Дмитриево
которое, а точнее, деревня рядом с ним Пустошка -
является родиной моего отца Валентина Васильевича Першина.
Дед Василий Иванович, и прадед Иван Степанович и сколько
там ещё Першиных в глубину - они тоже родом оттуда.
Илюхина Фаина Васильевна, моя бабушка, жена Василия Ивановича
Першина - родом из Дмитриева.
Так что буду рассказывать про свои корни.
Но так как эту статью я готовила в книгу для родственников
под названием ПЕРШИНЫ, год назад, то сейчас не всех
авторов вспомню. Но многие указаны прямо в статье.
ДМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ ДОСТОИН СПИСКА ЮНЕСКО.
Московские реставраторы открыли ценнейший памятник архитектуры в Череповецком районе, поразивший их уникальной росписью.
В одном из предыдущих номеров «ГЧ» я обещал рассказать, что привлекает паломников и туристов из других городов и даже стран на Череповецкую землю. И яркий повод для этого представился очень скоро. Недавно из Москвы был прислан отчет московских реставраторов об осмотре храма Благовещения Божией Матери в селе Дмитриево Череповецкого района. В нем черным по белому написано, что данная церковь, по непонятным причинам до сих пор отсутствующая в списке объектов культурного наследия, относится к ценнейшим памятникам Русского Севера благодаря хорошо сохранившимся высокохудожественным росписям XVIII века.
СЛУЧАЙНОЕ ОБРЕТЕНИЕ.
Процитируем дословно выводы из объемного отчета, сделанного одной из ведущих реставрационных фирм России:«1. Стенопись верхнего храма является высокохудожественным образцом церковной живописи конца XVIII в. Следует отметить редкую иконографию иллюстраций «Символа Веры» и необычную ее компоновку.2. Наличие аварийных участков требует срочного реставрационного вмешательства.3. Очевидна необходимость проведения инженерно-строительных работ с целью повышения прочности конструктива здания и создания должного температурно-влажностного режима».
Весьма необычна история появления процитированного документа. Все началось со случайности. Для осуществления росписи кафедрального собора Афанасия и Феодосия Череповецких руководитель артели «Радость» Борис Алексеев пригласил на весьма непродолжительное время московского художника-реставратора Сергея Завгороднего. И так совпало, что именно в это время для иконописцев была устроена экскурсионная поездка в село Дмитриево, в которой принял участие Сергей Олегович. По его словам, росписи дмитриевского храма его поразили: совершенно непонятно было, как в таком глухом, удаленном от городов месте могли появиться фрески, сделанные с высочайшим профессиональным мастерством, составившие бы честь даже столичным соборам.
Сергей Завгородний сделал множество фотографий. Борис Алексеев, посмотрев снимки, по достоинству оценил живопись, сказав, что за рубежом росписи такого уровня включаются в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. К слову, в пределах России имеется всего 17 культурных объектов, входящих в указанный список, и ряд природных. В Вологодской области к таким памятникам относится только Ферапонтов монастырь.
ПОД УГРОЗОЙ УТРАТЫ
Радость обретения нового ценнейшего объекта культурного наследия оказалась омрачена проблемами самого здания. На сводах явно были видны протечки, серьезно повредившие некоторые композиции, в ряде мест наблюдалось отслоение штукатурки, грозившее утратой значительных фрагментов росписей.
Вместе с тем Сергей Завгородний отметил, что сохранность фресок, с учетом их древности и того факта, что они не подвергались комплексной реставрации, является уникальной. И их утрата была бы невосполнимой потерей для русской и мировой культуры. А такая угроза, к сожалению, существует.
Самой главной проблемой является бедность Дмитриевской общины верующих, которая с величайшим трудом собирает средства на текущие ремонты. Осилить комплексную реставрацию, которая оценена московскими архитекторами в 81 миллион рублей, они явно не в состоянии.
