О сбыче мечт, дальних странах и толстых обезьянах
Шли годы. Менялась жизнь. Неожиданно быстро развалился Советский Союз - огромная и могучая страна, в которой мы все выросли, и которой гордились. Рухнул "железный занавес" и бывать за границей стало мешать только отсутствие денег, времени и желания. Соотечественники стали летать на отдых в Египет и Турцию, Вьетнам и Таиланд, но про Камбоджу, если и вспоминали, то только о кровавом режиме "красных кхмеров", геноциде Пол Пота, и оставшимися в джунглях, после всех войн, огромным количеством мин. Но однажды в интернете я вдруг увидел фото со знакомыми силуэтами храмов Ангкор Вата и с удивлением узнал, что туда ездят туристы на экскурсии из Таиланда. В 2018 году у жены надвигался юбилей и перспектива сидеть в кафе, слушая заезженные шутки ведущего, поздравления гостей и родственников, участвовать в глупых конкурсах - меня, как-то, не очень радовала. И тут, совершенно неожиданно, появился недорогой вариант посещения Таиланда, с проживанием в скромном отеле, но рядом с морем. И я подумал, что чем ломать голову о подарке, бегая по магазинам - лучше подарить прогулку на слоне, теплое море с пальмами и экзотическими островами - в январе! Предложение получилось, как говорится - "от которого нельзя отказаться", и уже вскоре мы высаживались с поезда в морозной Москве, ругая себя, что не взяли ни перчаток, ни шарфов, чтобы поменьше тащить зимней одежды в самолёт. Но рейс, на удивление, почти не задержали и мы, погрузившись в Боинг, через десять часов полёта приземлились в аэропорту, неподалёку от Паттайи. В очередной раз я радовался, что после тридцати лет дружбы с сигаретой - всё-таки смог бросить курить. Если вспомнить выражение, что «без курева уши пухнут», то за время этого перелёта уши у меня были бы как у слона, на котором мы собирались кататься.
Поразительное, конечно, ощущение, когда садишься в самолёт морозной зимой, а выходя из него - попадаешь в парную, причем в одежде! Потом дрожишь в автобусе от включённого на полную мощность кондиционера, и снова парная на улице. Но, через несколько дней акклиматизации, круговерти курорта с купанием в море, знакомства с городом, ночными и дневными рынками и кафе, юбилея на катамаране "Dolce Vita", который привез нас на остров с белым песчанным пляжем и прозрачным морем – я вдруг осознал, что рядом то, о чём читал и мечтал в юности и стал выяснять варианты посещения Камбоджи. Обходил уличные фирмы, выясняя условия у них, общался с гидом в отеле и решал, как лучше туда попасть. Правильно или нет, но после уговоров и скидки гида - всё-таки выбрал турагентство. Как-то спокойнее, хотя и дороже.
И вот - большой туристический автобус, сбор путешественников с разных отелей, и вперёд! Ночь: открываешь сонные глаза и вздрагиваешь увидев, что автобус мчится по левой стороне дороги! Потом вспоминаешь, что тут левостороннее движение, и дремлешь снова, не зная ещё, что по сравнению с Камбоджей, Таиланд - образец дорожной культуры. Ранним утром первая остановка: завтрак в кафе, которое, как и всё в Азии, необычное и нестандартное. Веранда с навесом и столиками, из какого-то экзотического дерева. Пруд, в котором разводят приличных размеров сомов, и когда бросаешь в воду остатки пищи, они, как стая голодных волков, набрасываются на неё так, что вода как-будто вскипает. Представил себя со спиннингом и подумал, что бороться с ними было бы трудно.
Скоро мы прибыли в небольшой городок, с совершенно непроизносимым названием, где находится пункт пересечения границы Таиланда с Камбоджей, и все вышли на беседу с гидом. Сильной жары ещё нет, но солнце уже начинает свою работу. И гид объясняет нам правила перехода границы: или официальный, со сдачей паспортов пограничникам, долгой их проверкой и ожиданием разрешения на въезд, занимающей несколько часов…или мы сдаём ему паспорта, переходим границу не дожидаясь оформления, и получаем их на обратном пути (у тур. фирмы есть связи и «таможня даёт добро»). Предложение прозвучало так буднично и просто, что мы, не задумываясь, согласились на второй вариант: сдали паспорта, бодро пошагали в сторону границы, и быстро перейдя её в пункте пропуска - загрузились в автобус, который ждал нас на той стороне.
