Величайший мировой обман?

«Мона Лиза» — картина, окружённая таким количеством мифов, что уже невозможно разглядеть её реальную ценность. Её называют шедевром, но так ли это на самом деле? Скорее, перед нами искусно созданный культ, подкреплённый столетиями бездумного восхищения. 
Да, Леонардо мастерски владел сфумато, но разве этого достаточно? Полотно выглядит тусклым и статичным. Фон — размытые горы и дорога в никуда — не добавляет ни драмы, ни глубины. А сама Лиза сидит в неестественной позе, словно застывшая манекенщица на фоне дешёвой театральной декорации. 
Веками спорят о загадочности улыбки Джоконды, но что, если это просто результат недописанности? Леонардо, как известно, редко завершал работы, и «Мона Лиза» — не исключение. Её улыбка — не глубокая психологическая загадка, а скорее техническая особенность: размытые контуры, создающие иллюзию движения. Но разве этого достаточно для звания «величайшей картины в мире»? 
 «Мона Лиза» стала иконой не благодаря художественным достоинствам, а из-за грамотного пиара. Её кража в 1911 году, бесконечные репродукции, помещение под пуленепробиваемое стекло — всё это создало ажиотаж, но не сделало картину гениальной. Сегодня люди толпятся перед ней в Лувре не потому, что поражены её красотой, а потому, что «так положено». 
Да, для XVI века это был шаг вперёд. Но разве шедевр не должен выдерживать испытание временем? В сравнении с динамичными работами Караваджо, эмоциональными полотнами Рембрандта или даже более ранними портретами ван Эйка «Мона Лиза» кажется бледной, невыразительной и… скучной. 
«Мона Лиза» — это не величайшее произведение искусства, а величайший маркетинговый проект. Её слава держится не на художественной ценности, а на мифах, пиаре и стадном чувстве. Если бы не легенды вокруг неё, вряд ли бы сегодня кто-то выделял её среди сотен других ренессансных портретов.

Э. Детруа: "Так я показываю, что разгромную статью можно написать о чем угодно, даже о моих работах".


Рецензии