История 12
17.1. Объединение Германии.
Во вторую половину ХХ в. Германия вступила разделённой на два государства с разной политической ориентацией, которые не общались друг с другом. В 1963 г. жители западного Берлина на Рождество смогли навестить своих родственников в восточной части города (Рисунок33). В последующем была достигнута договоренность, что западные берлинцы могут посещать восточных немцев на Рождество, Пасху и Троицу. Однако в 1966 г. ГДР отказалась от этого соглашения, и потребовала установления межгосударственных отношений. Любой вид связи между двумя частями Берлина был оборван. Отныне разделённые родственники могли встретиться только в Праге, на берегу Черного моря и на ярмарке в Лейпциге. Кроме того, пенсионерам из ГДР было позволено посещать несоциалистические страны, исключая берлинцев. Разрыв между двумя государствами увеличивался.
Рисунок 33 – Берлинская стена разделяет город на две части: восточную и запад-ную
В 1960-х гг. надежды ФРГ на быстрое объединение с ГДР исчезли. Кроме того, начался спад в темпах развития экономики и рост безработицы. Государство оказало поддержку отраслям, более всего пострадавшим от неблагоприятных экономических обстоятельств. Были увеличены вложения в развитие науки и образования. Правительство прилагало усилия, чтобы превратить маленькие германские городки в местные центры культуры. В 1967-1968 гг. по ФРГ прокатились студенческие волнения под лозунгами борьбы с устаревшими взглядами преподавателей и всякого вида несвободой. Они сопровождались уличными столкновениями и жертвами.
Для повышения доверия молодёжи к власти, в 1969 г. был принят закон о введении на предприятиях производственных советов, в которые должны были входить представители из числа молодых рабочих, принимавших участие в принятии разных важных решений. В университетах появились бесплатные занятия и стипендии. [86, с.329-331, 341-342]
В 1971 г. главой ГДР стал Э. Хонеккер (1912 – 1994). При нём бы-ла осуществлена обширная программа строительства и ремонта жилья. Выросли зарплаты и пенсии. Правительство поддерживало низкие цены на продукты и расценки за квартплату. В стране существовало бесплатное медицинское обслуживание
.
В 1972 г. ФРГ и ГДР подписали договор о построении двусторонних отношений на основе равноправия и отказе от применения силы. [25, с.438]
В ГДР была проведена реформа системы планирования и управления, усилившая роль государства в экономике. Большие заводы, относящиеся к одной отрасли, соединялись в огромные комбинаты. Сначала реформа привела к повышению доходности предприятий, но нефтяные кризисы 1973-1974 и 1978-1979 гг. подорвали экономику ГДР. Для сохранения уровня жизни населения, правительство страны реши-ло прибегнуть к кредитам у западных стран, а также ограничению им-порта. Оно продолжало поддерживать программы строительства жилья, дотирование продуктов питания и общественного транспорта, а также пыталось создать собственную компьютерную промышленность. В конечном итоге, все эти действия привели к кризисному со-стоянию экономики, сопровождавшемуся упадком и износом инфраструктуры, путей сообщения, производственного оборудования.
Экономика ФРГ также пострадала от кризисов 1970-х гг., однако в 1980-е гг. начался её рост. Увеличение экспорта позволило повысить производительность труда и поднять зарплату, что стимулировало покупательский спрос. Уровень жизни в ФРГ был выше, чем в соседней ГДР.
