Величайший мировой обман?
Да, Леонардо мастерски владел сфумато, но разве этого достаточно? Полотно выглядит тусклым и статичным. Фон — размытые горы и дорога в никуда — не добавляет ни драмы, ни глубины. А сама Лиза сидит в неестественной позе, словно застывшая манекенщица на фоне дешёвой театральной декорации.
Веками спорят о загадочности улыбки Джоконды, но что, если это просто результат недописанности? Леонардо, как известно, редко завершал работы, и «Мона Лиза» — не исключение. Её улыбка — не глубокая психологическая загадка, а скорее техническая особенность: размытые контуры, создающие иллюзию движения. Но разве этого достаточно для звания «величайшей картины в мире»?
«Мона Лиза» стала иконой не благодаря художественным достоинствам, а из-за грамотного пиара. Её кража в 1911 году, бесконечные репродукции, помещение под пуленепробиваемое стекло — всё это создало ажиотаж, но не сделало картину гениальной. Сегодня люди толпятся перед ней в Лувре не потому, что поражены её красотой, а потому, что «так положено».
Да, для XVI века это был шаг вперёд. Но разве шедевр не должен выдерживать испытание временем? В сравнении с динамичными работами Караваджо, эмоциональными полотнами Рембрандта или даже более ранними портретами ван Эйка «Мона Лиза» кажется бледной, невыразительной и… скучной.
«Мона Лиза» — это не величайшее произведение искусства, а величайший маркетинговый проект. Её слава держится не на художественной ценности, а на мифах, пиаре и стадном чувстве. Если бы не легенды вокруг неё, вряд ли бы сегодня кто-то выделял её среди сотен других ренессансных портретов.
Э. Детруа: "Так я показываю, что разгромную статью можно написать о чем угодно, даже о моих работах".
Свидетельство о публикации №225042200787