Балжи Михаил Фёдорович. Конструктор танков
Созданные гением конструктора Балжи танки старели долго - настолько они были совершенными. Их формы копировали разработчики боевых машин во всём мире. На Комсомольской площади в Челябинске стоит настоящий танк. Уже несколько поколений выросли зная и видя его. Едва ли не каждый комплект открыток включает снимок грозной машины на постаменте.
Стереотипы живучи: раз военных времён танк, значит, обязательно "тридцатьчетвёрка". А ведь правильный ответ - Ис-1 ("Иосиф Сталин"). Тяжёлые танки Ис-1 и ИС-2 вели тяжёлые бои на улицах Берлина, именно им по силам было пробиваться сквозь стены домов, ставших крепостью. ИС-3 же, стоящий на челябинской площади и ставший дальнейшим развитием этих потрясающих машин, успел в Германию буквально накануне Победы.
Именно тяжёлыми танками в первую очередь прославился Танкоград. Как выясняется, ныне современные челябинцы зачастую не знают имён тех людей, без которых история Танкограда была бы иной и не такой впечатляющей.
Среди тех, кто создавал и вошёл в историю отечественного танкостроения, наряду с Исааком Зальцманом, Жозефом Котиным, Николаем Духовым, был и Михаил Балжи. Он появился на Урале за несколько лет до начала войны. Родился будущий танкостроитель 19 августа 1908 года в Екатеринославской губернии в семье грека, переселившегося на Украину. Став инженером, по разнарядке наркомата, Михаил Балжи был направлен на Челябинский тракторостроительный завод, где разворачивалась работа над новым дизельным трактором С-65 ("Сталинец"). Осенью 1935 года он был включён в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода увенчалась успехом - в мае 1937 года на Всемирной промышленной выставке в Париже трактор С-65 получил Гран-при. В те же годы было принято решение о привлечении тракторной промышленности к выпуску военной техники. Михаил Балжи руководил совершенствованием тягача С-2 ("Сталинец -2") и внедрением его в серийное производство, за что был награждён знаком "Передовой конструктор советского машиностроения".
За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжёлого танка КВ ("Клим Ворошилов"), разработанного ленинградским Кировским заводом. В Челябинске создали специализированное КБ по танкам, и заместителе начальника в нём стал Михаил Балжи. Аккурат под Новый год 31 декабря 1940 года был собран первый первый челябинский танк КВ-1. А в конце 1941 года, на базе ЧТЗ, объединившего к тому времени восемь эвакуированных предприятий, был создан Танкоград, по сути гигантский промышленный комплекс.
Летом 1943 года Балжи становится заместителем главного конструктора Танкограда. Он участвует в разработке проекта и руководит производством нового тяжёлого танка ИС (Иосиф Сталин"). Как легенду вспоминают на заводе такой случай. Как-то внимание Балжи привлекла обычная мыльница. Только посмотрел он на неё глазами конструктора: "Вот таким должен быть профиль башни танка - низкий, слегка приплюснутый, полусферический".
У военных есть поговорка: "Хорошее оружие устаревает медленно". Американский журнал "Милитари ревю" в 1956 году писал:"Советский тяжёлый танк ИС-3 - один из самых мощных современных танков.Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни, созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк". Заметим - это сказано более чем через десять лет после окончания войны. При этом ИС-3 продолжает оставаться эталоном тяжёлого танка.
Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем на танках - Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали разработчики американского танка М-8, английского "Конкэрор" и немецкого "Леопард -1".
После окончания войны Михаил Балжи руководил запуском в производство тяжёлого танка ИС-4 и самоходной артиллерийской установки на его базе.
Весной 1947 года Михаила Балжи главным конструктором завода. Под его руководством создаются новые машины: сельско-хозяйственный трактор С-64, артиллерийский тягач АТ-С, начались работы по созданию первого в стране трактора мощностью 140 л.с., предназначенного для выполнения тяжёлых земляных работ.
С 1949 года Балжи по совместительству преподавал в ЧПИ, а в 1952 году ушёл туда на постоянную работу, заведовал танковой кафедрой, которая в секретных традициях называлась "Колёсно-гусеничные машины" - КТМ. В 1965 году создатель тяжёлых танков стал доктором технических наук, профессором.
Умер Михаил Фёдорович Балжи 13 сентября 1970 года, похоронен на Успенском кладбище в Челябинске, на могиле установлен барельеф с его изображением.
Награды:
Сталинская премия 1-й степени (1946 год),
Орден Отечественной войны 1-й степени (1945 год),
Орден Отечественной войны 2-й степени (1944 год),
Орден Трудового Красного Знамени (1944 год),
Орден Красной Звезды (1942 год),
Медали.
Источник: Военное обозрение. Танки. Неубиваемая классика.
Свидетельство о публикации №225042300306