Командировка на войну. Глава. 154 Мемуары
На дне терпения оседает золото.
Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.
Очень-очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев.
Но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую Веру.
Предание, ещё до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня к своему лицу стариков, дарил им землю по сю стороны реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене Веры.
Ещё до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера.
Казак менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него на постое, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату.
Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него угнетателя – солдата. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же.
Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски. Казаки на службе: на кордонах и в походе.
Несмотря на то, что казаки каждый час ожидали переправы и нападения абреков с татарской стороны, особенно в мае месяце, когда лес по Тереку так густ, что пешему трудно пролезть через него, а река так мелка, что кое-где можно переезжать её вброд, – на кордоне не соблюдалось особенной предосторожности».
В том, что в войне наступил перелом и что русские по прошествии 30 лет вернулись к разработанной генералом Ермоловым тактике, отчасти заслуга и самого генерала Алексея Ермолова.
Опальный старик жил в Москве, редактировал в уединении свои дневники, тешился воспоминаниями. И вдруг - письмо от старого знакомца, князя Воронцова, кавказского наместника.
Воронцов просил совета, он как раз только недавно выбрался из «сухарной» экспедиции, где похоронил большую часть своего войска.
Алексей Ермолов ответил, затем Воронцов написал вновь - так завязалась приватная переписка.
Наместник не афишировал, что его консультирует, наверное, самый опальный из всех генералов.
Изоляция мятежных территорий во время Кавказской войны и предельная лояльность русских ко всем, кто отказывался от войны против них, позволили довести режим Шамиля до своего логического конца — до внутренних межфеодальных столкновений и обращения надежд на умиротворение к России.
Террор, идеологическое насилие и экономическая разруха победили Шамиля быстрее, чем экспедиции русской армии.
Внутренний конфликт в стане Шамиля вызрел и быстро разрушил имамат.
Система наибства выродилась в родовую клановость, репрессивный аппарат довёл систему доносительства до полного абсурда, «война с неверными» приобрела открыто стяжательский характер, а ислам стал лишь формой освящения военной добычи.
Сплошное превращение мужского населения в воинов подорвало экономическую основу горского хозяйства.
Для компенсации экономических утрат требовались все более масштабные набеги.
Но народы, соседствующие с подвластными Шамилю территориями, без особого труда использовали тот же метод мобилизации сил, а Россия пользовалась ещё более эффективными средствами ведения войны — строила крепости, вела успешную дипломатическую интригу, поощряла перебежчиков.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042300420