Правительство ГДР с неодобрением отнеслось к «перестройке» в СССР. В результате, был ограничен доступ к некоторым советским печатным изданиям, запрещены остросоциальные советские фильмы, а также прекращён обмен студентами и преподавателями. Часть жителей ГДР мечтала бежать на Запад, или выступала за объединение с ФРГ. Только этим способом, по их мнению, можно было поднять жизнен-ный уровень в Восточной Германии. Другая часть населения хотела остаться в ГДР, но с проведением демократических реформ. [41, с.359-361]
Когда в 1989 г. Венгрия открыла границу с Австрией, началось массовое бегство восточных немцев на Запад. Осенью в ГДР прошли демонстрации с требованием перемен, но правительство не хотело менять политический курс. Оппозиция в партии настояла, чтобы Эрих Хонеккер был смещен со своего поста. 9 ноября стихийно собравшиеся люди прорвали ограждения в Берлинской стене. Начались массовые поездки жителей из Восточного Берлина в Западный. Росло убеждение, что ГДР должна быть ликвидирована, а её территория присоединена к ФРГ. [56, с.472-473]
С 1 июля 1990 г. в землях ГДР была введена западногерманская марка, а 3 октября произошло объединение Германии. Результаты этого события были неоднозначными. Объединение сначала вызвало подъем экономики на Западе Германии, но на территории бывшей ГДР многие области хозяйства пришли в упадок. Крупные заводы распродавались по частям западногерманским и иностранным инвесторам, а покупателям из Восточной Германии отказывали. Если покупателей не находилось, то заводы закрывались. Товары из Восточной Германии не смогли конкурировать с товарами из Западной Германии. Росла безработица, в основном коснувшаяся женщин и людей пожилого возраста. Поскольку экономика на Востоке потеряла рынки сбыта в Восточной Европе, на новых немецких землях денег на перестройку инфраструк-туры и финансирование затрат на социальные нужды не хватало. 13 марта 1993 г. был введен дополнительный налог «солидарности» в размере 7,5 % от общего дохода для поддержки процесса объединения. Все эти меры привели к экономическому подъёму в нескольких районах, но не в восточногерманской экономике в целом. [86, с.389-393]
С 1994 г. германская армия начала принимать участие в военных операциях в других странах. В 1995 г. немецкие миротворческие части по мандату ООН были размещены в Боснии и Герцеговине. Весной 1999 г. немецкие войска отправились в Косово, выступая против Сербии на стороне НАТО, а в 2001 г. – в Афганистан.
17.2. Перемены во Франции, Италии и Великобритании во второй половине ХХ в.
Во Франции с 1954 по 1974 гг. наблюдался экономический подъём. В промышленности получило широкое распространение поточное производство. Увеличился выпуск товаров народного потребления (автомобилей, стиральных машин, телевизоров). Сельское хозяйство постепенно механизировалось. В деревни пришли электричество, телефон и радио. Государство осуществляло масштабное строительство недорогого жилья. Безработица практически отсутствовала. Наблюдался рост реальной заработной платы. Наличие социальной поддержки со стороны государства привело население к отказу от таких черт как накопительство и бережливость. Появилось стремление приобретать всё новые товары, в том числе в кредит. Быстро росло население.
Экономический подъём сопровождался расцветом культуры. Все-мирную известность получили работы французских философов-экзистенциалистов, последователей экзистенциализма, т. е. «философии существования». А. Камю (1913 – 1960) полагал, что главный вопрос философии заключается в том, чтобы решить: стоит ли жизнь труда быть прожитой. До поры до времени человек живет будничной, повторяющейся жизнью, которая однажды вызывает у него скуку. Он осознает своё одиночество в мире бездушной природы и среди людей, бесчеловечные и бессмысленные действия которых вызывают отвращение. Его страшит смерть. Все эти ощущения философ называет абсурдом жизни. Тем не менее, Камю считал, что человек должен бросить вызов судьбе и бесстрашно бороться с обстоятельствами, не забы-ая об ответственности за всё, что он совершает. При этом он должен надеяться только на свои силы. А. Камю является автором книг «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1952).
Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) отрицал существование Бога, и потому утверждал, что человек обречён на полную свободу. Человек должен рассчитывать лишь на то, что зависит от его воли. Он обязан избрать для себя какую-то цель и действовать в меру своих сил, но без всякой надежды. Человек является проектом самого себя. Он существует лишь настолько, насколько осуществит свои идеи в реальности. При этом человек должен помнить, что его права и свобода ограничиваются правами и свободой других людей. Сартр создал множество философских («Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм») и художественных произведений («Дороги свободы» (1945-1949)).
