Древнегреческие бесовления Екатерины Давыдовой
Не так давно в издательстве "Альпина-паблишер" был издан душевредный, даже болезнетворный труд: "Сила архетипов".
Подзаголовком сией книжки служит мотивационный эпиграф: «Как работа с бессознательным помогает изменить жизнь и обрести смысл».
В самой аннотации к книге Екатерина Давыдова, её автор, позиционируется как юнгианский психолог.
По изложению материала можно предположить, что есть некоторый запрос, попутно настигающий преимущественно женщин бальзаковского возраста, – на то, чтобы предложить россиянам опуститься до состояния слепых мойр...
Что же это значит для читателя?
Вы увидите незамысловатые схемы, рисунки, множество отсылок к древнегреческой мифологии, а также будете упираться взглядом на полях страниц данного труда – в фрейдовское понятие "бессознательного".
Всё просто: Бога живого – вы здесь не встретите, зато узнаете концепцию, схожую с компьютерной игрой вроде "квеста" – да-да, никакого экзамена земной жизни ради спасения души, жизни вечной, а только "навыки" обхождения "лунок" и "топей" на тропе земной жизни.
Нравится?
Идём дальше.
"Бесовская, бесовская сила, которая существует именно потому что она безнаказанна, –
Никита Сергеевич Михалков,
"БесогонТВ", выпуск четвёртый.
Глава 1. Сопротивление поверхностей, или
Подпалённый сахар – это сахарная вата?
"Лица закроют маски –
Но они обещают нам жизнь, как в сказке!
Долгую жизнь в этой страшной сказке,
Где жить запрещено"!
Назовём три острых грани этого краеугольного камня, разбив которые, можно будет обнажить сухую, неприглядную изнанку, что спрятана под дешёвой обложкой:
— Попытка рационализировать бесовские искушения;
— Вера в случайность;
— Саморефлексия.
На пятой странице печатного издания, автор благодарит соучастников этого преступления, без которых бы данный богохульный продукт не вышел бы в свет (читайте: от светского общества, запросы всё несуразнее; так, если раньше разговоры шли о том, что наши соседи по панельной многоэтажке – рабы Божии, по Его образу и подобию, то в этом труде соседи становятся просто "вредными соседями", а наша – такое размытое, липкое обобщение – задача, это быть умнее их, лучше и привлекательнее, ведь именно о красоте древнегреческой богини Афродиты писал Фёдор Михайлович Достоевский, а не о той божественной, не о Царствии Божием).
Так вот, первое же предложение содержит признание:
«Работа над книгой и её выход – период большой уязвимости, а сомнения — постоянный спутник процесса.»
Хм. Вы точно хотите читать такие книги? Быть может, лучше сразу "Бесов", Фёдора Михайловича, чтобы не бояться, а научиться их видеть?
Хорошо, об искусстве различения поговорим позже.
Однако, сами категории душевного состояния, указанные автором: "уязвимость" и "сомнения", – ничего общего не имеют с хождением перед Богом, что и составляет духовную жизнь.
Вы как себе представляете: я вышел к Богу, значит я уязвим и боюсь?
Христос же сказал нам: «Не бойтесь!»
Кроме того, страх, кроме страха Божиего, является грехом.
Приведу параллельный пример того, как бесовские лапки топают по книжным строкам, однако, пример мой будет лежать в прямо противоположной плоскости к обсуждаемой книге:
"Через минуту я посмотрел на часы и заметил время. Надвигался вечер. Надо мною жужжала муха и всё садилась мне на лицо. Я поймал, подержал в пальцах и выпустил в окно. Очень громко (и давно уже) пел песню в углу двора в окне один мастеровой, портной. Он сидел за работой, и мне его было видно."
Ф. М. Достоевский. "Бесы".
Выделим структуру того, как описаны бесовские происки здесь:
Посмотрел (1), далее заметил (2), после этого услышал (3), от того уже, увидел и почувствовал (4), наконец, сделал (5), после думал (6), далее услышал и увидел (7), в итоге, проанализировал (8), в результате чего понял, что вижу (9), и наконец, снова стал размышлять (10).
Ничего не напоминает? Присмотритесь к выделенной структуре бесовских проделок.
Если сократить, из десяти действий привести к двум категориям состояния, то что у нас получится?