Спасти святыню!Естественно, что не нашлось таких средств ни у архитектурно-реставрационного товарищества, представителем которого является Сергей Завгородний, ни у артели «Радость», которой руководит Борис Алексеев. Но судьба дмитриевского храма глубоко тронула их. И Сергей Олегович решил сделать все от него зависящее для спасения святыни. Он лично договорился с руководством, чтобы представители архитектурно-реставрационного товарищества бесплатно совершили обмеры и комплексное обследование памятника и составили смету работ. Для этого в Череповец приехали ведущие специалисты в области реставрации, в том числе заместитель директора ГосНИИ реставрации Вячеслав Налимов. Выводы комиссии полностью подтвердили заключение, сделанное Завгородним при первом поверхностном осмотре храма: росписи верхнего придела дмитриевской церкви входят в золотой фонд древнерусской живописи. Особую ценность им придает хорошая сохранность, оригинальность композиции и отсутствие позднейших поновлений.
Важно отметить, что Дмитриевский приход имеет богатейшую историю, на его территории находится самый древний деревянный храм Череповецкой епархии, построенный без единого гвоздя и включенный в список объектов культурного наследия федерального значения («ГЧ» рассказывал о нем в минувшем мае). Хочется верить, что ныне забытый и малоизвестный Дмитриевский приход ждет большое будущее. Но для этого предстоит сделать еще немало. Причем одной из насущнейших задач является проведение срочных реставрационных работ — спасение того, что любовно сохранили и донесли до нас предки.
МИХАИЛ МАЛЬЦЕВ
«Чистова Пелагея (Апполинария) Абросимовна, родилась в деревне Дмитриево в 1868 году. Одинокая. Образование – низшее. ... Потом вернулась в Череповецкий округ и поступила в совхоз Леушино, работала там до1922 года, после этого уехала в приход и служила там до 1925 года. С 1925 года проживаем в селе Дмитриево. Со мной вместе проживает, как и в монастыре, так и везде Вострова Ольга Андриановна, 52 лет, из Вологодского района д. Тимонинское, сельсовет Тотемский?». … »Причиной же жить в монастыре послужило следующее: мы гражданки происхождением из бедных крестьянских семей и отданы были малолетними.
«РЕЧЬ» ПРО ДМИТРИЕВО
Деревянная церковь 1673 года постройки сохранилась в отличном состоянии в деревне Дмитриево Череповецкого района. Похоже на сказку? Между тем это правда. Сегодня «Речь» расскажет о легендах, истории и загадке храма Николая Чудотворца.
«Моя бабушка здесь венчалась»
44-летняя Елена Величко родилась и живет в Санкт-Петербурге, работает учителем в музыкальной школе и о нашем проекте «Забытые храмы» узнала благодаря Интернету.
«Я очень хочу узнать историю храма в селе Дмитриево Череповецкого района, — сообщила в своем письме Елена. — Там венчалась моя бабушка, а мой папа бегал туда смотреть кино. Вот уже 20 лет я не была в Дмитриево, но хотя бы при помощи вашей газеты хочу рассказать своим детям о храме моего детства».
Мы связались с Еленой, и она рассказала нам свою семейную легенду:
— Моя бабушка Степанида Матвеевна родилась в Дмитриево в 1907 году, ее отец был довольно зажиточным крестьянином до революции. Семья большая — 11 детей, и бабушка младшая. После революции многие дети разъехались, а Стеша осталась в родительском доме. И в 1931 году к ней пришел свататься мой дед — Павел Торопов. Он был приезжий, из «чертяк» — так называла бабушка комсомольцев. Молодой, красивый, «с темным глазом» и очень ладный. Так о нем рассказывала бабушка, а я деда никогда не видела: он погиб в 1942 году под Ленинградом.
Павел был городским и решил после женитьбы увезти Степаниду, которая в свои 24 года уже считалась старой девой. Свататься он приехал в тот момент, когда невеста грузила картошку в подпол, и она все сватовство так и просидела на мешке с картошкой в подполе — чтобы «срама не было». Родители не с первого раза согласились выдать дочку замуж, и причиной тому было условие отца — обвенчаться в деревянном храме Николая Чудотворца.
— Там венчали всех братьев и сестер бабушки, — говорит Елена, — там венчались ее родители, и для них это было гарантией, что комсомолец не оставит Степаниду одну в большом городе. Кстати, дед мой даже не знал толком Стешу — несколько раз видел ее на деревенских сходах, один раз провожал ее в компании девушек домой.
После венчания молодожены уехали в Ленинград. А осенью 1941 года Стеша с тремя детьми вернулась в Дмитриево. Родителей в живых уже не было, но спасать детей от войны было легче в родных местах.