В 1954 г. вышла книга Франсуазы Саган (1935 – 2004) «Здравствуй, грусть!» о взрослении молодой девушки, мечтающей наслаждаться радостями жизни. Тонкий психологизм и глубокое погружение во внутренний мир человека произведения обеспечили успех молодой писательницы. [98, с.219-223]
Начавшийся распад французской колониальной империи (война в Индокитае, Алжире) привёл к глубоким разногласиям во французских политических кругах. Франция безуспешно участвовала в военных действиях против Египта, объявившего о национализации Суэцкого канала в 1956 г. [47, с.423-424] Население страны стало мечтать о «сильной руке», которая сможет навести порядок в государственных делах. В 1958 г. правительство передало власть генералу Шарлю де Голлю, наделив его правительство чрезвычайными полномочиями. Была принята новая конституция, согласно которой Франция превращалась в президентскую республику. В правительство вошли представители крупного капитала. [98, с.223-227,235-236]
В период правления де Голля страна стала проводить независимую внешнюю политику, отмежевавшись от НАТО. В 1960 г. она изготовила собственную атомную бомбу. Началось политическое и культурное сближение Франции с СССР и ФРГ. [56, с.438]
Правительство всячески поддерживало национальную промышленность и сельское хозяйство. В стране началась научно-техническая революция. Промышленное производство утроилось, были созданы новые отрасли – ядерная энергетика, авиационно-космическая промышленность. Строились атомные электростанции, наблюдался прогресс в развитии электроники, ракетостроения и автоматизации производства. В 1964 г. появилось цветное телевидение. Франция заняла второе место в мире по экспорту продовольствия. Большие средства вкладывались в реставрацию памятников культуры, строительство музеев и библиотек.
Французский кинематограф занял ведущие позиции в мире. Высокую оценку профессионального жюри и зрителей получили фильмы Франсуа Трюффо («Четыреста ударов», 1959) и Клода Лелуша («Мужчина и женщина», 1966). Для французского кинематографа был характерен интерес к сложным моральным и психологическим про-блемам, парадоксальность и неожиданность в подходе к рассматриваемой проблеме, виртуозная операторская работа. Значительное место среди французской кинопродукции занимали экранизации классической литературы («Пармская обитель» (1948), реж. Кристиан-Жак; «Красное и чёрное» (1954), реж. К. Отан-Лара), костюмные исторические фильмы, мюзиклы («Девушки из Рошфора» (1967), реж. Жак Де-ми) и комедии.
В Париже появились первые небоскрёбы из стекла и бетона. Продолжалось массовое жилищное строительство. [46, с.246-248]
Не смотря на высокую рождаемость, французская экономика испытывала недостаток в рабочих руках. В страну стали приглашаться мигранты – выходцы из стран Азии и Африки. Был введён четырёхнедельный оплачиваемый отпуск. Часто происходило повышение заработной платы и различных пособий. Это привело к развитию туризма, в том числе за пределами собственной страны.
В 1960-х гг. Франция потеряла многие из своих колоний.
Постепенно против президента де Голля стала формироваться оппозиция. Левые партии критиковали его за «режим личной власти». Буржуазии не нравилось вмешательство государства в экономику. Недовольство в широких кругах населения выливалось в забастовки. В них стали участвовать даже учителя и служащие. Их не устраивал раз-мер зарплаты, социальное обеспечение, рост безработицы. Молодёжь выражала недовольство общественным строем как несправедливым, трудом как источником эксплуатации, социальным неравенством, колониальной политикой, организацией системы образования как не обеспечивающей равного доступа и не гарантирующей последующего трудоустройства. Она высмеивала традиционные ценности: семью, патриотизма долг перед обществом, призывала к свободе от всех ограничений, в том числе сексуальных.
В 1968 г. начались волнения студентов университетов, переросшие в столкновения с полицией. Студенты возводили баррикады, устраивали погромы и поджоги машин, закидывали полицию камнями. В свою очередь, полиция избивала протестующих, использовала против них слезоточивый газ. К студентам присоединились рабочие и крестьяне по всей стране. Начались демонстрации, которые переросли во всеобщую стачку.