Один опытный товарищ научил меня всегда носить за границей ксерокопию загранпаспорта, поэтому у нас с женой они были, что немного успокаивало. Но вспоминая сейчас эту поездку, и двое суток в чужой азиатской стране, без документов - становится как-то не по себе. Автобус тронулся и уже другой гид - молодая русская девушка, стала рассказывать нам о городе который мы проезжаем, и о том, что нас ждёт дальше в этой таинственной стране, под названием Камбоджа. Вдоль дороги, по которой мы ехали, расстилались рисовые поля с растянутыми кое - где на них длинными полотнищами белой материи, высотой метра полтора и, когда я спросил про них у гида, девушка рассказала, что это ловушки для саранчи, которая служит дополнительным источником пищи местным крестьянам. Земля у них, после свержения режима Пол Пота, разделена между всеми гражданами Камбоджи, продать её нельзя, и кто-то сам её обрабатывает, а кто-то сдаёт в аренду. Мешок риса стоит около полутора долларов, рыба водится в каждом ручье и даже луже и поэтому, хотя жизнь очень трудная и тяжёлая – выживать всё-таки можно. Сельские домики тоже смотрятся оригинально: в отличии от двуногой избушки нашей сказочной Бабы Яги, они стоят на четырех высоких брёвнах - стойках, между которыми крепятся гамаки, чтобы пережидать в них полуденный зной прячась под домом от палящего солнца. Страну поддерживает ЮНЕСКО, что неудивительно, после всех ужасов режима Пол Пота.
Первая остановка в Камбодже была в каком - то отдельно стоящем, небольшом и малолюдном автовокзале, где мы вышли размять ноги и прогуляться, разглядывая сувениры в киосках и непонятные надписи на стенах. Вскоре автобус опять тронулся и, ещё через час мы вьехали в небольшой городок Сиен – Рип, конечный пункт нашего путешествия. Сначала заехали в музей «Ангкор Ват», чтобы получить билеты для посещения одноименного храмового комплекса. Раньше, билеты здесь продавались в кассах у храмов, и деньги за их реализацию до государства доходили, мягко говоря, не все, так как коррупцию в Камбодже ещё не искоренили. И тогда какой - то умный человек придумал «ход конём»! Сейчас для посещения всех храмов комплекса необходимо приобрести один - единственный билет в кассах музея Ангкор-Ват в Сиен Рипе, который печатается на цветном принтере и закатывается в пластик: на нём имеется ваше цветное фото, фамилия и имя, число и месяц в котором он действителен. Носят его на ленточке на груди, и с этим билетом вы проходите в Ангкор Ват, имеете право весь день осматривать храмы, но только в тот, который на нем указан. Билет стоит тридцать семь долларов на один день и его можно использовать только лично вам, так как он именной! Есть билеты на несколько дней, и на неделю, но цену на них не запомнил. По моему - гениальное решение! Полиция может проверить любого туриста и при отсутствии у него билета или, если он просрочен - вывести его с территории и принять прочие законные меры. Деньги исключены из процесса посещения храмов и не вводят в искушение ни работников, ни туристов, ни полицейских. Наши билеты были уже оплачены, но отстоять небольшую очередь в кассу, где каждого члена нашей группы сфотографировали вэб-камерой компьютера - нам пришлось и, через какое - то время, мы их получили, и потом носили на груди всю поездку.
Отель, где нас поселили, назывался: Marvel Holiday Boutique Hotel 4* и он нас просто поразил - такой экзотики мы не видели никогда. Сначала заехали туда буквально минут на сорок, так как программа была очень насыщенная и гид всех поторапливала. Заселились, осмотрелись: душ, и быстрее на выход, к автобусу. Но и это нас сильно впечатлило и повысило настроение. Сначала неприметный вход с названием отеля на фронтоне: внутри всех встречает большая статуя многорукого бога Шивы, перед которым стоит чаша с живыми цветами лотоса. Небольшой рецепшен с очень старательными и приветливыми девушками-камбоджийками, которые быстро всех приняли и расселили. Правда из документов у нас были только билеты в Ангкор Ват, с фото и фамилией напечатанной латинским шрифтом, висевшие на ленточке на шее.