Уязвимость, как действие внешнего порядка, и внутренние сомнения, как следствие это воздействия, если мы проникаемся ему.
Далее, на седьмой странице печатного издания, Екатерина Давыдова перечисляет психотравмирующие факторы, из-за которых, дословно: «мы теряем связь с душой и боимся быть взрослыми; личностные кризисы, крадущие смыслы и радость жизни; внешние обстоятельства, вселяющие тревогу и выбивающие почву из-под ног».
Что же сказал Христос?
«Будьте как дети!» (Мф. 18: 3)
То есть, если речь и идёт о душе, то о какой-то другой душе, точно не о той, о спасении которой говорит Христос, и действие с душой, что предлагается автором книги "Сила архетипов" – содержит призыв, абсолютно противоположный к содержанию Нового завета.
Быть может, потому и случаются, «личностные кризисы, крадущие смыслы и радость жизни; внешние обстоятельства, вселяющие тревогу и выбивающие почву из-под ног»? Потому что не к древнегреческой мифологии через юнгианскую призму восприятия нужно обращаться, для борьбы с искушениями, а к Христову Благовестию, ведь только по Слову Божиему возможна духовная жизнь, которая только позволяет стяжать дух мирен?
А что же предлагает Екатерина Давыдова, для борьбы с бесовскими проделками, вместо того?
«Нужен внутренний медведь, который не испугается всего этого и восстановит душевный порядок.»
О как!
Замечаете, какое положение содержит эта мысль? Представляется, что человек может сам в себе найти некую силу для борьбы с искушениями, – без Господа Бога, сам человек.
То есть, образ Божий, душа человеческая от божественной природы – присваивается одному только человеку, действие же любви Божией исключается.
Как говорится, "сами с усами", и Господь Бог нам вобщем-то уже и не нужен, создал нас, а дальше мы без Него...
Ничего не напоминает?
Например, падение денницы, который был первым из ангелов, и пал только потому, что мыслил о себе так же?
Верно, верно Бродский написал, в завещании своих лучших мыслей потомкам:
«Готический стиль победит как школа.
Как возможность торчать, избежав укора.»
Именно этим, два поколения русских людей сейчас и занимаются: гордятся собой без креста, выпячивая за это грудь.
Когда же святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верой твоею; но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй, признавая жизнь твою достойной одобрения, потому что враги твои еще стоят перед лицом твоим. Не уповай на себя, пока странствуешь в земной жизни, пока не миновал темных воздушных властей.»
Екатерина Давыдова признаёт существующей такую бесовскую жабу, как "судьба".
Нет-нет, не та "Судьба человека", о которой писал Михаил Шолохов, – а древнегреческий "фатум", он же "фаталис", в данном конкретном случае: "фаталити" шоу по-юнгиански.
Автор позволила себе на восьмой странице книжного издания – перейти сразу же к разговорам о происхождении судьбы, чтобы впоследствии дать ряд советов о том как этим зверем, – вещь, по мнению юнгианского психолога Екатерины Давыдовой, внутри нас – не Царствие Небесное, а некий "медведь", который вместо Христа, вместо богообщения, должен быть вскормлен в бесконечном внимании к бесовским проделкам вокруг и в размышлении о собственной судьбе...
Понимаете, да?
«Вместо Христа»!
Процитируем дословно, по восьмой странице книги:
«Откуда берётся судьба и в какой степени ею можно управлять»?
И далее:
«Почему наращивать свою силу – это всегда лучшая стратегия, что бы ни происходило»?
А что пишет, к примеру, святитель Игнатий Брянчанинов на этот же счёт?
«Смиренный предает себя всецело воле Божией... Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.»
Абсолютно точно.
Либо Христос, либо внутренний медведь, о котором пишет автор книги о древнегреческих бесовлениях.
Глава 2. Плотской разум - что для утоления плоти
Екатерина Давыдова без стеснения ставит вопрос перед читателями:
«Что на практике значит быть творцом своей реальности»?
Реальности творцом?
Не соработничать с Богом и ради спасения своей души, а "творить реальность здесь"?
Но, это ещё только треть беды, занявшей целую страницу книги.
Автор присваивает себе термин "Бог", однако – в экуменистической интерпретации.
«Как быть в контакте со своей душой и ощущать Бога внутри»?