27 мая правительство пошло на уступки и подписало Указ о повышении зарплат. К столице были стянуты войска для поддержания порядка. Прошли досрочные выборы. Президент де Голль вынес на референдум законопроект, который должен был обеспечить участие разных слоёв населения в управлении страной. Проект не прошёл, в результате чего президент ушёл в отставку. [46, с. 259-260,269-275]
Избранный в 1969 г. новым президентом Ж. Помпиду (1911 – 1974) способствовал увеличению минимальной оплаты труда, а также социальных пособий за счёт их отмены для более зажиточных граждан, снизил пенсионный возраст до 63 лет. Были ослаблены позиции государства в управлении экономикой, проводилась поддержка предпринимателей. [21, с.447-450]
Новый президент, В. Жискар д'Эстен (р.1926), избранный в 1974 г., упростил процедуру развода и уравнял в правах детей, рождённых в браке и вне его. Франция проводила политику, направленную на объ-единение с другими странами Европы, стремилась поддерживать хо-рошие отношения с СССР и США. [47, с.450-454]
Экономический кризис 1973 и 1979 гг., порожденный колебания-ми цен на нефть, вызвал застой производства (стагнацию), обесценивание денег (инфляцию), рост безработицы вследствие закрытия правительством нерентабельных предприятий, падение рождаемости и отток населения из деревень в города. В то же время начался переход к ин-формационному обществу. Всё больше людей находили средства к существованию в сфере обслуживания. Число работающих женщин увеличилось до 40 %. С внедрением автоматики и электроники в производство стал возникать новый рабочий класс с высоким уровнем квалификации. Однако он представлял собой меньшинство, а большинство (около 60 %) составляли неквалифицированные рабочие, занятые на временных работах. Наметилось численное увеличение сред-него класса, в число которого входили не только наемные работники частного сектора, но и преподаватели, чиновники. Более высокий уровень образования позволял им обеспечивать себе зажиточный уровень жизни, владение собственным жильём.
В 1982 г. правительство президента Ф. Миттерана (1916 – 1996) национализировало за выкуп крупнейшие банки и компании страны, контролировавшие наиболее важные отрасли производства (авиация, ракетостроение, металлургия и т.п.). Был введён налог на крупные со-стояния, повышены заработные платы и социальные выплаты, включая пенсии. Оказывалась помощь по переподготовке безработных. В ответ предприниматели стали жаловаться на излишнее вмешательство государства в экономику, падение рентабельности производства и начали вывозить капитал за границу. Широкие массы, напротив, считали улучшение своего положения недостаточным, так как повышение их доходов «съедалось» инфляцией. Правительство было вынуждено ввести меры жёсткой экономии, начать приватизацию государственно-го сектора экономики, повышать налоги и сокращать социальные рас-ходы. 19 июня 1990 г. Франция присоединилась к Шенгенскому соглашению, отменявшему таможенные границы и визовый контроль во внутреннем европейском пространстве. [98, с.304-311]
В Италии в период с 1950 по 1963 гг. наблюдался подъём промышленности, сопровождавшийся модернизацией экономики, частично за счёт внутренних средств, частично за счёт «плана Маршалла». Значительную роль в этом процессе, получившем название «итальянское чудо», играло государство. Неудачная реформа в области сель-ского хозяйства привела к притоку населения из деревень в города. Наличие большого числа людей, нуждавшихся в работе, позволяло предпринимателям держать заработную плату на низком уровне. Со-хранился разрыв между бурно развивающимся индустриальным Севе-ром страны и аграрным Югом. [16, с.530-534] В 1962 г. было введено всеобщее бесплатное образование детей в возрасте до 14 лет. Эта ре-форма вызвала споры. Некоторые граждане отвергали принцип равно-го образования для детей всех классов общества, полагая, что ребенок, почувствовавший интерес к учёбе, не захочет получать рабочую профессию и зарабатывать физическим трудом. Им не хотелось, чтобы в школе появились ученики из бедных и неблагополучных семей. Полное среднее образование оставалось платным. В университет могли поступить только лица, окончившие лицей, способные выдержать высокую цену за обучение.
