Древнегреческие бесовления Екатерины Давыдовой
Не так давно в издательстве "Альпина-паблишер" был издан душевредный, даже болезнетворный труд: "Сила архетипов".
Подзаголовком сией книжки служит мотивационный эпиграф: «Как работа с бессознательным помогает изменить жизнь и обрести смысл».
В самой аннотации к книге Екатерина Давыдова, её автор, позиционируется как юнгианский психолог.
Что же это значит для читателя?
Вы увидите незамысловатые схемы, рисунки, множество отсылок к древнегреческой мифологии, а также будете упираться взглядом на полях страниц данного труда – в фрейдовское понятие "бессознательного".
Всё просто: Бога живого – вы здесь не встретите, зато узнаете концепцию, схожую с компьютерной игрой вроде "квеста" – да-да, никакого экзамена земной жизни ради спасения души, жизни вечной, а только "навыки" обхождения "лунок" и "топей" на тропе земной жизни.
Нравится?
Идём дальше.
"Бесовская, бесовская сила, которая существует именно потому что она безнаказанна, –
Никита Сергеевич Михалков,
"БесогонТВ", выпуск четвёртый.
Глава 1. Сопротивление поверхностей, или
Подпалённый сахар – это сахарная вата?
"Лица закроют маски –
Но они обещают нам жизнь, как в сказке!
Долгую жизнь в этой страшной сказке,
Где жить запрещено"!
Назовём три острых грани этого краеугольного камня, разбив которые, можно будет обнажить сухую, неприглядную изнанку, что спрятана под дешёвой обложкой:
1. Попытка рационализировать бесовские искушения;
2. Вера в случайность;
3. Саморефлексия.
На пятой странице печатного издания, автор благодарит соучастников этого преступления, без которых бы данный богохульный продукт не вышел бы в свет (читайте: от светского общества, запросы всё несуразнее; так, если раньше разговоры шли о том, что наши соседи по панельной многоэтажке – рабы Божии, по Его образу и подобию, то в этом труде соседи становятся просто "вредными соседями", а наша – такое размытое, липкое обобщение – задача, это быть умнее их, лучше и привлекательнее, ведь именно о красоте древнегреческой богини Афродиты писал Фёдор Михайлович Достоевский, а не о той божественной, не о Царствии Божием).
Так вот, первое же предложение содержит признание:
«Работа над книгой и её выход – период большой уязвимости, а сомнения — постоянный спутник процесса.»
Хм. Вы точно хотите читать такие книги? Быть может, лучше сразу "Бесов", Фёдора Михайловича, чтобы не бояться, а научиться их видеть?
Хорошо, об искусстве различения поговорим позже.
Однако, сами категории душевного состояния, указанные автором: "уязвимость" и "сомнения", – ничего общего не имеют с хождением перед Богом, что и составляет духовную жизнь.
Вы как себе представляете: я вышел к Богу, значит я уязвим и боюсь?
Христос же сказал нам: «Не бойтесь!»
Кроме того, страх, кроме страха Божиего, является грехом.
Приведу параллельный пример того, как бесовские лапки топают по книжным строкам, однако, пример мой будет лежать в прямо противоположной плоскости к обсуждаемой книге:
"Через минуту я посмотрел на часы и заметил время. Надвигался вечер. Надо мною жужжала муха и всё садилась мне на лицо. Я поймал, подержал в пальцах и выпустил в окно. Очень громко (и давно уже) пел песню в углу двора в окне один мастеровой, портной. Он сидел за работой, и мне его было видно."
Ф. М. Достоевский. "Бесы".
Выделим структуру того, как описаны бесовские происки здесь:
Посмотрел (1), далее заметил (2), после этого услышал (3), от того уже, увидел и почувствовал (4), наконец, сделал (5), после думал (6), далее услышал и увидел (7), в итоге, проанализировал (8), в результате чего понял, что вижу (9), и наконец, снова стал размышлять (10).
