Таваф сердца
Человек почтительно приветствовал посланника Аллаха, мир ему, и опустился рядом, сложив руки на коленях. Некоторое время он хранил молчание, словно собираясь с мыслями, а затем спросил:
— О посланник Аллаха, какое дело является наилучшим?
Пророк, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, взглянул на него с мягкостью и ответил:
— Вера в Аллаха и Его посланника.
Человек склонил голову, принимая ответ, а затем снова поднял взгляд:
— А после этого, о посланник Аллаха?
— Джихад на пути Аллаха, — ответил пророк.
— А после этого? — продолжал спрашивать человек.
— Безупречный хадж, — ответил посланник Аллаха, мир ему.
Среди сидевших вокруг сподвижников наступила тишина, наполненная размышлениями о сказанном. Но человек, словно ведомый внутренним стремлением, осмелился задать ещё один вопрос:
— О посланник Аллаха, если безупречный хадж является наилучшим делом после джихада, что тогда после этого?
Пророк, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, посмотрел на спрашивающего долгим взглядом, словно оценивая глубину его готовности услышать ответ. Лёгкий ветерок пронёсся над площадью, принося с собой аромат благовоний из окрестных лавок. Пророк указал на людей, совершающих таваф вокруг Каабы, и произнёс:
— Таваф ума вокруг Каабы Единобожия.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что при этих словах лицо спрашивающего осветилось пониманием, хотя многие из присутствующих переглянулись с недоумением.
Один из присутствующих, пожилой бедуин, наклонился к своему соседу и прошептал:
— Что значит «таваф ума»? Разве ум может обходить вокруг Каабы?
Услышав этот шёпот, пророк, мир ему, улыбнулся и сказал:
— Подобно тому, как ваши тела обходят вокруг Дома Аллаха, ваши мысли должны обращаться вокруг истины таухида. Обход тела вокруг Каабы без обхода ума вокруг Единобожия подобен пустой скорлупе без ядра.
Человек, задавший первый вопрос, осмелел ещё больше:
— А после этого, о посланник Аллаха?
Пророк, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, поднял взгляд к небу, где солнце медленно клонилось к закату, и ответил:
— Приоткровение хиджаба.
По рядам слушающих пронёсся удивлённый шёпот. Молодой человек, сидевший неподалёку, не удержался и спросил:
— О посланник Аллаха, но разве хиджаб не должен оставаться закрытым? Разве не повелел Аллах женщинам покрывать себя?
Пророк, мир ему, повернулся к нему и сказал:
— Я говорю не о покрывале женщин, а о завесе, отделяющей сердце от познания истины. Каждый из вас окружён семьюдесятью тысячами завес света и тьмы. Приоткрыть эту завесу — значит увидеть проблеск истины Аллаха в каждом Его творении, в каждом Его знамении.
Абу Хурайра рассказывал, что в этот момент человек, начавший разговор, словно озарённый внутренним светом, поднял руки к небу и произнёс:
— Хвала Аллаху, открывающему нам то, чего мы не знали!
А затем, словно боясь, что момент откровения закончится, снова обратился к пророку, мир ему:
— А после этого, о посланник Аллаха?
Посланник Аллаха, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, положил руку на сердце и тихо, но так, что услышал каждый присутствующий, произнёс:
— ;;;; ;;;;;;; ;;;;;; (Он — Аллах — Один).
После этих слов наступила глубокая тишина. Даже шум рынка и голоса паломников, казалось, стихли. Каждый из присутствующих погрузился в размышления о сказанном.
Через некоторое время Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, осмелился нарушить безмолвие:
— О посланник Аллаха, объясни нам связь между этими делами — верой, джихадом, хаджем, тавафом ума, приоткровением хиджаба и словами «Он — Аллах — Один».
Пророк, мир ему, обвёл взглядом всех собравшихся и сказал:
— Вера — это семя, которое вы сажаете в почву своего сердца. Джихад — это борьба с сорняками и вредителями, угрожающими этому семени. Хадж — путешествие к источнику воды, питающему растение. Таваф ума — это рост стебля вокруг опоры таухида. Приоткровение хиджаба — распускание бутона. А «;;;; ;;;;;;; ;;;;;;» (Он — Аллах — Один) — это аромат цветка, достигающий небес.
Абу Хурайра рассказывал, что человек, задавший первый вопрос, внимательно слушал это объяснение, а затем спросил:
— О посланник Аллаха, как мне совершить этот таваф ума? Как приоткрыть завесу?
На что пророк, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, ответил:
— Начни с тавафа тела вокруг Каабы, но с каждым кругом отбрасывай одну из завес, отделяющих тебя от истины. С первым кругом отбрось заботы этого мира. Со вторым — привязанность к удовольствиям. С третьим — гордость за свои дела. С четвёртым — уверенность в своём знании. С пятым — страх перед творениями. С шестым — надежду на что-либо, кроме Аллаха. С седьмым — видение себя отдельным от Его милости. И тогда, возможно, хиджаб приоткроется, и ты увидишь истину слов «;;;; ;;;;;;; ;;;;;;» (Он — Аллах — Один).
Человек, выслушав это, встал и направился к Каабе с намерением совершить таваф. Абу Хурайра следовал за ним взглядом и заметил, как с каждым кругом походка человека становилась легче, а лицо — светлее.
После седьмого круга человек остановился, поднял взгляд к небу и замер в таком положении. Когда же он опустил глаза, из них текли слёзы, но на устах была улыбка.
Вернувшись к пророку, мир ему, человек тихо сказал:
— Теперь я понимаю, о посланник Аллаха. Вера, джихад, хадж — это путь. Таваф ума — это метод. Приоткровение хиджаба — это дар. А «;;;; ;;;;;;; ;;;;;;» (Он — Аллах — Один) — это не конец пути, а его начало и сущность.
Пророк, ;;; ;;;; ;;;; ; ;;;, улыбнулся и положил руку на плечо человека:
— Ты хорошо сказал. И теперь ты знаешь, что лучшее дело — это не просто вера языком, но постижение сердцем истины Единобожия.
Абу Хурайра говорил: «Я часто вспоминал этот случай после того, как посланник Аллаха, мир ему, покинул нас. И каждый раз, совершая таваф вокруг Каабы, я старался совершать и таваф умом вокруг истин Единобожия, в надежде, что хотя бы на мгновение приоткроется завеса, и я смогу ощутить истинный смысл слов ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;» (Он — Аллах — Один).
А Аллах знает лучше.
Свидетельство о публикации №225042200706