Как и во Франции, в 1967-1968 гг. в Италии произошёл социальный взрыв, движущими силами которого стали студенты и рабочие. Студенты протестовали против существовавшей системы образования и идеалов «общества потребления». Их попытки захватить Римский университет и виллу Боргезе (архитектурный факультет) закончились масштабными столкновениями с полицией. Выступления рабочих со-провождались захватом предприятий, забастовками и демонстрациями, вылившимися в 1968 г. во всеобщую забастовку. Рабочие требовали реформы пенсионного обеспечения, решения проблемы с доступным жильём. Они добились повышения заработной платы и создания Кассы помощи временно неработающим, которая поддерживала уволенных рабочих материально. В 1969 г. был принят закон о назначении пенсий в размере 76 % от заработной платы, а также повышены уже существовавшие виды пенсий. В 1975 г. была введена индексация зарплат, отменена зональная разница в заработных платах, а женщины уравнены в семейных правах с мужчинами. [27, с.204-206]
Окончание полосы экономического роста завершилось кризисом 1973 г., связанным с подъёмом цен на нефть. Падение производства и обесценивание денег привели к расцвету «теневого рынка», где на малых предприятиях их владельцы получали большие прибыли, обходя законы. При этом они платили работникам очень маленькую зарплату и не выполняли никакие социальные гарантии. Многие семьи имели непостоянные доходы. [16, с.536-537,541-542] Молодёжи даже с высшим и средним образованием было почти невозможно устроиться на работу. Значительная часть юношей и девушек из необеспеченных семей вообще не могли получить образование. В этих условиях начал-ся рост неофашистских организаций. Они устраивали террористиче-ские акты, чтобы вызвать у населения желание установить в стране жёсткую власть, способную навести порядок. В ответ возник «красный террор» ультралевых организаций («Красные бригады»), которые не брезговали похищениями людей. Террористические организации объединяли не только выходцев из бедных кварталов, но и представителей зажиточных семей. Столкновения террористов с полицией привели к многочисленным жертвам. [16, с.551-553]
В 1970-е гг. начался переход Италии к «информационному обществу». Переоснащение технической базы предприятий предусматривало введение компьютерных систем, микроэлектроники, промышленных роботов. Возникли промышленные округа в центре и на северо-востоке страны. Некоторые прежде ведущие крупные предприятия стали утрачивать свои позиции, что вылилось в массовую безработицу. Всё больше людей оставляли рабочие профессии и находили занятость в сфере обслуживания. Безработица продолжала расти и достигла 12 % во второй половине 1980-х гг. [27, с.217-219]
В Италии 1970-х гг. продолжали процветать террористические движения, в которых наряду со студентами участвовали даже преподаватели. В обществе стали нарастать настроения иррационализма, релятивизма (относительности) в отношении нравственных ценностей, увлечения оккультизмом и мистикой. Это умонастроение получило название постмодернизм. Видным представителем данного течения стал знаменитый писатель У. Эко (1932 – 2016) , автор романов «Имя розы» (1980) и «Маятник Фуко» (1988).
В 1980-е гг. в Италии начался новый рост экономики. Страна столкнулась с проблемой массовой иммиграции. Правительства Италии в этот период часто сменялись. Многие традиционные партии рас-кололись и утратили своё влияние (в том числе Коммунистическая партия Италии в 1991 г.). Их стали заменять популистские и местные движения.
В культурной жизни страна оставалась законодательницей моды, центром которой считался Милан. Качество кинолент постепенно снижалось. Культурными явлениями, объединявшими всю страну, являлись в области музыки – фестиваль песни в Сан-Ремо, а в области спорта – футбольные матчи. На телевидении господствовала массовая культура (телесериалы, шоу, конкурсы) с сильным американским влиянием. В интеллектуальной жизни началась переоценка ценностей: в негативном ключе стали критиковаться деятели периода объединения Италии, герои антифашистского Сопротивления. [16, с.559-562]
Великобритания, чтобы поддержать статус могущественной державы и оживить экономику, в 1960-х гг. начала вкладывать средства в наукоёмкие отрасли производства, занимая деньги у США и Международного валютного фонда. Сокращению традиционных рынков английских товаров способствовала продолжающаяся утрата ко-лоний. Американские компании постепенно подчиняли себе британскую экономику. По уровню развития производства страна занимала четвёртое место среди развитых европейских стран.
В 1965 г. в стране была введена система общеобразовательных школ, выпускники которых имели возможность поступать в университеты. Расширилась возможность получения бесплатного высшего образования.
Поскольку ожидаемый экономический подъём не наступал, английское правительство в начале 1970-х гг. взяло курс на сокращение государственных расходов, а также на поддержку частной инициативы. Были ликвидированы некоторые министерства и правительственные организации, снижены прямые налоги, увеличилось количество платных услуг в области медицины, образования и жилищного строительства. Росла инфляция. Доходы населения всё больше отставали от роста цен. Правительство предприняло попытку ограничить права профсоюзов, что привело к росту забастовок. [82, с.264-266]
В 1971 г. правительство решило закрыть часть верфей компании «Аппер Клайд Шипбилдерс» в Шотландии. Профсоюзы своими сила-ми организовали продолжение работы. Появились новые формы про-теста, например, сидячие забастовки, отказ от сверхурочных работ. В 1972 г. был принят закон о «замораживании» зарплаты трудящихся на продолжительный период времени. В стране росла безработица. В 1974 г. разразилась крупнейшая забастовка шахтёров, которая совпала с мировым энергетическим кризисом. Великобритания стала увеличивать собственную добычу нефти, что помогло ей покрыть собственные потребности и даже экспортировать её за рубеж.
