О новой книге Катерины Козицыной Маленькие истории
Новая книга отличается тем, что состоит в основном из белых и свободных стихотворений. Небольшой объем произведений сборника, а также нередко встречающиеся моностихи и двустишия позволяют сделать вывод о стремлении автора к минимализму.
Основным лейтмотивом произведений вошедших в книгу Катерины Козицыной «Маленькие истории» является, на мой взгляд, трагическое восприятие окружающего мира. При этом многие стихотворения поражают красотой и метафоричностью:
Небо легло на дома, уставшее и набухшее.
Раскатился вздох его до краев Ойкумены.
За закрытыми ставнями вторят печи потухшие,
А снаружи черемухи когти скребутся об стены.
Разожгись, разожгись огонь, без тебя не сдюжить,
Не прожить ночь, не дождаться утра, петухов
рассветных.
Запали, запали сердца, опали страх да ужас.
А я тебе буду ночь напролет говорить слова
несусветные.
Это стихотворение имеет внутренний ритм, напоминающий о древнерусских текстах, и, создаёт поистине трагичную атмосферу. Здесь небо уставшее и набухшее, печи потухшие, а обычно безобидная черёмуха когтями скребётся об стены.
Даже наиболее короткие стихотворения сборника, отличающиеся сжатостью и минимализмом, создают эмоциональный фон, часто неожиданный и непривычный, но вызывающий ощущение сопричастности к прочитанному.
Во многих стихотворениях проявляется беспокойство автора о судьбах человечества:
Люди идут, и идут, и идут
К краю земли.
Глаза их закрыты.
За пустынными далями, за холмами и реками
Ни души не сыщется, ни мысли людской.
Все мы раненые
Жизнью, любовью, войной.
Тащим израненные тела
По разбитым дорогам.
Немало строк посвящено самоопределению автора и поиску своего места в мироздании:
Какая-то я хрупкая,
Как тоненькое стеклышко.
Я не могу сказать,
Потому что не знаю – что.
Из омута в омут я ныряю вниз головою,
Измеряю, где глубже, где мягче подушка ила,
Узнаю. Не грусти обо мне, да и бог с тобою.
Я недавно пришла в этот мир.
Я не все еще изучила.
Мыслимые и немыслимые
Мысли мои.
Акварельные, глазированные,
Нерифмованные.
С неба льются дождем,
Высыхают в сухой земле.
Мысли льются – а я ни при чем,
Ни сама по себе, ни в себе.
В нескольких стихотворениях сборника отражены боль и страх:
Незаживающие раны моей истерзанной души.
Такие же на теле раны я ниточкой могу зашить.
Я чувствую боль.
Я чувствую в боли себя.
Я чувствую тело свое.
Я в боли его ощущаю.
Страх живет за желудком,
Липкими щупальцами стискивает его.
Страх живет между ребер,
Железной хваткой раздвигает их.
Поистине трогательны стихотворения, посвященные несбыточным мечтам о покое:
Я вернусь в колыбель, в чашу рук.
Укачай меня, ветер-друг.
Сладость сна на меня навей
Под зеленою тенью ветвей.
Здесь есть старый дом, –
Из трубы вьется тонкий дым.
Мое сердце увязло в нем,
Мое сердце заполнено им.
Трудно перечислить все затронутые в книге темы, но я думаю, что это и не нужно делать.
В сборнике «Маленькие истории» немало волевых и вдохновляющих стихотворений. Из них становиться понятно, что автор не согласен с тем, что бытие бренно и абсурдно, и что какие-либо усилия со стороны человека тщетны.
Я рвал свое тело в клочья,
Я выл на луну, как предки.
От боли душа моя волчья
Металась в запаянной клетке.
Я скреб когтями пустыню,
Мой рев был слышен повсюду.
Таким, как раньше, отныне
И впредь никогда не буду.
Надевай одежду да становись человечней,
Хватит звезды считать перьями на крылах,
Хватит зубами ловить стрел наконечники,
Хватит внушать страх.
Истекай кровью, бейся о берега.
Жизнь бесконечна – нужно как-то себя занять.
Строй костлявые башни, от людей убегай,
Сочиняй заклинанья, возвращайся вспять.
Там тебя ждут или нет? Есть с полсотни причин,
Чтобы кругами жить, цикл подчинив себе.
Сделай шажок назад. Сядем и помолчим.
Пусть все горит огнем. Пусть все горит в огне.
В отличие от многих современных поэтов пишущих однострочники, двустишия и небольшие стихотворения, имеющие в своей форме признаки минимализма в произведениях Катерины Козицыной нет иронии, брутального сарказма и гротеска.
Стихотворения сборника «Маленькие истории» максимально серьезны, и, на мой взгляд, являются настоящей поэзией.
Современных поэтов часто разделяют на традиционалистов и авангардистов.
Авторов пишущих моностихи нередко относят к авангардистам, но, на мой взгляд, очевидно, что это неверно. Такие стихотворения писались десятки и сотни лет назад. Например, одно из самых известных было написано и опубликовано в альманахе «Русские символисты» Валерием Брюсовым в 1895 году: «О закрой свои бледные ноги!». Этот моностих поразил общественность, вызвал настоящий фурор и надолго запомнился писателям.
Катерина Козицына обладает индивидуальным поэтическим голосом, и её стихотворения нередко кажутся необычными. Но автор не порывает с предшествующими традициями и устоявшимися канонами. Поэтому я полагаю, что в целом её поэзия соответствуют творчеству традиционалистов.
Стихотворения Катерины Козицыной позволяют увидеть окружающий мир в неожиданном и непривычном ракурсе. Передавая чувства и эмоции автора, они способны вызвать новые идеи, пробудить рефлексию и самоанализ, и, в конечном итоге, даже изменить восприятие жизни. И я хотел бы, чтобы о творчестве Катерины Козицыной узнали как можно больше читателей.
Свидетельство о публикации №225042200639