Командировка на войну. Глава. 162 Мемуары

Глава. 162               Почётный плен.


Язык обстоятельств красноречивее, чем язык во рту.

Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.


Наместник Кавказа Александр Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив всё возможное уважение.

Единственное, что попросил теперь уже бывший имам, так это удалить местную милицию, чтобы мусульмане не видели, как низко он пал.

Шамиль - Барятинскому: «Я простой человек, 30 лет дравшийся за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне 63 года.

Поздравляю с победой, желаю успеха в управлении горцами для блага их». Генерал Александр Барятинский: «Воины Кавказа !

Вы исполнили надежду мою. Полувековая война на Восточном Кавказе окончена; народы, населяющие страну от моря Каспийского до Военно - Грузинской дороги, пали к стопам Его Императорского Величества.

Итак, мюридизму нанесён последний удар. Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию !».

Для Шамиля приготовили карету и оставили личное оружие. Уже вечером того же дня князь передал Шамилю в дар от себя шубу из чёрного медведя стоимостью 3 000 рублей, а также подарки его жёнам, дочерям и невесткам. Имама потрясло и шокировало проявленное к нему великодушие.

В сопровождении караула, напоминавшего почётный эскорт, непокорный имам отправился на север России, где ему предстояло провести остаток жизни.

Для сравнения современные цифры: в 1991-м в Чечне официально насчитывалось более миллиона овец. В 2000-м осталось 4 000.

В 1991-м в Чечне было 120 000 коров, в 2000-м осталось всего 500. Это за 10 лет войны и смуты ! Несложно себе представить, в каком состоянии находилось хозяйство горцев после 50-летнего кровопролития.

Кавказская война стала для горцев своеобразным состязанием с русскими: кто у кого больше украдёт, сожжёт и разграбит. Горцы проиграли. Газават закончился голодом, нищетой и разорением. Для всех, кроме Шамиля.

Из рапорта Барятинского военному министру: «Перед нападавшими, как стены, возвышались один над другим три скалистых крутых обрыва.

Утром 25-го числа войска южного фаса с лестницами и крючьями, подсаживая друг друга, в совершенной тишине вскарабкались на первую террасу.

Оставив стрелковую роту внизу, на местax, удобных для обстреливания верхних уступов, солдаты, уже под огнем заметившего их неприятеля, с помощью лестниц и веревок взошли на вторую террасу и вслед за тем и на верхнюю плоскость Гуниба.

Одновременно и войска северного фаса с такими же трудностями и с таким же блистательным мужеством поднялись на Гуниб с противоположной северной покатости.

Тут завязалась, хотя непродолжительная, но жаркая схватка.

Почти все защитники, среди коих встречалось немало вооружённых женщин, были истреблены. Не желая дальнейшего кровопролития, я приказал остановить перестрелку с мюридами.

После переговоров, длившихся около двух часов, Шамиль, видя аул окруженным густой цепью войск, готовых ворваться в него в любую минуту, решился сдаться».

По - настоящему имама сломили не поражения и не старость, как бы это сейчас «романтично» не прозвучало - Шамиля сломило милосердие. Что может ожидать побежденный от победителя?

Даже сдаваясь, он не верил в пощаду, сразу после выхода из укрепления повернул обратно, подозревая «измену», но его переубедили свои.

Романтизировать русское «уважение к врагу» также не стоит. На место мёртвого имама обязательно нашёлся бы претендент, чего не скажешь о пленном, Шамиль стал бы мучеником, иконой, героем в глазах народа, замученного русскими, и война вспыхнула бы с новой силой.

Противоречивый сюжет, вызвавший оживлённые споры в эти дни в СМИ, касается широко распространённой в кавказском сообществе версии о том, что в момент пленения имама Шамиля в 1859 году на Гунибе, его пытался остановить чеченский наиб из Беноя Байсангур.

Причём, согласно популярной версии, Байсангур был готов пристрелить имама, если он не одумается.

Продолжение следует …


Рецензии