Жителям Великобритании было трудно смириться с утратой их страной прежнего влияния и уровня жизни. У них сохранялись представления о превосходстве англосаксонской расы над другими расами. В условиях кризиса это часто приводило к росту выступлений против коренных жителей бывших британских колоний, въехавших в страну, но не сумевших или не пожелавших усвоить культуру и язык титульной нации.
В 1979 г. премьер-министром Великобритании стала М. Тэтчер (1925 – 2013) (Рисунок 34). Она сократила государственные расходы на социальные нужды, уменьшила количество государственных чиновников, ослабила налоговое бремя на крупный и малый бизнес. Эти меры совпали с мировым экономическим кризисом 1979 г., что привело к увеличению безработицы и росту преступности. Престиж правительства был спасён благодаря успешным военным действиям против Аргентины в войне за Фолклендские острова (1982).
Рисунок 34 – Маргарет Тэтчер
Маргарет Тэтчер провела приватизацию ведущих предприятий в передовых отраслях экономики (авиакосмической, электроэнергетической, нефтедобывающей и т.п.). Правительство отказалось от политики поддержки неперспективных предприятий. Началась приватизация жилья, которое выкупалось владельцами по льготным ценам. Социальная помощь стала адресной и оказывалась только после тщательного об-следования материального положения семьи. Был введён подушный налог для граждан с 18 до 65 лет. Реформы М. Тэтчер вызвали рост британской экономики, который продолжался до 1990 г. Ему способствовали подъём мировой экономики и финансовые средства, оказавшиеся в руках правительства после приватизации. В стране выросло количество представителей среднего класса, в том числе мелких и средних предпринимателей. Увеличилось число владельцев автомобилей. Одновременно десятки тысяч людей из реорганизуемых отраслей (угледобывающей, печатной) потеряли работу и доходы. Рос разрыв между обеспеченными и бедными слоями населения. Британия вступи-ла в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному.
Обязательное образование в стране предусматривалось до 16 лет, после чего сдавались экзамены по тому направлению, которое школь-ники выбирали для дальнейшего продолжения образования. В 1986 г. были отменены телесные наказания в государственных школах. В 1988 г. общеобразовательные школы превратились в самоуправляющиеся объединения. Создавались технологические колледжи. Наряду с ними сохранялись закрытые школы для детей высших слоёв общества. [82, с.313-319, 332-333]
Сменивший М. Тэтчер на посту премьер-министра Д. Мейджор (р. 1943) продолжил курс своей предшественницы. Он закончил денационализацию угольной отрасли и атомной энергетики, провёл меры по упрочению связей между научными центрами и производством. [82, с.335-340] В 1999 г., в период, когда премьер-министром был Э. Блэр (р. 1953), была проведена реформа палаты лордов, которая лишила большую часть знатных семей, наследственно заседавших в верхней палате британского парламента, их привилегии.
С 1994 г. наступил новый подъём британской экономики. Страна удержала статус крупнейшего мирового финансового центра. Низкое налогообложение привлекало в Британию множество иностранных владельцев капиталов. В связи с переходом к постиндустриальному обществу всё большую роль в экономике стала играть сфера услуг. Британия заняла ведущее место в оказании, в том числе в международном масштабе, юридических, страховых и финансовых услуг. Больших успехов страна добилась в области химической, авиакосмической, фармацевтической промышленности, электронном машиностроении. Рост экономики опирался на рост доходов населения, обеспечивающий растущий спрос. В связи с нехваткой рабочих рук в некоторых отрас-лях была ослаблена иммиграционная политика для мигрантов из стран Европейского Союза. Конец процветанию положил мировой экономический кризис 2008 г., обостривший большинство старых социальных, национальных и религиозных проблем.
Во второй половине ХХ в. были предприняты меры для смягчения внутренних национальных проблем Великобритании. В Северной Ирландии, где треть составляло местное население, исповедовавшее католицизм, и две трети – потомки английских переселенцев, исповедовавших протестантизм, проходили постоянные столкновения на национально-религиозной почве. Католики ущемлялись в правах и имели более низкие доходы. В конце 1960-х гг. они начали борьбу за свои права. Для поддержания порядка правительство ввело в Северную Ирландию войска, которые использовались для подавления выступлений. В ответ ирландцами была создана Ирландская республиканская армия (ИРА), тайная организация ирландских католиков, кото-рая устраивала террористические акты. В 1995 г. в Северной Ирландии был создан парламент, получивший право решать внутренние проблемы региона и определять его статус. В 2005 г. ИРА официально от-казалась от террористической деятельности.
