Мысли на заметку. 14 ноября 2022 года

       Минус и немного снега.

       Пришвин пишет, что будут судить немецких военных преступников в Нюрнберге, а окажись атомная бомба у немцев, то выиграли бы они, и судили бы не их. «Значит, тут случай, а морали никакой. А люди, пользуясь случаем, строят свою рабочую теорию жизненной нравственности».

       Да, если бы люди называли всё своими именами, а не придумывали бы себе идеологические мифологемы, всё было бы гораздо проще.

       Россия бы тогда не строила коммунизм, а перестраивалась бы из аграрной в промышленную, перековывая земледельца в пролетариат.
Англосаксы отстаивали бы не свободу и равноправие, а своё доминирование и свою новую колониальную политику, перехваченную Соединёнными Штатами у Англии.

       Германия и Италия просто пытались бы вернуть себе колонии, которых их лишили по итогам Первой мировой. И так далее.

       Одним словом, существует столкновение шкурных интересов, а не «великих» идей. А преподносится всё это совсем иначе — борьбой за возвышенные идеалы.

       А на деле одни пытаются жить за счёт других, а другие тоже совсем не против жить за счёт «одних».

       Люди построили государства, чтобы одна группа людей могла отстаивать свои интересы против другой группы, а государства теперь заставляют людей соответствовать или даже превосходить соседей, и началась гонка за лидерство.

       [...].
      
       _________________

       У Кукушкина интересно о народе пирахан, что в Бразилии, «где много диких обезьян». Это охотники-собиратели с очень упрощённым языком. «Я — идти — там». Это люди первой формации абстрагирования, а мы — третьей. А мои прабабушка и прадедушка были второй.

       Их называют самыми счастливыми людьми на земле, им ничего не надо, кроме того, что у них есть. А есть у них крайне мало. Даже запасать еду впрок им в голову не приходит. Их не интересует прошлое и не волнует будущее.

       Весьма показательно, что на земле остаются архаичные формы жизни.

       А второй пример из книги «Хлопок одной ладонью» показался мне особенно важным. Глухонемые дети из Никарагуа практически не обучались языку, но когда их свели вместе, они стали развивать язык жестов, который все они стали понимать. Мало того, язык стал развиваться, в нем стали появляться абстрактные жесты-смыслы. Это поразительно! Это говорит о том, что у нас кора головного мозга врождённо предрасположена к смысловому мышлению.

       У пирахан нет рекурсии, то есть они могут говорить только о том, что здесь и сейчас (якобы), а у глухонемых никарагуанцев есть. И их язык жестов саморазвивается.

       Абстрактным понятием или жестом можно с меньшими усилиями передать больше смысла. Мы можем любое рекурсивное рассуждение обозвать одним понятием и в следующий раз не произносить громоздкие грамматические конструкции.


Рецензии