Ничего не напоминает? Присмотритесь к выделенной структуре бесовских проделок.
Если сократить, из десяти действий привести к двум категориям состояния, то что у нас получится?
Уязвимость, как действие внешнего порядка, и внутренние сомнения, как следствие это воздействия, если мы проникаемся ему.
Далее, на седьмой странице печатного издания, Екатерина Давыдова перечисляет психотравмирующие факторы, из-за которых, дословно: «мы теряем связь с душой и боимся быть взрослыми; личностные кризисы, крадущие смыслы и радость жизни; внешние обстоятельства, вселяющие тревогу и выбивающие почву из-под ног».
Что же сказал Христос?
«Будьте как дети!» (Мф. 18: 3)
То есть, если речь и идёт о душе, то о какой-то другой душе, точно не о той, о спасении которой говорит Христос, и действие с душой, что предлагается автором книги "Сила архетипов" – содержит призыв, абсолютно противоположный к содержанию Нового завета.
Быть может, потому и случаются, «личностные кризисы, крадущие смыслы и радость жизни; внешние обстоятельства, вселяющие тревогу и выбивающие почву из-под ног»? Потому что не к древнегреческой мифологии через юнгианскую призму восприятия нужно обращаться, для борьбы с искушениями, а к Христову Благовестию, ведь только по Слову Божиему возможна духовная жизнь, которая только позволяет стяжать дух мирен?
А что же предлагает Екатерина Давыдова, для борьбы с бесовскими проделками, вместо того?
«Нужен внутренний медведь, который не испугается всего этого и восстановит душевный порядок.»
О как!
Замечаете, какое положение содержит эта мысль? Представляется, что человек может сам в себе найти некую силу для борьбы с искушениями, – без Господа Бога, сам человек.
То есть, образ Божий, душа человеческая от божественной природы – присваивается одному только человеку, действие же любви Божией исключается.
Как говорится, "сами с усами", и Господь Бог нам вобщем-то уже и не нужен, создал нас, а дальше мы без Него...
Ничего не напоминает?
Например, падение денницы, который был первым из ангелов, и пал только потому, что мыслил о себе так же?
Верно, верно Бродский написал, в завещании своих лучших мыслей потомкам:
«Готический стиль победит как школа.
Как возможность торчать, избежав укора.»
Именно этим, два поколения русских людей сейчас и занимаются: гордятся собой без креста, выпячивая за это грудь.
Когда же святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верой твоею; но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй, признавая жизнь твою достойной одобрения, потому что враги твои еще стоят перед лицом твоим. Не уповай на себя, пока странствуешь в земной жизни, пока не миновал темных воздушных властей.»
Екатерина Давыдова признаёт существующей такую бесовскую жабу, как "судьба".
Нет-нет, не та "Судьба человека", о которой писал Михаил Шолохов, – а древнегреческий "фатум", он же "фаталис", в данном конкретном случае: "фаталити" шоу по-юнгиански.
Автор позволила себе на восьмой странице книжного издания – перейти сразу же к разговорам о происхождении судьбы, чтобы впоследствии дать ряд советов о том как этим зверем, – вещь, по мнению юнгианского психолога Екатерины Давыдовой, внутри нас – не Царствие Небесное, а некий "медведь", который вместо Христа, вместо богообщения, должен быть вскормлен в бесконечном внимании к бесовским проделкам вокруг и в размышлении о собственной судьбе...
Понимаете, да?
«Вместо Христа»!
Процитируем дословно, по восьмой странице книги:
«Откуда берётся судьба и в какой степени ею можно управлять»?
И далее:
«Почему наращивать свою силу – это всегда лучшая стратегия, что бы ни происходило»?
А что пишет, к примеру, святитель Игнатий Брянчанинов на этот же счёт?
«Смиренный предает себя всецело воле Божией... Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.»
Абсолютно точно.
Либо Христос, либо внутренний медведь, о котором пишет автор книги о древнегреческих бесовлениях.