Модернизация британской экономики в незначительной части за-тронула Шотландию и Уэльс (административно-политическая часть Великобритании), что привело к усилению борьбы за национальную и культурную автономию этих районов. В ответ правительство Велико-британии расширило права местных органов самоуправления в Шотландии, позволив принимать местные законы, а Ассамблея Уэльса теперь могла распоряжаться правительственными дотациями, и был повышен статус валлийского (уэльского) языка. Между Англией и Ирландией были урегулированы разногласия мирными политическими средствами. [82, с.341-342]
Во второй половине ХХ в. изменения общественных идеалов нача-ла разрушаться традиционная британская семья. Молодёжь, начиная с 1960-х гг., стала образовывать собственную субкультуру со свобод-ным стилем поведения и предпочтением музыки в стиле рок-н-ролл. Большой популярностью в этой среде пользовалась рок-группа «Битлз».
В повседневный быт британцев вошли компьютеры, мобильные телефоны, видеокамеры, разнообразная хозяйственная бытовая техника. В круг интересов широких масс по-прежнему входили разные виды спортивных состязаний (скачки, гребля, футбол). [82, с.349]
17.3. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
Страны Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Польша, Чехословакия и Югославия) во второй половине ХХ в. входили в единый социалистический блок с СССР и копировали его путь развития. В них утвердились коммунистические правительства, которые национализировали промышленность и коллективизировали сельское хозяйство. Управление развитием экономики произво-дилось на основе планирования. Во многих странах появились крупные промышленные предприятия, ориентированные на развитие тяжёлой промышленности, даже если у страны не было собственных природных ресурсов для обеспечения их сырьём. Некоторым из стран Во-сточной Европы удалось обеспечить населению довольно высокий уровень жизни, который, однако, был ниже, чем в капиталистических странах. Недовольство населения прорывалось в виде волнений и восстаний (1956 г. – в Польше и Венгрии, 1968 г. – в Чехословакии). Все они были подавлены СССР и его союзниками.
Некоторые страны Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша, Румыния) попытались осуществить модернизацию экономики, взяв кредиты в банках западных стран. Неблагоприятное стечение обстоятельств в мировой экономике поставило их в ситуацию невостребованности их товаров на мировых рынках и роста задолженности по кредитам. Ухудшение уровня жизни населения и начало перестройки в СССР привели к отказу от социалистического пути развития. [46, с.740-744,748-754] В 1989 – 1991 гг. в странах Восточной Европы произошло отстранение от власти коммунистических партий. В большинстве стран оно прошло относительно мирным путём и получило название «бархатных революций» (Болгария, Польша, Венгрия), а в Румынии сопровождалось кровавыми столкновениями. Первые про-ведённые в странах Восточной Европы всеобщие выборы привели к власти демократическую оппозицию. В них начались реформы, связанные с разгосударствлением экономики и переходом к рыночной экономике. Реформы сопровождались введением частной собственности, отказом от регулирования цен и приостановкой роста зарплаты. Все эти меры получили название «шоковой терапии». Разрыв старых экономических связей привёл к спаду производства и разорению многих предприятий, росту цен и безработицы. Происходило быстрое рас-слоение общества на богатых и бедных. В некоторых государствах (Чехословакия, Югославия) обострились национальные конфликты. Чехословакия мирно разделилась на два государства – Чехию и Слова-кию в 1992 г.
Югославия распалась 1991-1992 гг. на шесть республик. В ее со-ставе остались Сербия и Черногория. Отдельными государствами ста-ли Словения, Македония Хорватия, Босния и Герцеговина.
В Боснии и Герцеговине совместно проживали сербы, исповедовавшие православие, хорваты, исповедовавшие католицизм и потомки славянского населения, принявшего ислам при турецком владычестве ещё в средние века (они слово «мусульманин» воспринимали как национальность). Сербы, составлявшие значительную часть населения Боснии и Герцоговины, не хотели выходить из состава Югославии. Они провозгласили создание Сербской республики. В 1992 – 1994 гг. меж-ду сербами, хорватами и мусульманами разразился вооруженный конфликт, который привел к огромному числу жертв среди мирного населения и потоку беженцев. В 1994 г. в конфликт вмешались войска НАТО, выступившие на стороне хорватов и мусульман. Они стали бомбить сербские позиции. Сербы пошли на переговоры.