— Папа мой родился уже в январе 1942 года, и для меня до сих пор остается загадкой, как бабуля подняла четырех детей одна. В 1962 году мой отец Николай Павлович не стал возвращаться в Дмитриево после армии, поехал в Ленинград. По воспоминаниям отца, в церкви был клуб, там кино показывали; и до сих пор, приходя из кинотеатра, он говорит: «Как в Дмитриево съездил!» В 1971 году родилась я, и в детстве каждое лето меня отправляли к бабушке Стеше. Маленькой я часто бывала в деревянной церкви. А вместе со своей двоюродной сестрой играла в венчание, вместо фаты мы нацепляли вышитое льняное покрывало с подушек на кровати. Оно у меня сохранилось. Бабушка была верующей, я тогда многого не понимала и смеялась над ней. Но легенды о дмитриевском храме врезались в память, тем более что бабушка назвала моего отца в честь святого, которому посвящен храм, так и говорила: «Рожала одна да на церкву все глядела, как увидела парня, сразу решила Николаем назвать».
ЛЕГЕНДА О ХРАМЕ
По словам Елены, больше всего в Дмитриево боялись пожара, ведь речка маленькая, до пожарной части в Коротово далеко. Поэтому детям запрещали разводить костры и рассказывали такую историю: «Давным-давно жил в Дмитриево мальчик Дима, баловался он много. Вот стащил Дима спички да начал ими чиркать — и как вспыхнет пламя. Один Дима дома был, все на сенокос уехали. И стало пламя разгораться все выше и жарче, одна изба погорела, вторая занимается. Бежит народ с полей, кричит: „Беда!“ Да не успеть потушить, вся деревня сгорит скоро. Дима заплакал, стал просить у Бога помощи, и вышел тут из храма старичок да и говорит: „Плачь горше, проси прощения, тогда пожар и утихнет!“ Дима раскаялся, плакал шибко; потом глядь — а пожара как и не было. А старик и говорит ему: „Чистое сердце — чистый взгляд. Не балуй! А пока храм мой стоит, деревня не погорит“. Побежал Дима домой, рассказал все родным, и тут люди поняли, что от беды их сам Николай Чудотворец спас. Поэтому берегут церковь деревянную, которая уже 300 лет стоит!»
— А еще я помню, что видела у храма женщину в черном, как монашка, — вспоминает Елена. — Меня тогда она испугала. И я сама себе придумывала немало страшилок о старике Николае и черной тетке. Откуда она взялась, не знаю, но и моя двоюродная сестра помнит об этом и тоже говорит о своем детском испуге. Кстати, по ее словам, уже ее дочку в Дмитриево дети пугали рассказами о черной старухе из храма. А еще у бабушки было странное ругательное слово в ходу — «обновленец». Даже мой папа не знает, что оно означает, но в нашей семье оно звучит именно с бабушкиной интонацией.
ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНЦЕВ
Первое упоминание о церковном приходе в селе Дмитриево относится к 1723 году.
В документе «Ведомости Ростовской епархии...» сообщается, что в Пошехонском уезде Уломской волости в селе Дмитрове (так именовалось Дмитриево) имеются две деревянные церкви, при них служат поп, дьячок и пономарь. К приходу относятся 40 дворов.
В 1673 году местные жители взамен обветшавшего возвели новый деревянный храм «о девяти главах» в честь Николая Чудотворца, который и сохранился поныне. Построен он без единого гвоздя и является значимым памятником древнерусского деревянного зодчества.
В 1788 году рядом с Никольской была возведена каменная двухэтажная церковь Благовещения Божией Матери с двумя престолами и колокольней.
В 1923 году приход захватили раскольники-обновленцы. Но в 1926 году верующим, не признавшим раскольников (по терминологии того времени, тихоновцам), удалось «отвоевать» деревянный Никольский храм. Несмотря на появление тихоновской общины, обновленцы продолжали вплоть до 1933 года совершать богослужения в Благовещенском храме, то есть в Дмитриеве сложилась уникальная ситуация: за одной церковной оградой располагались две независимые церковные общины со своими священниками.
