Пуля устроилась спать на углу балагана, рядом с моим изголовьем. Оттуда всё всматривалась в болота, куда ушла семья безжалостных хищников. Для безопасности жгла большой костёр, топила ночами печь, колола вечерами дрова, чтоб звуком, дымом подальше прогнать опасных соседей.

Скоро ляжет снег. И волки придут в село за собаками. Вернувшись домой, предупредила охотников, чтоб готовились к встрече с серой волчихой, чёрным волком и выросшим выводком. Горя потерь этой зимой не миновать…



Фото автора. На фото: Крайний Север Западной Сибири, Зауралье, Югра, тайга, осень, октябрь. У таёжного костра.


Ключевые слова:
Тайга, осень, волки, волчица, волк, волчата, щенки, подростки, север, Югра, Западная Сибирь, костёр, лес, озеро, старица, стая, волчья семья, охота, рябчик, глухарь, село, Зауралье, октябрь, тундра, пожары.


Анонс.
Быль. Встреча с волчьей семьёй в тайге Крайнего Севера Западной Сибири в октябре.


Рецензии
Повеяло романами Сетона-Томпсона, Джека Лондона, Григория Федосеева...
Жутко! Встретиться с таким зверем один на один и уйти без потерь - дорогого стоит!
В чем-то вам, Тулпар, позавидуешь, а в другом, как говорится, - не дай Бог!

С добром

Александр Грунский   08.09.2025 12:13     Заявить о нарушении
Доброго дня, Александр! Спасибо огромное за добрые слова! Александр! Мы не знаем, что нам предрешено свыше. - Почему? Зачем?.. Я до сих пор не понимаю, почему меня Бог создал сплошной аномалией.может, чтобы смогла рассказать о тайге реальной?!.. защитить её и тех, кто живёт в ней - и в нашей реальности, и в иных?!..
С уважением!

Татьяна Немшанова   08.09.2025 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.