Грандиозный провал в истории искусства
Микеланджело изображал святых, но его персонажи больше похожи на античных титанов, чем на христианских праведников. "Сотворение Адама"? Бог у него — этакий Зевс-старпер, лениво тянущий руку к то ли спящему, то ли умирающему Адаму. Где тут благоговение? Где духовность? Это не откровение, а кощунственная пародия на библейские сюжеты.
Капелла должна была стать цельным произведением, но вместо этого получился винегрет из перенасыщенных сцен. Пророки, сивиллы, сцены из Книги Бытия — всё свалено в кучу без чёткой логики. Зритель не испытывает благоговения — только усталость от необходимости разгадывать этот ребус.
Реставраторы XX века постарались, но даже они не смогли скрыть главного: Микеланджело был посредственным колористом. Его фрески либо уныло-тусклые, либо кричаще-ядовитые. Особенно "страшный суд" на алтарной стене: это не божественное откровение, а клоунада в стиле дешёвого барочного театра.
Сегодня толпы туристов с задранными головами созерцают потолок капеллы не потому, что он прекрасен, а потому, что "так надо". Но если отбросить навязанный пиар — что останется? Гигантомания, дисгармония и усталость.
"Сикстинская капелла" — это не триумф искусства, а монумент человеческому тщеславию. Микеланджело не прославлял Бога — он прославлял самого себя, а церковь по глупости этому аплодировала. Величайшее разочарование в истории живописи.
Э. Детруа: "Так я показываю, что разгромную статью можно написать о чем угодно, даже о моих работах".
Свидетельство о публикации №225042200823