Цнинстрой - 1943 -1945 гг

Коммуникации всегда были непростой проблемой в России. В первую очередь имеются в виду дороги. Подавляющее число дорог, соединяющих города внутри Тамбовской губернии до 1917 г. были грунтовыми. В период распутицы (весна – осень) они были практически не проездными. После победы Советской власти в усовершенствовании коммуникаций сделано было не так много.
Когда была ликвидирована Тамбовская губерния и создан Тамбовский округ в 1927 – 1928 гг. единственной дорогой которая связывала Тамбов с Моршанском, а значит и со всеми северными частями округа был так называемый Астраханский тракт. По поводу этого пути автор статьи в газете «Тамбовская правда» от 18 августа 1928 г. «Пути сообщения Тамбовского округа» писал: «На всем протяжении тракта между Тамбовом и Моршанском (92 км.) имеется всего 10, 5 км. мостовых, которые на 40 – 50 % требуют капитального ремонта» [1]. Для того, чтобы привести дорогу в порядок требовалось 700 тыс. рублей, но тогда смогли выделить не более 70 тыс. руб., что не спасло положение.
Следующем шагом на этом пути стала разработка в 1941 г. проекта дороги между Тамбовом и Моршанском, и начало ее строительства. В качестве рабочей силы использовался труд колхозников тех селений, которые находились в непосредственной близости от дороги. Сама дорога предполагалась с покрытием из щебня. Это уже был большой шаг вперед, так как такая дорога могла обеспечивать непрерывное сообщение между севером и центром Тамбовской области круглый год. Однако, начавшаяся война не позволило в это время довести проект до конца, дорога осталась недостроенной.
В условиях войны отсутствие нормальной дорожной связи между северо-восточными районами и центром области стало серьезной проблемой, которая влияла на возможности области исправно исполнять перед государством обязательства по сельскохозяйственным поставкам и обеспечивать топливом, продуктами и прочими материалами город наполненный госпиталями, промышленными предприятиями, школами и прочим. Вот тогда руководство области вспомнило о том, что когда-то река Цна была вполне полноценным речным путем, по которому Тамбов снабжался различными грузами. Но со временем река утратила свое судоходное значение, обмелела. Однако с помощью системы гидротехнических сооружений это все можно было восстановить. Был разработан проект и 17 апреля 1943 г. Тамбовский облисполком принял решение о создании строительной организации «Цнинстрой», которая и взялась за осуществление этого проекта. Предполагалось сделать реку судоходной от Тамбова до Сасово на р. Мокша, общей протяженностью 375 км. Всего требовалось на осуществление этого проекта 15 млн. руб. После принятия решения о строительстве главный инженер «Цнинстроя» Ф. Киселев писал в своей статье «Сделаем реку судоходной», что реализация проекта позволит «почти в четыре раза сократит путь между Тамбовом и Моршанском, обеспечит эти промышленные центры, а также город Котовск» [2, с. 4]. Кроме того, он указывал на то, что эти работы позволят осуществить мелиорацию поймы реки Цны, а это высвободить плодородные земли, что даст возможность горожанам разводить огороды, скот, наконец, обустроить набережную.
Планы Тамбовского облисполкома и обкома по освоению реки были поддержаны и правительством: в июне 1943 г. СНК СССР ассигновало на строительство 2, 5 млн. рублей. Приступили к работам. Для колхозников эта повинность явилась тяжелой обязанностьюж, так как основную часть земляных работ приходилось выполнять вручную. Бюро обкома обязало районных руководителей выделить для работ 200 подвод, 900 разнорабочих, 350 плотников. К 30 апреля 1944 г. на строительстве трудилось всего 269 разнорабочих, плотников – 93, подвод – 22 [3, л. 12 об]. Инспектирующие стройку работники докладывали в обком, что «мобилизация проводится штурмом, не вручается повестка, не указывается с чем ехать, не проводятся разъяснительные беседы. Людей собирают в сельсовете и направляют на стройку. Часть направляемых сбегает по дороге, другая, другая часть поработав 3 – 5 дней следуют примеру первых. Сопровождающие из районов не прибыли до сих пор. Все без исключения пребывают без инструментов. Живут по домам, в селах» [3, л. 8]. Анализ сложившейся ситуации показывал, что для нормальной работы не были созданы более менее нормальные условия «общежитий нет, рабочие размещаются по частным квартирам по 3 – 4 чел., кроватей нет. Отсутствует постельное белье, спят на полу, укрывшись пальто, стирки нет, бани нет, спецодежда и лаптей нет. В столовой одноразовое питание с одним блюдом. Питаются в столовой 30 – 40 чел., остальные получают сухими продуктами с перебоями. Имеются и перебои с выдачей зарплаты» [3, л. 13] - писал в своем отчете проверяющий и отмечал, что руководство «Цнинстроя» не хочет заниматься обустройством быта рабочих. Главная задача состояла в том, чтобы как можно быстрее организовать проход барж по Цне. Но этому препятствовало не только нерасторопность некоторых руководителей, но и местная промышленность. Оборудование и инструменты для стройки должны были изготовить заводы «Ревтруд» и ТВРЗ. Главный инженер стройки Киселёв в очередной своей статье писал об этом так: «Острый недостаток ощущается сейчас в деревообрабатывающих станках, водоотливных средствах, электромоторах и в механизмах для разработки и выброски грунта. На стройке не хватает даже таких простых инструментов для разработки мерзлого грунта, как кувалды и ломы. И это лишь только потому, что предприятия области и в первую очередь ТВРЗ и «Ревтруд», медленно, неповоротливо выполняют заказы всенародной стройки» [4, с. 3].
Как и в прежние времена строили всем миром, отрываясь от основного производства, ведь в условиях войны никто не освобождал от выполнения государственных повинностей. Но чтобы выполнить работы в сроки при низкой производительности труда и такой катастрофической текучки рабочей силы, нужны были экстренные меры. Была усилена разъяснительная работа. Передовая статья в «Тамбовской правде» от 16 февраля 1944 г. взывала к сознательности тех, кто не выполнял свои обязательства: «Стахановцы ТВРЗ, фронтовые комсомольско-молодежные бригады завода «Ревтруд» и всех других больших и малых предприятий! Вы обязались дать землекопам Цнинстроя десятки и сотни кувалд, костылей, ломов и прочего инструмента. Будьте же хозяевами слову, ни на один день, ни на один час не задерживаете изготовление и отгрузку инструментов. Особенно в большом долгу перед стройкой остаются сейчас руководители Бондарского, Инжавинского и Красивского районов. Председатели этих райисполкомов тт. Каравайкин, Савельев и Рябов нисколько не тревожит тот факт, что на стройке от их районов работает очень мало колхозников». Стройка объявлялась «всенародной», которую необходимо было закончить быстро и качественно [5, с. 3] .
Несмотря на трудности, тяжелые условия труда, стройка все же двигалась и к весне 1944 г. отремонтировали шлюз около с. Донское, что дало возможность пустить речные суда от Горелого до Тамбова. А к концу 1945 г. суда могли от Моршанска по реке достигнуть Тамбова.

Источники

1. Пути сообщения Тамбовского округа // Тамбовская правда. 18 августа 1928 г.
2. Киселев Ф. Сделаем реку судоходной // Тамбовская правда. 25 апреля 1943 г. № 89.
3. ГАСПИТО. Ф. П1045. Оп. 1. Д. 4562.
4. Киселев Ф. Горельский гидроузел // Тамбовская правда. 16 февраля 1944 г. № 31.
5. Стройка на Цне – всенародное дело // ТП. 16 февраля 1944 г. № 31.


Рецензии