Зачем высшее образование

Почитал работу уважаемого Геннадия Мартынова "Зачем высшее образование". Призадумался, впал в воспоминания, в самые свои ранние леты. Нет, слава Богу, пока не "впал в детство", просто попробовал примерить на себя то, что могло бы быть в моей жизни и, увы, или радость, не стало. Безотцовщина военная, с детством на улице, реке, на недальних ж.д. рельсах и станции, где были и развлечения и какая-то добыча, такие же друзья-товарищи, к хорошему ученью в школе не располагали, хотя знания впитывал легко. Школу закончил, уверенный в том, что, как в книжках тех лет, "наш рабочий зарабатывает много", и, наконец, будет и одежда, непременно модная, чтобы девчонки... словом, понятно.

В институты пошли ребята, выходит, поумнее,или им было кому подсказать. Ну а я - с трудом нашёл работу; набивая шишек, учился делу за соответствующую зарплату, сравнимую, наверное, со стипендией. А там и... в Армию  пожалуйста! Пришёл через три года, мало чего умевший и много забывший. Всё заново, и в мирную жизнь вступал уже не мальчишкой - в кителе без погон и шинели, из прежнего-то вырос. А студенты в те годы сидели в тёплых аудиториях. Конечно, и им было всё не просто. Но... сравнимо ли? Только в то время никаких копаний и самобичеваний, зависти какой-то не было, да как, впрочем и всю мою последущюую жизнь. Разделение безотцовщины и более везучих сверстников в те годы было ощутимо и воспринималось как должное. Хотя это не оправдание того, что, бедненький, не попал в студенты, тем более что знал ребят, бывших в более непростых условиях, но сумевших получить образование.

Жизнь, такая разная, развела ровесников по городам и весям; земляков - по сложившимся интересам, по кругу общения. Встречая
отучившихся в институтах, понимал не очень-то процветающую материальную сторону их жизни, но не мог не заметить разносторонность, уверенные суждения об окружающем, о жизни, политике. Иногда, со своей неразлучной гитарой, попадал в такие компании, где видел, что общение, песни и пр.,отличаются от моего привычного круга. Впервые узнал сколько, оказывается, есть интересных стихов, которые можно так представлять, что у слушателей замирало сердце, можно трезвыми петь песни без "ора", но их далеко слышно, спорить до хрипа о каких-то книгах, авторах, артистах и пр., о многом том, о чём просто не слышал.

Товарищи мои, люди моего круга, с кем прошла моя рабочая жизнь. Простите меня, но ведь правда, что многие из нас, отработав своё, не брали в руки книг, не шли в театры, в то, наше время бывшие доступными. Часто - в кругу таких же непритязательных товарищей, разговоры, часто такие, что "дети до ..." не допускались, хвастливые рассказы о "победах", а рыбаки и охотники - о небываемых трофеях, становившийся привычным стакан, и...? И всё? Нет, конечно, не все так. Встречал увлечённых каким-то делом, теми же книгами, были  самопальные барды, таковые были близки по моим гитарным делам. Но как же это было несравнимо с тем, другим кругом, где были люди поучившиеся в ВУЗах. И неважно, какой путь бы ими избран в профессии. Умение учится, привитое стремление к знаниям, образовавшее их интеллект, их человеческую суть - наверное главное их приобретение.

Но... . Мы, не учившиеся наукам, тем временем, разочаровываясь в неудачах, радуясь приобретаемым знаниям дела, ремёслам, узнавали жизнь в самых её сердцевинных глубинах, начинали понимать цену трудам, дающим материальную основу жизни. Нам только труд, умение, да те же здоровье и выносливость могли обеспечить условие создания семьи, её благополучие. Диплом же во многом обеспечивал рабочее место, часто с деньгами просто приложенными к этому месту. Не упрощаю. Труд и жизнь многих поплавковоносителей были на виду. Молодые инженеры, педагоги, врачи в массе своей не могли порой сравняться зарплатами со своими сверстниками из рабочих, к тем годам чего-то добившегося. Но обоснованные надежды образованных на рост, интересная работа, у многих возможность влиять на жизнь коллективов, то есть жить и работать творчески, а, значит, и более интересно - это дорогого стоит. 

А, может, диплом не главное? Встречал увлечённых своим делом рабочих, идущих на работу с радостью, что-то придумывавших для улучшения результатов, готовые учиться новому. И видел так называемых "образованцев" с потухшим взглядом, отбывавших "от и до". И опять к автору, подвигшему на эту мою работу, что только образование позволило ему интересно жить, много ездить, даже за границы. Но мои соседи, рабочие высших кваллификаций с завода, выпускавшего сложные станки, тоже не редко выезжали и по стране и за рубеж для наладочных работ, тоже много видели и умели рассказать. Сам, просто рабочий, в своё время, по роду занятий и профессии хорошо полетал, хорошо поездил по стране, и даже за её рубежами, бывал в Ташкенте и украинских городах. Шутка, конечно. В то время это была одна наша страна.