Вазы с цветами лотоса стояли во всех коридорах отеля, источая незнакомый нам, но очень приятный аромат. Мебель тоже не стандартная: резные диваны, кресла, круглые табуреты из красного и чёрного дерева. Жилые корпуса слева и справа, а в центре, во дворе отеля - пальмы, прекрасные экзотические растения и цветы, оригинальные мостики через ручеёк со скульптурами семиглавых змей-нагов - практически райский сад. Мы, конечно, видели похожее расположение в отелях Египта, но только - "похожее" - по красоте и экзотике не сравнить. Наш номер оказался на 2 этаже - № 202. С отдельным входом, как и все в этом отеле, В номере - большая кровать с балдахином, мебель под стать ей: пуфики, столики и стулья из красного дерева, телевизор на стене, кондиционер, сейф, вешалки и тумбочки, стол напротив зеркала, а на стенах развешены красивые азиатские картинки. Балкон - лоджия, с видом на сад и противоположный корпус. Халаты и тапочки, чайник и чашечки, кофе, сахар и чай. Больше всего в санузле номера поразила огромная ванна под мрамор, хотя была и большая душевая кабина с отличной сантехникой. Всё для уставших путников. Конечно жаль, что в таком номере мы прожили так мало. Вечером, после нескольких невероятно интересных экскурсий: на экзотическом кораблике по реке в деревню вьетнамских рыбаков на озере Тонлесап, ферму крокодилов на том же озере и музей геноцида Пол Пота, с заездом в небольшой магазинчик где продают различные сорта кофе, местное виски и даже сигареты «Ален Делон», названные в честь французского актёра, который оказывается бывал в Камбодже. В ресторане, который назывался, конечно, Amazon Angkor куда мы приехали ужинать, нас ожидало танцевальное шоу под названием «Апсара». Ресторан огромный, в нем четыре станции, разные кухни мира: местная, европейская, китайская и мясо-гриль всех видов, на открытом огне. Все блюда входили в стоимость, вода тоже, но алкоголь был платным. Кто хотел, покупали его в отдельном баре в фойе. В середине огромного зала расставлены столы, за которые и рассаживались туристы. Выбрать было из чего, готовят вкусно, мясные и рыбные блюда разных народов, морепродукты и рис. После того как приступили к ужину, в зале приглушили свет и на большой сцене началось шоу. Как рассказал нам до этого гид - король Камбоджи большой любитель танцев, и когда пришел к власти, возродил искусство храмовых танцовщиц. Девочек отбирают с 4-5 лет и учат народным танцам. Особенно поражают змеевидные движения кистей рук, они выгибаются вверх больше чем на 90 градусов (или это нам так показалось). Девушкам аккомпанируют парни, которые играют на барабанах и ещё каких-то народных инструментах. Интересно конечно, нигде в мире такого больше не увидишь! И в этот момент у меня на смартфоне раздался звонок. Один мой товарищ, не зная что мы уехали, и не дозвонившись по телефону, вызвал меня по видеозвонку. Когда я ответил и сказал, что мы в Камбодже, а потом повернул камеру и показал сцену - тот помолчал, посмотрел и сказал: - куда вас только не занесёт...вернётесь, позвони – и отключился.
По прибытии в отель вечером, несмотря на большую усталость, мы пошли его осматривать. Бассейн с подсветкой в воде и анимацией на стенах, лежаки, тоже из ценных пород деревьев, бар: в котором, как только народ подтянулся к бассейну, сразу появилась девушка и можно было и выпить и закусить - оставили отличное впечатление. Сервиз, однако! После бассейна - кофе на лоджии, душ, и спать, спать, спать... тем более утром ранний подъем, и выезд в Ангкор Ват. Но разве удержишься, чтобы не принять такую ванну, которая стоит в номере. Жена, от усталости, не смогла дождаться пока вода заполнит эту большую каменную ёмкость, и променяв её на душевую кабинку ушла спать - а я, проявив героическое терпение - блаженно завалился туда. А ранним утром: подъём, быстрый завтрак, и стоявший у отеля автобус. Вперёд - к юношеской мечте!
К храму Ангкор-Ват мы подъехали очень рано, но там уже стояло два автобуса, а торговцы раскладывали свои товары по столам. Там нас встретил гид - камбоджиец, довольно неплохо говоривший по русски, закончивший в Волгограде, какой-то из наших университетов. По местным законам храмы Ангкор Ват являются «великим наследием страны»: и рассказывать о них и показывать их, могут только местные гиды, что, наверное, и правильно! Когда наша группа высадилась из автобуса и, пройдя мимо торгового ряда, остановилась у моста через ров, я замер в восхищении, увидев башни и очертания храмов, которыми любовался на фото в юности: вид открывался фантастический. В голове крутилось крылатое выражение Остапа Бендера - «Сбылась мечта идиота!»