Глава 2. Плотской разум - что для утоления плоти
Екатерина Давыдова без стеснения ставит вопрос перед читателями:
«Что на практике значит быть творцом своей реальности»?
Реальности творцом?
Не соработничать с Богом и ради спасения своей души, а "творить реальность здесь"?
Но, это ещё только треть беды, занявшей целую страницу книги.
Автор присваивает себе термин "Бог", однако – в экуменистической интерпретации.
«Как быть в контакте со своей душой и ощущать Бога внутри»?
С примечанием на полях:
«Здесь и далее под словом «Бог» и его производными я подразумеваю психологический смысл подобных понятий. Для вашего комфорта вы можете заменять термины на более подходящие вашему мировоззрению («творящий дух», «мироздание», «космический закон» и т.д.)»
А в основе-то, что?
Всё та же библейская цифирь, символ маммоны.
Миролюбие, питающееся земными благами, имеет эквивалентом свои только то, за что можно купить и продать эти самые блага.
И жадности, алчности, пределов нет, потому как «легионы бесов стоят.» (Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39; Мф. 8:28 – 9:1)
Нарицательной иллюстрацией будет многими любимая "Баллада о трёх сыновьях" авторства Анастасии Титовой:
«В краю средь гор и цветущих долин
Текла река. исчезая вдали
Прекрасней не было страны
Где рождались баллады и сны.
В дорогу звал глас таинственных гор
Три сына там покидали свой дом
Один был горд, другой - упрям
А третий был сердцем смирён.
Слова отца были грусти полны
- В любви моей вы росли как цветы.
Что ждёт вас там, в чужих краях?
Да хранит вас молитва моя!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
- Сохраните богатство души
И любви нескончаемый свет!
Прошли года, затерялись вдали.
В краю средь гор и цветущих долин
Встречал отец своих детей
После долгих разлук и скорбей.
И первый сын возвратился домой
- Гордись, отец, я великий Герой!
Вся власть моя, и в этом суть
На крови я построил свой путь!
Второй принёс золотые дары
- Смотри, отец: я могу все миры
Купить, продать и слёзы всех
Превратить в серебро и успех!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
- Разменяли богатство души
Ради славы и блеска монет!
А третий сын на коленях стоял
- Прости , отец, я великим не стал,
Смиренным был, врагов прощал.
И отец с теплотой отвечал:
Душа твоя и добра, и чиста
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою
Я тебе свой престол отдаю!
И звучало в ответ эхо горных вершин:
Кроток сердцем и духом смирён,
Верный сын унаследовал трон»!
Так вот, книга Екатерины Давыдовой, основанная на древнегреческих бесовлениях и выстроенная по экуменистическому заказу, призывает только к отречению от Небесного Отца.
Глава 3. Хор бесов исполняет арию: "Коллективное бессознательное"
«Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово — дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков»,
– архимандрит Кирилл (Павлов).
Бесы только и хотят, чтобы мы смущались. В надежде, чтобы замолчали малодушные – как будто бы у этих людей нет истории, как будто бы им нечем заняться, – мы вспоминаем каждый раз, что, как правило, молчат великодушные.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха (Рим. 10:17), которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел (Иак. 2:18), доставляющей деятельное познание христианства».
Никакой «своей реальности» быть не может. То есть лишь одурманивание бесом.
Истина уже изложена в Евангелии, и она касается – каждого человека.
Тогда как призыв «быть творцом» вместо Самого Творца, есть искушение отказаться от самого богообщения, хождения перед Богом, – ради рукотворного строительства здесь, на этой земле, в этой жизни, отказаться от возможности войти в Царствие Божие.
Не отсылает ли это по ассоциациативному ряду – к масонам?
Глава 4.
«Уклониться от общества человеческого, от родственников - возможно, но куда уйти от самого себя? куда скрыться от своего естества? как избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия», —
святитель Игнатий Брянчанинов.
-не окончен-
Свидетельство о публикации №225042300403