С примечанием на полях:
«Здесь и далее под словом «Бог» и его производными я подразумеваю психологический смысл подобных понятий. Для вашего комфорта вы можете заменять термины на более подходящие вашему мировоззрению («творящий дух», «мироздание», «космический закон» и т.д.)»
А в основе-то, что?
Всё та же библейская цифирь, символ маммоны.
Миролюбие, питающееся земными благами, имеет эквивалентом свои только то, за что можно купить и продать эти самые блага.
И жадности, алчности, пределов нет, потому как «легионы бесов стоят.» (Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39; Мф. 8:28 – 9:1)
Нарицательной иллюстрацией будет многими любимая "Баллада о трёх сыновьях" авторства Анастасии Титовой:
«В краю средь гор и цветущих долин
Текла река. исчезая вдали
Прекрасней не было страны
Где рождались баллады и сны.
В дорогу звал глас таинственных гор
Три сына там покидали свой дом
Один был горд, другой - упрям
А третий был сердцем смирён.
Слова отца были грусти полны
- В любви моей вы росли как цветы.
Что ждёт вас там, в чужих краях?
Да хранит вас молитва моя!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
- Сохраните богатство души
И любви нескончаемый свет!
Прошли года, затерялись вдали.
В краю средь гор и цветущих долин
Встречал отец своих детей
После долгих разлук и скорбей.
И первый сын возвратился домой
- Гордись, отец, я великий Герой!
Вся власть моя, и в этом суть
На крови я построил свой путь!
Второй принёс золотые дары
- Смотри, отец: я могу все миры
Купить, продать и слёзы всех
Превратить в серебро и успех!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
- Разменяли богатство души
Ради славы и блеска монет!
А третий сын на коленях стоял
- Прости , отец, я великим не стал,
Смиренным был, врагов прощал.
И отец с теплотой отвечал:
Душа твоя и добра, и чиста
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою
Я тебе свой престол отдаю!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
Кроток сердцем и духом смирён,
Верный сын унаследовал трон»!
Так вот, книга Екатерины Давыдовой, основанная на древнегреческих бесовлениях и выстроенная по экуменистическому заказу, призывает только к отречению от Небесного Отца.
Глава 3. Хор бесов исполняет арию: "Коллективное бессознательное"
«Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово — дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков»,
– архимандрит Кирилл (Павлов).
Бесы только и хотят, чтобы мы смущались. В надежде, чтобы замолчали малодушные – как будто бы у этих людей нет истории, как будто бы им нечем заняться, – мы вспоминаем каждый раз, что, как правило, молчат великодушные.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха (Рим. 10:17), которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел (Иак. 2:18), доставляющей деятельное познание христианства».
Никакой «своей реальности» быть не может. То есть лишь одурманивание бесом.
Истина уже изложена в Евангелии, и она касается – каждого человека.
Тогда как призыв «быть творцом» вместо Самого Творца, есть искушение отказаться от самого богообщения, хождения перед Богом, – ради рукотворного строительства здесь, на этой земле, в этой жизни, отказаться от возможности войти в Царствие Божие.
Не отсылает ли это по ассоциациативному ряду – к масонам?
Глава 4. О несообразности психологии
«Уклониться от общества человеческого, от родственников - возможно, но куда уйти от самого себя? куда скрыться от своего естества? как избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия», —
святитель Игнатий Брянчанинов.
Замечание первое: либо психология, либо христианство
Представьте себе двух путников: стоят они, по обе стороны тоннеля, и свет есть лишь – в середине, там, во мраке, он не гаснет; но что предложит – психология?
А психология подскажет: иди первым; иди скорее; либо, даже – помни к себе другого путника, – да-да, брось ему в глаза песок восприятия, – и предложи ему пойти вместе, – и оттолкни его у самого очага света...
Ведь первым, первым должен быть – ты?
Ловкий?
Хитрый?
Проницательный?
И вот тут мы должны вспомнить слова Матильда Кшесинской, которые она своей рукой записала в дневнике после посещения царственными особами Мариинского театра:
«Все побежали в залу, я шла позади всех, я знала, что приду последней и буду первой дверей!»
Это первая иллюстрация к нашим замечаниям, которые мы обсудим именно сейчас, – ведь время, как вам будет предложено думать, есть производная пространства, а потому вычисляя формулу искомого нами предметного поля – мы необходимо будем иметь ввиду и значение времени; а значит – погружение наше в обсуждаемый вопрос будет ничем иным, как глубоководным нырянием.
