Бездушный конвейер поп-арта

Энди Уорхол превратил искусство в фабрику, а портреты Мэрилин Монро – в её самый банальный продукт. Эти работы превозносят как икону поп-культуры, но за яркими красками скрывается пустота, примитивность и циничная эксплуатация чужой трагедии. 
Уорхол не писал Мэрилин – он штамповал её. Один и тот же трафарет, механически размноженный в кислотных тонах, – это не глубина, не интерпретация, а просто безличная тиражируемость. Где здесь художник? Где его взгляд? Нет ни психологии, ни уважения к личности – только плоский образ, превращённый в товар. 
Ядовито-розовые и кислотно-жёлтые лица Монро – это не смелый художественный приём, а дешёвый эффект, рассчитанный на мгновенное узнавание. Уорхол не исследует Мэрилин как человека – он делает из неё поп-икону, безжизненную и одноразовую, как упаковка супа Campbell's. Даже её трагическая смерть становится частью дизайна. 
Уорхол не скрывал, что искусство – это бизнес. Но если Дюшан хотя бы провоцировал, то Уорхол просто продавал. Его "Мэрилин" – не вызов обществу, а коммерческий трюк: взял знаменитость, наложил кричащие цвета – и вот уже "шедевр" готов для галерей и коллекционеров. Где здесь творчество? Где усилие? Это не живопись – это принт для массового потребления. 
Да, Уорхол отразил эпоху массмедиа. Но разве этого достаточно? Его Мэрилин – не искусство, а констатация: "Люди любят знаменитостей, а я их упаковываю". Нет боли, нет иронии, нет даже красоты – только плоская констатация того, что образы продаются. 
Портреты Мэрилин Монро – это не великое искусство, а глянцевый суррогат. Уорхол не создал ничего, кроме узнаваемого бренда, доказав, что в эпоху потребления даже трагедию можно превратить в декоративный принт. Возможно, это точный диагноз общества. Но диагноз – ещё не шедевр.

Э. Детруа: "Так я показываю, что разгромную рецензию можно написать на что угодно, даже на произведения группы «Тройка треф»".


Рецензии