Чтобы хоть немного понять, что такое Ангкор Ват - попытаюсь рассказать об этом чуде света, который задумывался как земное воплощение небесной обители бога Вишну. Пять башен, возвышающиеся над храмовыми стенами олицетворяют пики горы Меру - центра Вселенной. Ангкор Ват строился как храм-гора - характерный для Камбоджи тип культового сооружения. Он представляет собой трёхъярусную усечённую пирамиду с башнями на вершине, чья высота достигает 67 метров. Дорога от входной башни до храма обрамлена парапетами и скульптурами семиглавых змей-нагов, котрые здесь везде. Ангкор Ват является примером сочетания архитектуры и скульптурной пластики. Строительство этого храма длилось 30 лет, и он стал самым большим в древней столице империи кхмеров Ангкор. Его площадь - 2,5 кв.км., почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана, а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор Тхом (или Том), с населением более 1 миллиона жителей, превышали 200 кв.км. Для примера - вторым по величине городом той эпохи был город Тикаль - самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы с населением от 100 до 200 тысяч человек. Лондон той поры, имел всего около 50 тысяч жителей. Строительство сопровождалась ещё и созданием сложнейшей системы водных сооружений и каналов, служивших для хранения и сбора воды в течение года и относится к самым грандиозным монументальным сооружениям на Земле! Ангкор Ват олицетворяет цивилизацию кхмеров и его изображение помещено на гербе и национальном флаге Камбоджи с 1863 года. Ангкор Ват включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя квадратный остров, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны. Мост через канал был на ремонте, и мы заходили по временному, из пластиковых понтонов, что позволило полюбоваться старым мостом со стороны и оценить его масштабы.
На острове к храму ведет широкая дорога из каменных плит. По обе стороны от дороги - здания библиотек. За библиотеками - озеро с лотосами за которым виден фантастический силуэт башен. Не сделать фото на их фоне - просто преступление. Зайдя в храм видишь, что все стены, колонны, перемычки галерей и даже крыши украшены многокилометровыми барельефами и резьбой. Барельефы размещённые на трёх ярусах окружных галерей храма отражают сюжеты из индуистской мифологии, эпосов «Рамаяма» и «Махабхарата», а также кхмерской истории. Сами храмовые сооружения построены из отполированных блоков песчаника, которые добывали поблизости и доставлялись сюда по воде. Причем все блоки крепились без раствора и так искусно, что даже по прошествию веков трудно разглядеть швы. Главный храм из трёх ярусов, на верхнем – святилище, куда можно подняться по очень крутой деревянной лестнице, если отстоять приличную очередь. Мы туда подниматься не стали, чтобы не терять времени и сил, а посидели внизу в благоговейном молчании, созерцая башни и святилище под одной из них. Ведь этот кхмерский храм считался обителью богов с доступом сюда только религиозной и политической элиты, а также местом для захоронения королей.
А потом пошли дальше, слушая гида, и осматриваясь вокруг. Смотреть там было на что! Четыре отромных каменных бассейна, колонны и барельефы, скульптуры и окна с каменными винтовыми заполнениями, которые тоже непонятно как смогли выточить без станков и оборудования. Пройдя насквозь главный храм и выйдя из него с другой стороны, миновав по пути ещё несколько строений и каменную стену комплекса, мы по другому мосту вышли к двум небольшим автобусам, которые повезли нас к другому известнейшему древнему храму, под названием Та Пром, что в переводе «предок Брахмы») - одному из сотни храмовых комплексов, расположенных в центре Кхмерской империи, процветавшей с девятого по пятнадцатый век нашей эры.