Мирные переговоры по прекращению конфликта состоялись в г. Дейтон (США). Выработанные соглашения были подписаны 14 декабря 1995 г. в Париже. Согласно им, Босния и Герцеговина стали конфедерацией, состоящей из мусульманско-хорватской федерации и Республики Сербской. Население в ней распределилось по национальному и религиозному признаку. Для наблюдения за выполнением условий мирного договора на территорию страны вошли миротворческие войска ООН, которые оставались там до 2003 года.
В 1992 г. на территории автономного края Косово, находившегося в составе Югославии, возник вооруженный конфликт. Исторически Косово было сербской территорией, но к концу ХХ в. большинство населения в нём составляли мусульмане-албанцы, требующие независимости. В 1991 г. албанцы объявили о создании независимой от Югославии Республики Косово. В 1998 г. между сербами и албанцами начался ожесточённый военный конфликт. В 1999 г. силы блока НАТО без санкции ООН начали бомбить города Югославии. В Косово были введены натовские войска, а сам край перешёл под контроль ООН. Сербы, не покинувшие страну, проживали в нём в анклавах под охра-ной миротворцев.
В 2006 г. от Югославии отделилась Черногория. 17 февраля 2008 г. власти Косово в одностороннем порядке объявили о своей независимости.
17.4 Образование Европейского союза
Во второй половине ХХ в. в Европе возникло новое экономическое и политическое объединение – Европейский союз. Начало его со-зданию было положено в 1951 г., когда Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды, Франция и Италия основали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), создававшее общей рынок этих товаров.
В 1957 г. возникли Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), целью которых было распространение идеи общего рынка на другие отрасли экономики. В 1965 г. руководящие органы этих организаций слились воедино. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент.
7 февраля 1992 г. ведущие европейские страны подписали Маастрихтские соглашения о создании единого экономического, валютного и политического Европейского союза. Каждая страна, входившая в союз, сохраняла собственное управление. В то же время предусматривалось создание единых общеевропейских органов управления – Европейского парламента, суда, банка и совета министров. С 1 января 1999 г. была введена единая денежная единица – евро. Страны, входившие в Европейский союз, брали обязательство проводить единую внутреннюю политику. В них возник общий рынок. Были созданы условия для свободного перемещения людей, капиталов и товаров внутри территории Евросоюза. На современном этапе в него входит 28 стран. Наиболее экономически влиятельным государством ЕС являлась Германия. [56, с.409,482; 98, с. 227-228,234, 321-322]
Вопросы и задания
1. Почему произошло падение ГДР с дальнейшим присоединением его территории в ФРГ, а не наоборот?
2. Какими причинами были вызваны волнения в разных странах Европы в 1968 г.? Кто в них участвовал? Какие цели преследовали участники волнений? Каковы были последствия этих событий?
3. Оцените лозунги, которые выдвигали французские студенты – участники волнений, с точки зрения моральной зрелости и содержания: «Пролетарии всех стран, наслаждайтесь!», «Никогда не трудись!», «Будь жесток!», «Будь реалистом, требуй невозможного!», «Товары – опиум для народа!», «Революция, я тебя люблю!», «Долой абстрактное, да здравствует эфемерное!», «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки».
4. Как повлияла на экономику развитых западных стран потеря колониальных владений?
5. Какие последствия вызвали в странах Западной Европы экон-мические кризисы 1970-х гг.?
6. В каких странах Западной Европы во второй половине
ХХ в. наблюдался культурный подъём? В каких видах искусства он был наиболее ярким? Какие темы и проблемы затрагивались? Кого из видных деятелей европейской культуры вы знаете?
7. Какие изменения произошли во второй половине ХХ в. в области прав женщин, положении семьи, области образования в странах Западной Европы?
8. Дайте определения терминам: общество потребления, стагнация, инфляция, иммиграция, релятивизм, приватизация, постиндустриальное общество, модернизация.
9. Какие последствия имело для стран Восточной Европы копирование пути развития СССР? Как они пытались изменить ситуацию? К чему это привело?
10. Как происходил переход к капиталистической модели развития в странах Восточной Европы?
Свидетельство о публикации №225042301682