10 июня 1934 года вышло постановление Ленинградского облисполкома о ликвидации Благовещенской церкви и использовании ее под склад. Некоторое время на первом этаже храма располагалась промартель: делали сани, кадушки. А второй этаж приспособили под кинотеатр. Многие из местных жителей там впервые увидели звуковое кино.
ЗАГАДКА ЧЁРНОЙ МОНАХИНИ
Как рассказал «Речи» краевед Михаил Мальцев, участь деревянного Никольского храма оказалась не столь печальной. До 1937 года в нем совершались регулярные богослужения. А в 1940-х годах, когда гонения на веру ослабли, прихожане стали забрасывать чиновников прошениями о разрешении открыть Дмитриевский приход. Не добившись успеха, они собрали подписи и отправили в Москву к всесоюзному старосте Михаилу Калинину одну из наиболее инициативных прихожанок — Марию Егоровну Мохову. Разрешение было получено.
29 февраля 1948 года вышло постановление Вологодского облисполкома об открытии Никольской церкви в селе Дмитриево. Фактически богослужения возобновились в каменном Благовещенском храме, более удобном и вместительном. Старожилы вспоминали, как по деревням собирали старинные иконы.
— Особой страницей истории Дмитриевского прихода является существование здесь общины инокинь, изгнанных из знаменитого Леушинского монастыря, — рассказал Михаил Мальцев. — В Дмитриеве и его окрестностях провели последние годы жизни монахиня Маргарита (Антонова) и послушницы Пелагея Чистова и Дарья Староверова. И возможно, кого-то из них запомнила Елена, а их жизнь отразилась в детских страшилках юных селян.
В послевоенные годы Благовещенский храм активно ремонтировался и благоукрашался. Он и сейчас удивителен внутри и снаружи: восхищают фресковые росписи, значительная часть которых была сделана в послевоенные годы, голубые купола со звездами видны издалека и создают ощущение сказки.
/Полина Удовиченко/
ПОЕЗДКА ПО РАЙОНУ
Череповецкая поездка ОИРУ.
Дмитриево - самый дальний пункт нашего маршрута того дня. Две церкви. Деревянная Никольская 1673 года позже перестраивалась, утратила открытую галерею и другие детали, получила обшивку вертикальную. Кирпичная Благовещенская церковь построена в 1773-1775 гг., колокольня начала XIX века.
На первый взгляд может показаться, что комплекс - так себе.
Это росписи внутри Благовещенской церкви, выполненные в 1850-е годы.
Прежде чем оказаться внутри, походим всё-таки вокруг.
Откровенно говоря, красоты особой нет. Возможно, деревянная церковь до перестройки была интереснее. Каменная же откровенно аляповата, и только интерьер искупает ее неказистость.
В 2005 году на деревянной церкви еще сохранялись кресты. Сейчас их сняли (центральный все равно держался еле-еле).
Вот, кстати, как влияет погода на восприятие памятников:
Это портал, ведущий с галереи в основное помещение Никольской церкви. От иконостаса осталась только рама, сами иконы вывезены в музей.
По росписям я не спец, а потому не скажу ничего, кроме того, что они выполнены явно по мотивам европейских гравюр. Состояние, кстати, довольно плохое. Особенно на западной стене, где отпадают поздние закладки окон.
СЕЛО ДМИТРИЕВО
Дмитриево — деревня в Череповецком районе Вологодской области. Входит в состав Уломского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального деления — в Николо-Раменский сельсовет. Расстояние по автодороге до районного центра Череповца — 80 км, до центра муниципального образования Николо-Раменья — 10 км. Ближайшие населённые пункты — Заречье, Бузаково, Пустошка. По переписи 2002 года население — 71 человек (35 мужчин, 36 женщин). Преобладающая национальность — русские (93 %).
ЮБИЛЕЙ
Кирпичному храму, которому недавно сменили купола,
в этом году исполняется юбилей - 250 лет!
А деревянному не ровно, но на 102 года больше. Сосчитали?
Да, 352 года деревяшечка стоит! Спасибо тем, кто строил!
Ну, они, наверное, не слышат.
Семье Розовых Анатолию и Валентине спасибо,
что смотрели за храмами, Валентина - и до сих пор.
Благодарю!
Свидетельство о публикации №225042301750