Конечно, даже на то, чтобы более-менее осмотреть основные храмы Ангкор Вата - нужно несколько дней, и я белой завистью завидую тем, кто побывал там самостоятельно. Но ощущение, что мы находимся не в нашем мире и времени, а какой - то восточной сказке, не отпускало и, проезжая мимо длинной каменной стены с вырезанными на ней барельефами слонов, мимо каменных башен и башенок, через каменные мосты, с обеих сторон которых выстроились фигуры каких-то фантастических существ - пытались не пропустить ничего глядя в окна автобуса и крутя головой во все стороны. И вот автобус остановился у ворот башни, которые в фильме про Лару Крофт злодеи долбят бревном, чтобы проникнуть туда ... но заложены они только в фильме, а мы просто прошли через них, смотря вверх, на загадочные улыбки четырёх каменных лиц на башне, глядящих во все стороны. Этот храм многие видели в очень известном фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», и его теперь часто называют Храмом Анджелины Джоли, которая сыграла в нём главную роль. Миновав ворота мы двинулись дальше, по тропинке, между огромных экзотических деревьев. И вот, впереди, показались очертания храма Та Пром. Навстречу нам, вышел полицейский, знакомый нашего гида: как все камбоджийцы, маленького роста, в форме и синей, тоже форменной бейсболке, с бляхой на груди, напоминающем какой-то орден и радостно улыбаясь поздоровался за руку с нашим гидом. Тот тоже улыбнулся и вдруг сказал по русски: - Привет коррупция! Трусы ещё не продал? - Коп, не понимая, смотрел на него с улыбкой - а мы хохотали. Надо пояснить, что у местных полицейских есть тут свой "бизнес»: они продают туристам свои полицейские головные уборы и нагрудные бляхи. Наверное это копии, но снимают их с головы и груди, и вручают покупателям. Мы как-то не решились.
Про этот храм тоже невозможно рассказывать спокойно. Огромные деревья, возвышающиеся над древними развалинами и сохранившимися зданиями, особо привлекают внимание. Этакие гигантские растения-мутанты, насчитывавшие не одну сотню лет, корни которых властвуют повсюду и в лучах солнца кажутся золотыми и серебрянными: они пробиваются сквозь каменные стены, обволакивают строения, и как будто перешагивают через них. Высота некоторых достигает пятидесяти метров, и глубоко проникая корневой системой в здание, они воздействует на каменные блоки, раздвигая и передвигая их. Со временем деревья стареют, падают на землю, а от храмов остается груда камней. Такова сила лиственных деревьев под названием Tetrameles nudiflora из семейства тетрамелесовых. Чтобы сохранить оставшиеся здания, их укрепляют, а рассыпавшиеся блоки нумеруют, описывают и складывают вдоль стен снаружи. Но некоторые постройки, наоборот, настолько разрушены временем, что их способны удержать лишь эти деревья…Это действительно сказка в джунглях. С началом реставрации строения освободили от лишней растительности. Но именно на территории храма Та Пром решили оставить сочетание деревьев и руин, чтобы показать процесс властвования джунглей. Хотят и храм по возможности и средствам подлатать и вид этой заброшенности сохранить. На старых фото, которые я видел раньше, на территории храма стояло огромное дерево. Но мы застали только огромный пень от него, на фоне которого просто не могли не сфотографироваться. Видимо дерево могло упасть и ещё больше разрушить храм, и поэтому его срубили.
И ещё одна загадка Та Прома над которой ломают головы учёные и неучёные люди - любители альтернативной истории. Все стены храма резные. Что там только нет: и храмовые танцовщицы и боги и растения, но при расчистке этого восьмисотлетнего кхмерского храма, среди многочисленных сюжетов, был обнаружен небольшой, с ладонь, каменный барельеф, невероятно похожий на стегозавра - динозавра жившего миллионы лет назад и которого, ну никак, не могли видеть строители храма. Удивительно, но многие всерьез верят, что на стене храма изображен именно динозавр: кто-то предполагает, что динозавры могли выжить во влажных теплых лесах Юго-Восточной Азии (дескать, оттого и китайцы так верят в своих драконов), другие допускают, что древние кхмеры находили кости динозавров и по ним восстановили внешний вид одного из них. В общем, много там ещё таинственного и интересного... Мы стояли рядом и смотрели, как этот динозавр на барельефе, с костяными пластинами на спине, стоит и жует листья, в ус не дуя, что вымер он 145 миллионов лет назад. Даже погладили его, ощущая рукой эту каменную загадку.
Посмотрели, конечно, и на то место, где Лара Крофт провалилась под землю, когда шла за девочкой в фильме. Но главное, конечно, - это не фильм, а сам великий храм, с сохранившимися и разрушенными стенами и строениями, уложенными рядами каменными блоками, которые возможно ещё вернуться на свои места. Осмотрев храм и послушав рассказы гида мы тронулись к автобусу - впереди нас ждал храм Та - Кео или "Проклятый храм", храм бога Шивы.
Свидетельство о публикации №225042301611