Тема, поднятая Мартыновым, по моему, слишком необъятна, чтобы можно было придти к единому мнению о "Зачем высшее..." да он и не призывал к этому, а просто сказал своё мнение. На что и возникли эти мои, только мои мысли, с которыми тоже хочу выйти к людям. А конкретно - все мы входим в жизнь в своих условиях, набираемся опыта в своём окружении. И кому-то всё это предопределяет путь в высшую школу, а кому, соответственно, что попроще. Но эта простота кажущаяся. Любое дело требует выучки, наработке определённых знаний, и, не последнее, готовность и возможность выполнять работы физически нелёгкие. И добиться признания в любом деле очень не просто. Выходит, диплом, не самая плохая путёвка в такую непростую и нелёгкую нашу жизнь. Да только всем ли он, диплом, по силам? По понятию и отношению к жизни? По сознательному отказу от многих удовольствий, развлечений? По банальной способности много и трудно учится? И значит... Ничего не значит.

Сейчас, с нажитого опыта прожитой рабочей жизни, думаю. что все, имеющие данные, наличие материальной поддержки, или готовности в молодые годы терпеть очень скромную финансово студенческую жизнь - должны учиться. "Свет разума" от ученья в любом ВУЗе, от лет проведённых в аудиториях, общении в круге подобных, по-моему сделают жизнь насыщенной, интересной, с пониманием многого того, что происходит на свете. И придёт, непременно, со всем этим материальный достаток, а с ним и свобода выбора. И даже отучившиеся, но нашедшие себя в другой сфере, учились не зря. Знания, конечно, помогут в любом деле и роде занятий.

В статье Гаврилова речь о гуманитариях, но, может, разницы нет? Не знаю. А про искусство и пр. моё собственное ощущение и жизненный опыт, "где понимаю, что многое не понимаю". Смотрю, скажем, на внимательно слушающих симфонию, на их погружённость в музыку, но... мимо меня. Кое-что пытавшийся изображать на холстах. не могу понять и принять работы "современного искусства", которыми другие восхищаются. И не верю, когда мне говорят, что "те просто притворяются, просто следуют моде". Нет, не все, конечно. Значит вот она, та самая дремучесть, необразованность? Только не в образованности, вернее не только в ней дело, но и отсутствие оной свою роль, уверен, играет. Учиться надо, учиться всю жизнь, начиная с младых ногтей. Детей надо, уверен, учить не важно чему, со временем найдут своё, а пока чтобы просто учились учится, и не только по школьной программе. И разбуженный "свет разума" облегчит, наполнит смыслом, даст радость и полноту жизни.

Вот на такое подвигла работа Геннадия Мартынова "Зачем высшее образование". "Подвигло"... А имею ли право на рассуждения, выводы? Кто ты есть, бывший технарь, проведший рабочую жизнь на пропылённых, прожаренных солнцем и морозами, продуваемых всеми ветрами самолётных стоянках? Потому, сомневающийся, написанное,
 не вчера, не выкладывал. Но... "чем дорожу, чем рискую" на сайте я? А дорожу, несомненно, мнением читавшим. Пусть поругают, кто, может, и похвалит. А рискую получить разочарование, если это оставит читавших равнодушными.
Всем добра!


Рецензии
Верно. Валерий. Абсолютно с вами согласен. Прежде всего расширяет кругозор. Представьте токаря, который отлично работает на станке. В ПТУ узнал(по верхам) устройство станка, основные операции, кое что о свойствах самых распространённых марок стали и что из этого можно сделать, а вот как работает завод, отрасль, все о металлах и технологии их обработки. Сопромат, детали машин и пр. Нужен вуз. Рабочий рядом со станком как конь в шортах, видит только перед собой. Высшее образование открывает мир, красивый, разнообразный, удивительный. За годы учёбы набираются знания о будущих местах работы, пусть небольшая практика и возможность удостовериться, что тебе специальность интересна. Твои сокурсники - это твои будущие коллеги, а это ещё и связи. И главное, умение учиться, желание хотеть узнать новое.
Сплошные плюсы. Умение смотреть по сторонам расширяет круг желаний, а это мотивация к насыщенной интересной жизни.. Извините, Валерий, если заметите ошибки. Планшет, гад, сверкает грамотностью, не все удаётся исправить.

Анатолий Шинкин   01.05.2025 19:44     Заявить о нарушении
Ну да, Анатолий. Если сантехник, устанавливая унитаз, имеет
в памяти бином Ньютона или таблицу Менделеева, то это ему,
конечно поможет. Шучу, может неудачно, но шучу. Всё очень с
этим не просто, и зависит от многого и по разному для разных
людей. Здесь просто призыв старикана к молодым учиться всему,
и очень крепко тому, что стало твоим делом. А если есть
возможность, данные - то и ВУЗ не помешает. И точно Ваше про
то, что это "умение смотреть по сторонам,... мотивация к
интересной жизни".
Спасибо за отзыв!

Валерий Слюньков   02.05.2025 11:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.