Командировка на войну. Глава. 149 Мемуары
Правда сказать, я употреблял против горцев жестокие меры: много людей убито по моему приказанию… Бил я и шатойцев, и андийцев, и тадбутинцев, и ичкерийцев. Но я бил их не за преданность русским — они её никогда не выказывали, а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям.
Потому я не стыжусь своих дел и не боюсь дать за них ответ Аллаху. Если бы я поступал иначе, Аллах меня бы наказал за то, что я не наказывал свой народ.
Потому что народ скверный, разбойники, которые только тогда сделают что-то доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов.
Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.
Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблён в свою Анну, которая взяла себе мусульманское имя Шуанат и родила ему пятерых детей.
Россия не смогла бы выиграть Кавказскую войну, если бы русские не смогли не только перетянуть на свою сторону большинство северокавказских сообществ, но и начать «производство» нового управленческого слоя кавказцев по происхождению, а русских во всём остальном.
Одним из таких людей стал сын Шамиля Джамалуддин, отданный русским в качестве аманата. Джамалуддин получил блестящее воспитание в Санкт-Петербурге.
Он к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину его пригласили во дворец, где Николай I просил его передать отцу, что он хочет мира.
Отвыкший от горного климата и горской жизни, двадцатишестилетний Джамалуддин заболел чахоткой и умер, до последнего дня прося отца примириться с Россией и так и не приняв его политики.
11 июля 1840 года произошло кровавое сражение при Валерике, приведшее к немалым потерям с обеих сторон.
Шамиль, разбитый при селении Валерик, засел в горах. Дерзкие набеги горцев до самого Терека продолжались до поздней зимы. Операции в Чечне проходили с переменным успехом.
Весь 1841 год проходили волнения аварцев, правитель которых Хаджи-Мурат стал правой рукой Шамиля. В июне 1842 года полной неудачей русских войск закончился поход на Дарго – резиденцию Шамиля в Чечне, с потерей шестидесяти офицеров и тысячи семисот солдат.
Зимой 1842- 1843 годов горцы предпринимали набеги до Кизляра и даже до Ставрополя. Очень тяжёлым для русских войск оказался 1843 год.
В конце августа Шамиль захватил в Чечне ряд укреплений. В начале ноября Шамиль овладел Гергебелем.
Была потеряна Авария, занимающая нынешнюю территорию Дагестана. Весь Восточный Кавказ вспыхнул, как порох.
Весной 1844 года двумя отрядами русские двинулись на Чечню и Дагестан. Шамиль избегал боёв, изматывая русские войска и завлекая их в горы.
Экспедицию до конца довести не удалось. Из воспоминаний Абдуррахмана, зятя имама Шамиля: Имам нередко зачитывал своим мюридам письма, якобы полученные им из Турции.
Внушающие оптимизм сообщения о том, что великий султан не забывает братьев по вере и что скоро на Кавказ прибудет армия янычар, и впрямь были заверены печатью турецкого владыки.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042200758