Как поэты русские в рэперов трансформировались

Моя русская поэзия в подъезде у кента: как поэты русские в рэперов трансформировались

Будем предельно честны — поэзия в чистом виде — на бумаге, в заметках смартфонов, в сборниках стихотворений — в наше время переживает серьезный кризис. Если буквально век назад некое поэтическо-салонное «встань на табуреточку, почитай нам стихотворение» считалось чем-то совершенно обыденным, то сейчас декламация стихотворений и их написание — нечто абсолютно диковинное, а поэт в глазах общества — человек «не от мира сего». Однако, кризисом это можно назвать, если смотреть на современную поэзию поверхностно и изучать исключительно её «сухой остаток», выраженный в строках и рифмах без каких-либо интеграций. Как и всё на нашей круглой-круглой планете, поэзия с течением лет претерпела значительные изменения в своей форме и, что немаловажно, подаче. Нет, она не исчезла и поэты на земле русской не перевелись. Просто ныне она совершенно незаметно для нас трансформировалась в рэп, а поэты обратились, соответственно, в рэперов — не беря во внимание представителей отряда «эта сука хочет денег» (хотя кто знает — для кого-то ведь и подобное стихопритворство вполне себе является литературой). Поэзия и музыка — явления, которые с незапамятных времен были фактически неотделимы друг от друга, при этом обладая возможностью обособленного существования. Однако, эта обособленность не отменяет достаточно абсурдной, но весьма легко объяснимой фразы: в любой поэзии есть музыка, как и в любой музыке есть поэзия. Немного точных наук — некая разминка для мозга гуманитария: если рассматривать поэзию как математическое равенство, то выглядело бы оно примерно следующим образом: образный текст + ритм = стихотворение (если опускать произведение до самого примитивного уровня и «на пальцах» объяснять различие прозаических и поэтических творений). Представим математическое равенство, решением которого будет музыка: мелодия + ритм = музыка. Таким образом, делаем занимательное открытие, объясняющее цитату в предыдущем абзаце — общей деталью музыки и поэзии является ритм. Мелодия, ритм и поэзия создают песню. Поэзия, ритм и мелодия создают рэп. Построение предложений принципиально разное и предельно ясно дающее понять, что в рэпе всё же главенствует текст — и именно сюда, в этот музыкальный жанр и перекочевала современная поэзия, не имеющая сегодня достаточно плодородной культурной почвы для своего масштабного изолированного развития. В пример рассмотрения рэпа как поэзии, на свой страх и риск, возьмем тексты Хаски — автора трека «Бит шатает голову», цитата из которого была вынесена в название эссе; исполнителя, достаточно прямо заявившего: «я не поэт, заебали, я рэпер». Ну что ж, думаю, Дмитрий Кузнецов всё же в состоянии перетерпеть наши дальнейшие литературно-исследовательские доёбы — всё исключительно во благо изучения современной поэзии. Ритмический рисунок стихотворений треков Хаски очень сложно назвать классическим — написанный в основном в тонической системе стихосложения, он резко отличается от устоявшейся модели классиков Золотого и, частично, Серебряного веков русской поэзии. Но всё же он чувствуется почти на физическом уровне и узнаваем на подсознательном благодаря народной памяти — Хаски оперирует «молитвенной» системой стихосложения, знакомой нам как минимум из-за культа православия как неотъемлемой части русской культуры. Образность текстов изучаемого рэпоэта (автор эссе всё же нашел компромисс между «рэпером» и «поэтом») находится на высшем уровне — он использует огромное количество стихотворных приемов, примеры которых можно найти буквально в любом его треке. Рассмотрим четыре основных, ярко выделяющих его тексты среди других: — ассонансы и аллитерации: «В чёрных тачках, похожих на больших черепах / Перекрикивать мысли в чужих черепах» (см. текст «Черным-черно»), «В падике на Туполева, тёплом, будто варежка» (см. текст «Никогда-нибудь»), «Вшивая собака богу вылакала глаз» (см. текст «Бесконечный магазин»), etc. — реминисценции к историческим событиям: «Я не хочу перепихон, я хочу Иерихон / на пуле-дуре верхом, голодным еретиком» (см. текст «Пуля-дура»), «Мне снятся ядерные зимы, сорок пятый, Хиросима» (см. текст «Пироман 17»), «Стреляй, мой фюрер / Я не могу больше жить без лица» (см. текст «Фюрер»), etc. — отсылки к наследию русской литературы: «Я помню чудное мгновенье / В похмелье чёрном и густом, как ежевичное варенье» (см. текст «Аферист» — отсылка на Пушкина), «Я отхаркиваюсь словами любви» (см. текст «Детка-Голливуд» — стилистика Маяковского). etc. — многослойность метафор: тексты треков «Седьмое октября», «Поэма о Родине» как одна большая провокационная метафора, etc. В итоге выходит следующее: как бы ни хотелось, от себя не убежишь — в личности Хаски очень явственно представляется поэт. Поэт не в стереотипном понимании этого образа, но поэт нашего времени, русских реалий, «выкидыш русской изнанки» в «подъезде у кента». И речь здесь, конечно, далеко не только о Кузнецове. Русская поэзия, хоть и не в своём концентрате, но однозначно стала гораздо ближе народу, перестав быть баловством аристократического общества и резво спрыгнув со страниц пыльных фолиантов. Мы можем касаться ее ежедневно, включая треки любимых рэп-исполнителей: Оксимирона, Pyrokinesis`a, «Макулатуры» и уже известное etc. Да, поэзия и поэт преобразились и даже частично замаскировались под театр рутинных будней, но стоит признать, что эта трансформация, пожалуй — самая удачная из всех теоретически возможных.

11.03.2023


Рецензии