Легенда извечная
Было это в столь давние времена, что лишь отголоски событий тех лет остались в памяти народов. Не восстановить уже ни имён, ни названия местечка, где случилось то, о чём повествует легенда. Да это, вероятно, и не важно.
Жил-был старик-мельник. Жил как мог скромно, работал как умел честно, о богатстве не задумывался, но и о достатке не забывал. Растил трёх сыновей, любил нежно жену свою, хозяйство вёл обширное. Был старик отзывчив и гостеприимен, помогал соседям в неурожайные годы, и не было путника на старой дороге, которому не был готов сердечный приём, сытный ужин и уютный ночлег в его доме.
И не было никого счастливее старика в тех местах. Изо дня в день радовался он восходу солнца, пению жаворонка в высоком безоблачном небе, радовался тяжёлой дождевой туче и раскатам грома, радовался тяжёлому труду и сладостному отдыху. Радовался успехам сыновей, рад был вновь и вновь уже который десяток лет прижать к своему сердцу свою милую жену.
Были в счастливом доме согласие и взаимопонимание. Все заботы делили поровну, и всегда и всюду они были вместе. Вот только выросли сыновья, и настало время им решать самим свою судьбу.
Вышел поутру старик за ворота и оглядел вокруг ту землю, которую любил и не покидал ни на день уже долгие, долгие годы. Оглядел и, повернувшись к сыновьям, уже собравшимся в дальнюю дорогу, обратился с таким благословением:
— Сыны мои, гордость и счастье моё, не мальчики ныне, но мужи. Настала и вам пора удалиться из родительского дома и искать своего счастья в землях сопредельных. Благословляю я вас на дорогу долгую и дорогу счастливую. Много таких путей, по которым ходят люди в исканиях своих, много исканий людских на этих дорогах. Вас я учил работать усердно, жить праведно, готовил к испытаниям суровым и любви преданной. Знаю: не ошибётесь в поисках своей судьбы. Верю: добудете своё счастье.
Есть три пути из вашего родительского дома. На запад пойдёт тот из вас, кто твёрд рукой и мужествен, ибо этот путь изберёт храбрый солдат, будущий отважный полководец, который поведёт свои войска во имя укрепления своей отчизны, и этот нелёгкий путь – путь Славы и Доблести.
На север ведёт дорога к морям бескрайним, городам богатым, к торговым путям купеческим. Идущий по этому пути станет купцом, мореходом смелым, торговцем, верным своему слову, стараниями которого в дальних странах узнают о нашей земле плодородной. Этот трудный путь – путь Богатства и Процветания.
На юг лежит путь в великий город, в столицу нашей церкви. Избравший этот путь станет служителем во имя Господа, наставником в делах людских, праведником по устремлению сердца, своим примером души исцеляющим. Кто знает, быть может, это самый тяжкий путь, но это путь Святости и Самоотвержения.
Хочу, чтобы вы знали, что есть и четвёртый путь, но заклинаю вас не делать этого выбора. На востоке живёт добрый славный народ. Его мужи храбры и мужественны, гостеприимны и хлебосольны, честны и набожны. Женщины – светлоглазы и изящны, преданны и верны, ласковы и жизнерадостны. Нет спасенья от любви к доброй и приветливой красавице, и не счесть числом мужчин наших, потерявших себя в тенетах этой любви. Любовь прекрасна, и я изведал её, и мне не довелось устоять, но помните: это путь, на котором не изведается ни воинская Слава, ни купеческое Богатство, ни Святые подвиги во славу Господа.
Идите, дети мои, и ищите по стараниям вашим. Мне же ждать вас здесь на этом месте через три года. Мать связала вам по плетению – по узелку на каждый день разлуки с вами. Возвращайтесь ко времени. С вами Бог!
Поклонились сыновья старику, поцеловали мать на прощание и разъехались в разные стороны. Долго смотрел мельник вослед сынам, пока они не превратились в маленькие точки и не скрылись за горизонтом: один на западе, другой на севере, третий на юге.
Тяжело было вести хозяйство двум старикам – мельнику и его жене, – но не жаловались они и не роптали, только, как и прежде, с песней и улыбками встречали новый день, радовались друг другу, плечом к плечу продолжали идти по жизни вместе. И нелёгкая, утомительная работа ладилась и спорилась, стоило пересечься их взглядам. Добавилось несколько морщинок на их лицах, но не ослабло тепло в их взаимных объятиях, и по-прежнему ладони их сливались воедино как мерные воды двух рек в бескрайнем море.
И вот развязан последний узелок в материнском плетении к воссоединению семьи. Без малого тысяча сто дней и ночей прошло с тех пор, как покинули родной дом сыновья. Вышел мельник на дорогу, глядит на запад, север и юг и не видит никого. Только ветер колышет тугие травы. Долго смотрел по сторонам старик, долго вглядывался, думая, не изменяют ли ему его немолодые глаза. Да только пустые дороги белели под жарким солнцем.
Поднялся где-то за спиной в небеса жаворонок, запел свою бойкую песнь, и обернулся старик на восток. А обернувшись, услышал своё сердце.
Вдали, у самого края земли показались на восточной дороге всадники. И всадников тех было не трое. Не одни возвращались его сыны. Возвращались с жёнами. И жёнами любимыми.
Вернулся к дому старик и на вопрошающий взгляд светлоглазой своей жены ответил улыбкой и крепким объятием:
— Мой дед учил моего отца идти на запад за Славой, на север за Богатством или на юг во имя Святого служения Господу. Мой отец вернулся с востока с моей матерью, был счастлив, был любим и сам любил её безмерно. Он завещал мне идти за Славой, Богатством или Святым делом, но я тоже вернулся с востока, привёз тебя и благодарен бесконечно судьбе за свой выбор. Я заповедал нашим сыновьям идти за Славой, Богатством и Святостью, а они тоже возвращаются с востока. Видно, нет высшей Славы, чем Слава счастливой семьи, нет большего Богатства, чем Богатство душевного единения, и нет ничего более Святого, чем Святая любовь к прекрасной женщине и плодам её. И истинное счастье не в Славе, Богатстве или Святости, а в Любви. Благодарю тебя, жена моя, за помощь в моём выборе, за чудесный пример нашим детям в том,
что же нужно искать,
за что, найдя, надо бороться,
что, борясь, необходимо достигать
и что следует оберегать, достигнув.
----------
Весна, 2002
Свидетельство о публикации №225042301334