О новой книге Катерины Козицыной Маленькие истории

       Недавно в издательстве «Родники» вышла новая книга члена Союза российских писателей Катерины Козицыной «Маленькие истории». Катерина является руководителем литературно-драматургической части Вологодского драматического театра. Она известна читателям как автор рассказов и литературных рецензий, книг «Чужие истории. Рецензии 2018/2019», «Учебник историй», «Офисный киберпанк» и других.
       Новая книга отличается тем, что состоит в основном из белых и свободных стихотворений. Небольшой объем произведений сборника, а также нередко встречающиеся моностихи и двустишия позволяют сделать вывод о стремлении автора к минимализму.
       Основным лейтмотивом произведений вошедших в книгу Катерины Козицыной «Маленькие истории» является, на мой взгляд, трагическое восприятие окружающего мира. При этом многие стихотворения поражают красотой и метафоричностью:

       Небо легло на дома, уставшее и набухшее.
       Раскатился вздох его до краев Ойкумены.
       За закрытыми ставнями вторят печи потухшие,
       А снаружи черемухи когти скребутся об стены.
       Разожгись, разожгись огонь, без тебя не сдюжить,
       Не прожить ночь, не дождаться утра, петухов
       рассветных.
       Запали, запали сердца, опали страх да ужас.
       А я тебе буду ночь напролет говорить слова
       несусветные.
 
       Это стихотворение имеет внутренний ритм, напоминающий о древнерусских текстах, и, создаёт поистине трагичную атмосферу. Здесь небо уставшее и набухшее, печи потухшие, а обычно безобидная черёмуха когтями скребётся об стены.
       Даже наиболее короткие стихотворения сборника, отличающиеся сжатостью и минимализмом, создают эмоциональный фон, часто неожиданный и непривычный, но вызывающий ощущение сопричастности к прочитанному.
       Во многих стихотворениях проявляется беспокойство автора о судьбах человечества:

       Люди идут, и идут, и идут
       К краю земли.
       Глаза их закрыты.
 
       За пустынными далями, за холмами и реками
       Ни души не сыщется, ни мысли людской.
 
       Все мы раненые
       Жизнью, любовью, войной.
       Тащим израненные тела
       По разбитым дорогам.

       Немало строк посвящено самоопределению автора и поиску своего места в мироздании:

       Какая-то я хрупкая,
       Как тоненькое стеклышко.
 
       Я не могу сказать,
       Потому что не знаю – что.

       Из омута в омут я ныряю вниз головою,
       Измеряю, где глубже, где мягче подушка ила,
       Узнаю. Не грусти обо мне, да и бог с тобою.
       Я недавно пришла в этот мир.
       Я не все еще изучила.

       Мыслимые и немыслимые
       Мысли мои.
       Акварельные, глазированные,
       Нерифмованные.
       С неба льются дождем,
       Высыхают в сухой земле.
       Мысли льются – а я ни при чем,
       Ни сама по себе, ни в себе.

       В нескольких стихотворениях сборника отражены боль и страх:

       Незаживающие раны моей истерзанной души.
       Такие же на теле раны я ниточкой могу зашить.
 
       Я чувствую боль.
       Я чувствую в боли себя.
       Я чувствую тело свое.
       Я в боли его ощущаю.

       Страх живет за желудком,
       Липкими щупальцами стискивает его.
       Страх живет между ребер,
       Железной хваткой раздвигает их.

       Поистине трогательны стихотворения, посвященные несбыточным мечтам о покое:

       Я вернусь в колыбель, в чашу рук.
       Укачай меня, ветер-друг.
       Сладость сна на меня навей
       Под зеленою тенью ветвей.

       Здесь есть старый дом, –
       Из трубы вьется тонкий дым.
       Мое сердце увязло в нем,
       Мое сердце заполнено им.
 
       Трудно перечислить все затронутые в книге темы, но я думаю, что это и не нужно делать.
       В сборнике «Маленькие истории» немало волевых и вдохновляющих стихотворений. Из них становиться понятно, что автор не согласен с тем, что бытие бренно и абсурдно, и что какие-либо усилия со стороны человека тщетны.

       Я рвал свое тело в клочья,
       Я выл на луну, как предки.
       От боли душа моя волчья
       Металась в запаянной клетке.
       Я скреб когтями пустыню,
       Мой рев был слышен повсюду.
       Таким, как раньше, отныне
       И впредь никогда не буду.
 
       Надевай одежду да становись человечней,
       Хватит звезды считать перьями на крылах,
       Хватит зубами ловить стрел наконечники,
       Хватит внушать страх.
 
       Истекай кровью, бейся о берега.
       Жизнь бесконечна – нужно как-то себя занять.
       Строй костлявые башни, от людей убегай,
       Сочиняй заклинанья, возвращайся вспять.
       Там тебя ждут или нет? Есть с полсотни причин,
       Чтобы кругами жить, цикл подчинив себе.
       Сделай шажок назад. Сядем и помолчим.
       Пусть все горит огнем. Пусть все горит в огне.

       В отличие от многих современных поэтов пишущих однострочники, двустишия и небольшие стихотворения, имеющие в своей форме признаки минимализма в произведениях Катерины Козицыной нет иронии, брутального сарказма и гротеска.
       Стихотворения сборника «Маленькие истории» максимально серьезны, и, на мой взгляд, являются настоящей поэзией.
       Современных поэтов часто разделяют на традиционалистов и авангардистов.
       Авторов пишущих моностихи нередко относят к авангардистам, но, на мой взгляд, очевидно, что это неверно. Такие стихотворения писались десятки и сотни лет назад. Например, одно из самых известных было написано и опубликовано в альманахе «Русские символисты» Валерием Брюсовым в 1895 году: «О закрой свои бледные ноги!». Этот моностих поразил общественность, вызвал настоящий фурор и надолго запомнился писателям.
       Катерина Козицына обладает индивидуальным поэтическим голосом, и её стихотворения нередко кажутся необычными. Но автор не порывает с предшествующими традициями и устоявшимися канонами. Поэтому я полагаю, что в целом её поэзия соответствуют творчеству традиционалистов.
       Стихотворения Катерины Козицыной позволяют увидеть окружающий мир в неожиданном и непривычном ракурсе. Передавая чувства и эмоции автора, они способны вызвать новые идеи, пробудить рефлексию и самоанализ, и, в конечном итоге, даже изменить восприятие жизни. И я хотел бы, чтобы о творчестве Катерины Козицыной узнали как можно больше читателей.


Рецензии