Итак, обозначим же систему координат для вычисления искомого предметного поля:
А. Психология основана на алчности, на гордыни, на признании в конце концов уныния – помните это фрейдовское понятие бессознательного, а в сути своей - страстей и страстишек – почвой к выбору приоритетов, целей и ценностей.
В то же время, святые отцы Церкви призывают к смирению и рассудительности; а святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом прямо:
«Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе».
Б. Психология со своим постулатом если не первенства, то – опережения, – идёт супротив даже социально-гуманитарным дисциплинам; да, мы ставим себе целью обосновать и доказать, что психология – антигуманитарная наука.
Она не о человеке, не служит ради помощи людям, и – абсолютно исключает фактор богообщения в жизни раба Божия.
Как бы сами адепты этого в некотором смысле искусства не пытались представить это в иных оттенках, используя для этого в XXI веке бесовленческие техники Юнга.
Глава 5. Об истории и о других (историях и людях)
«Отчего возмущается дух наш против судеб и
попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили
Бога как Бога...», –
святитель Игнатий Брянчанинов.
Глава 6. Почва нерасхожая
Психология – то есть, о душе нам рассказывают из-за границы.
А вообще-то, древнегреческие бесовления Екатерины Давыдовой в контексте призыва «найти смысл и обрести себя» – о том на самом деле, как бы налепить на своё личико маску поплотнее, которая срослась бы с тем, что раньше было человеческим лицом; инструкция по богохульству в XXI веке, – так мы ответим; ответим вам Крестовыми походами по неиссушенным ещё страницам книг, – сегодня, в XXI веке.
Глава 7. Когда с изнанки – рукоплещут
Юнгианство использует устаревшую уже в России "тенденцию всеобщего восхищения" (Никита Михалков, БесогонТВ). Вначале, вам навешивают лапшу на уши, о том, что в абстрактном бессознательном для вас кроются "золотые горы, благо и процветание", и что вам нужно только вступить у общение с этим бессознательным.
Дальше, с вас попросят плату за сделку, как обычно бывает при заключении сделок с дьяволятами; вы будете выполнять подлости и мерзости, и при этом считать себя сверхлюдьми.
Финальным заданием этого квеста будет уподобиться старухе из сказки Пушкина, и попытать "удачу", либо, может "судьбу" – как адептам Юнга удобнее будет, как им привычнее. А именно: "съесть" свою золотую рыбку, на которой адепты юнгианства и вскормились, ради уничтожения которой их и подготовили в качестве иноагентов.
Да вот только не всё взбивается в масло.
Глава 8. Затемнение по Юнгу, или встать в число?
Юнгианский нарратив довольно прост; он раздувает плевела до масштаба кулака; но чахлое усохнет.
Юнгианство само имя автора теории здесь стало брендом; ну что же – разделим мы, имя личное и бренд; мы скажем: бренд, обучающий иноагентов.
Обучающий – чему? Вранью покамест; вседозволенности; и зависти, и жадности, и жажде власти.
Однако, мы заметим сразу: "тень" в системе Юнга – в конце концов есть противление всему, что отрицает идола; "тень" адептов юнгианства – лишь в сути, "затемнение собой", своим ничтожным "я"; то есть – что претит им всего боле? Христианство.
Бесы, толчущиеся вровень же по имя человека, перешедшие же грань – покусившиеся на святое, совершая богохульство, – кривят и святостью самой, научившись говорить – в ряду людей...
Но – число не с человеками составив, – с тангалашками, которым Дух Святой противен; ох, лучше бы они молчали!
Но нет же, язычки развяжут – теоретики от Юнга; им мнится – "сила архетипов" разве? Нет!
Тангалашки – топочутся же друг на друге; когда же бесам по-мяснее станет тесновато – вот он, "золотой мильярд"...
Но среди нас – покамест – миллиарды одиноких людей, которым же – ещё возможно встать в число; встать в число – а значит, отверзаясь солидарности многоголосых.
Так что же: затемнение по Юнгу – или встать в число?
Глава 9. Быть рядом, в значении встать в число
Если рассматривать "рядом" как производное от славянского корня "ряд", можно заключить, что это слово будет означать "находиться возле какого-то объекта". Здесь акцент делается на физической близости и пространственном расположении, что является достаточно узким пониманием семантики данного наречия.
