Командировка на войну. Глава. 148 Мемуары
Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то, забыв свою вражду, вместе бегут на него.
Хотя мы и враги между собою, но русские — волки нам, а поэтому прошу соединиться со мною и сражаться против общего врага. Если вы не поможете мне, то Бог — моя помощь.
Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.
Как и у русских, у Шамиля была своя «Сибирь» высокогорное урочище Четль, что в переводе - «аул без солнца». За преступления перед народом и Аллахом туда часто ссылались люди.
Возвращались живыми из Четля значительно реже. Как и у русских, у Шамиля в неволе постоянно содержались несколько сотен аманатов, то есть заложников, взятых в сомнительных своею верностью селениях.
Как и русские, имам Шамиль много вешал, стрелял и ни о чём, впоследствии не сожалел. у читателей возникает вполне резонный вопрос:
«А что же свободолюбивые, гордые и воинственные горцы дружно не подняли восстание против ненавистного тирана, диктатора и убийцы Шамиля?».
Ответ тоже прост – пытались, но лишь некоторые и эти мелкие очаги сопротивления он быстро и безжалостно подавил. Дерзнувших бунтарей и мятежников казнили вместе с семьями.
Имам Шамиль, страшась за свою власть, крепко и надёжно опутал все подвластные аулы его горной империи густой сетью доносчиков и стукачей.
И как только в любом ауле начиналось брожение и поднималось народное возмущение, туда сразу направлялись отряды палачей – муртазеков.
Муртазеки – это наёмные воины, составлявшие личную гвардию имама Шамиля, то есть это аналог опричников Иоанна Грозного.
Они по приказу своего суверена Шамиля без суда и следствия жестоко расправлялись с неугодными горцами, казня их на месте и конфискуя имущество убиенных.
Вот такая «демократия» и порядки царили на Кавказе во время диктатуры грозного Шамиля.
Имам Шамиль быстро превратился в сурового и жестокого деспота. Репрессивный аппарат Шамиля строился на межплеменной розни.
В Чечне порядок наводили лезгины, аварцы и тавлинцы. На усмирение в Дагестан Шамиль посылал чеченцев.
Милитаризация общества при Шамиле достигла невероятного размаха. Северо-Восточный Кавказ содержал армию имама численностью до пяти тысяч конников и ополчение – до пятидесяти тысяч человек.
В ополчение призывались мужчины от шестнадцати до шестидесяти лет, даже женщин обязали иметь пики с железными наконечниками. В 1840 году Шамиль женился во второй раз.
Его избранницей стала дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042200735