Провокация как подмена искусства

«Чёрный квадрат» — это, безусловно, самая известная картина русского авангарда. Но является ли она искусством? Или перед нами бездумно раскрученный арт-обман, заставивший весь мир обсуждать то, что может нарисовать любой пятилетний ребенок? 
Чёрная геометрическая фигура на белом фоне — вот и весь «шедевр». Ни сложной техники, ни глубины, ни даже намёка на художественное мастерство. Если бы эту работу представил неизвестный художник, её бы просто выбросили. Но поскольку это сделал Малевич, мы обязаны видеть в этом «революцию в искусстве». 
Апологеты картины говорят о «нуле форм», «выходе за рамки» и «абсолютной живописи». Но если убрать пафосные объяснения, что останется? Просто чёрный прямоугольник. Любой глубокомысленный подтекст придуман постфактум, чтобы оправдать отсутствие содержания. 
Малевич был провокатором. Он понял, что в эпоху кризиса традиционного искусства можно прославиться, просто отрицая всё предыдущее. Но провокация — это ещё не искусство. Если сжечь скрипку и назвать это «новой музыкой», — от этого пустота не станет шедевром. 
Сегодня «Чёрный квадрат» висит в Третьяковкой галерее как святыня, а искусствоведы с придыханием рассуждают о его значении. Но если бы не миф, созданный вокруг этой работы, разве кто-то остановился бы перед ней в музее? Нет. Это не картина, а недоразумение, ценность которого держится исключительно на легенде. 
«Чёрный квадрат» — это не прорыв в искусстве, а дешёвый трюк. Малевич не создал шедевр — он создал «икону», за которой нет ничего, кроме идеи. И если это вершина авангарда, то тем хуже для авангарда. Настоящее искусство требует мастерства, вдохновения и души — а здесь нет ни того, ни другого, ни третьего.

Э. Детруа: "Так я показываю, что разгромную рецензию можно написать на что угодно, даже на произведения группы «Тройка треф»".


Рецензии