Согласно альтернативной гипотезе, слово "рядом" происходит от древнегреческого корня "ряд", который переводится как "составлять число". Этот глагол имеет глубинное значение, связанное с понятием единства и совместного существования. В греческом языке "ряд" подразумевает не только физическую близость, но и соучастие — "быть вместе с кем-то". Таким образом, слово "рядом" может восприниматься не как указание на расположение рядом с предметом, а как выражение связи между людьми.
Помните библейский аспект "двое – одна плоть"?
В Бытие 2:24 говорится: "Посему оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть".
В Новом завете эта идея расширяется и применительно к отношениям между верующими и Христом. В Послании к Ефесянам 5:31-32 также говорится о браке как о великой тайне: "это великое тайна; я говорю по отношении ко Христу и к церкви".
Концепция "двое – одна плоть" также находит свое отражение в жизни христианской общины. В Первом послании к Коринфянам 12:12-27 апостол Павел описывает тело Христово как единое целое, состоящее из множества членов, каждый из которых играет свою уникальную роль. Здесь подчеркивается, что, несмотря на различия, все верующие объединены в едином теле, что создает прочную духовную связь и единство.
В Притчах 27:17 говорится: "Железо острит железо, и человек острит лицо друга своего".
Глава 10. Из бесед с искусственным интеллектом
Любопытна реакция алгоритма ИИ на саму формулировку:
«Хор бесов исполняет арию: коллективное бессознательное».
Ответ Deepai.org был таков:
– Это очень интересное замечание! Если предположить, что бесы могут петь хором...
Действительно, каждый бес мнит о себе именно, что он исключительный. Как же тогда они смогут договориться хотя бы на то, чтобы спеть хором?
То есть, искусственный интеллект не ставит под сомнение в данном конкретном эпизоде само существование бесов, – алгоритм формулирует встречный вопрос, вопрос о том, а могут ли бесы спеть хором, что есть вопрос о сути тангалашек, вопрос уместный в заданном ему контексте более чем.
Глава 11. Извергнув душу в бронзовую чашу
Расскажите о своих тяжёлых временах; как вы, захлёбываясь от обиды, стремглав под ливнем — искали ту китайскую игрушку, чтобы утешиться, и сопли завязать,
крутя по мисочке из самой гадкой бронзы — вроде бы, и молоточек, а кажется — куда же более — самих себя, извергнув душу наизнанку, и бросив в мисочку из самой гадкой бронзы.
А кто-то плюнет — прямо в эту чашу — и что же, в душу вашу?
Ведь вы же сами — извергли свою душу в эту чашу, отлитую из самой гадкой бронзы!
Глава 12. Песочница
Многим взрослым не хватает одного понимания, и в этом они уступают и многим детям тоже.
Дети, когда играют в песочнице, считают, что их ведёрко с песком должно быть непременно у них, либо – оно должно быть в руках у того, кто сможет вылепить кулич в песочнице лучше.
Вырастая, эти дети делают выбор – либо они остаются теми же детьми, и присваивают себе всё большее ведёрко, наконец, такого габарита, в которое может уместиться вся их жизнь.
В это ведёрко будет закладываться песок, который точно станет крепким песочным домом для них самих и для тех немногих, кого они выбрали сами, в круг приближённых к ним в одной общей песочнице.
Есть и другой выбор: эти же дети могут решить стать взрослыми, и тогда, не только ведро, но и песочница становится их территорией.
Ближний круг – это уже не руки, с которыми вместе что-то строится, а такие же персонажи всё в той же игре в песочнице.
Но есть и третий выбор: можно не быть ребёнком, который ищет удобные стены, в которых комфортно, безопасно и даже иногда согревающе; и можно не быть тем взрослым, который ищет, куда бы перенести рубежи своей личной песочницы.
Этот выбор заключается в одном воспоминании: был ли хотя бы один человек, который не был ни удобными руками, ни прочными стенами?
Одно такое воспоминание выводит из песочницы повзрослевшего ребёнка.
Глава 13. Личность в христианской перспективе
Личность не должна быть оторвана от Бога, – и только тогда она будет человеком.
Эдакая личность ради личности самой – это, простите, что?
Идол.
-не окончен-
Свидетельство о публикации №225042300403