Пять видов животных
Буряты стали жить-поживать в отведенных им землях. На востоке от них жили мирные племена народов Нан и Эве (предки народов нани и эвен), на западе жили вполне дружелюбные племена Хаку и Яку (предки народов хакас, кергез, иссык-куль и соха), на юге родственные бурятам племена Сюнн и Хунн, только вот на северной границе бурят беспокоили набеги дзамбутивцев, народа одичалого и бескомпромиссного. Бурятам приходилось время от времени посылать отряды солдат для усмирения диких северян.
Буряты раньше были охотниками. В лесах дичи тогда было много, всем всего хватало. Зайдешь в лес, а там пробежит пятнистый изюбр, сохатый выскочит на поляну, дикий кабан уставится выпученными черными бусинками на тебя. Успевай только добывать зверя!
На озерах большие гуси, утки жирные кишмя кишели, в реках вода бурлила от обилия белой и красной рыбы. Народ жил хорошо, буряты плодились и разбредались по тайге, осваивая новые охотничьи угодия.
Но однажды проснулся в той самой северной стране Дзамбутива дракон Умарад Газрай Их Луу, дремавший 10 тысяч лет под землей. Вместе с пробуждением чудовища задрожала земля, проснулись вулканы, начались землетрясения, тайфуны и наводнения.
Дракон Умарад Газрай Их Луу нехотя взлетел на небо и спросонья, не вполне сознавая, проглотил солнце, приняв его за большую огненную птицу Гал Тугас Шубуун ( павлин). Проглотив дневное светило, дракон безмятежно развалился на грозовых облаках, и не обращая внимания на сверкающие молнии и раскаты грома, закрыл глаза и обратно крепко заснул.
На земле тем временем наступил хаос и мрак. Хоть и закончились извержения вулканов, землятресения и другие катаклизмы, но наступила бесконечная полярная ночь. Только по ночам, при свете луны можно было хоть что-то делать. Звери разбежались по тайге, птицы разлетелись по небу, рыбы уплыли в моря, наступал голод и холод, хотя в лесах ещё были ягоды и грибы, а в степях можно было выкопать корни саранки и собрать немного стеблей дикого лука-мангыра.
Ладно бы только голод наступил для бурят, так ведь начались ещё и другие напасти. Северные племена дзамбутивцев стали теперь под покровом полярной ночи нападать на бурят, грабить стойбища и стоянки, и забирать все, что можно было унести с собой. Для них любые вещи были в цене. Ведь эти северные племена раньше вели примитивный образ жизни, посуды и никакой другой кухонной утвари у них не было, ели в основном сырое мясо, разрывая его руками. Поэтому чашки, кружки, ложки, меховые одеяла и подушки, не говоря уже про железные инструменты и женские серебряные украшения, захватчики забирали, как военную добычу.
Буряты собрались в таких тяжелых условиях посовещаться, подумать, как выживать дальше. Думали и думали старейшины целых три дня и три ночи, но ничего не смогли придумать. Решили послать людей за советом к старому шаману Хонгору, жившему на вершине великой горы Сумеру.
Послали двоих батыров: Ричарда и Салбона. Оба были сильные, накаченные как культуристы, богатыри, только имя у одного из них было странное - Салбон, так его назвали продвинутые родители в честь какого-то египетского бога с кошачьей головой, что касается Ричарда, то это обычное для бурят имя дал ему отец, обурятившийся ганзейский торговец кораллами в честь своего деда-тевтона.
Через горы высокие, через реки глубокие, через степи широкие прискакали батыры к старику и стучат в его глухие деревянные ворота:
- Открывай, а ну открывай! Эй ты, старый, слышишь!
- Чё надо? - выглянул за калитку старый шаман.
- Дракон солнце проглотил, что делать-то?
- Ха! А вы думали, он никогда его не проглотит?
- Не в том дело, что мы думали или не думали по этому поводу. Ты отвечай конкретно. Зверь в тайге ушёл, птица в небе улетела, рыба уплыла в моря. Скоро наступит голод, вернее, уже наступил.
- А про дзамбутивцев чего не спрашиваете?
- А что про них спрашивать, справимся с ними сами. Нам лишь бы жизнеобеспечение племени восстановить, детей и женщин накормить и чтобы старики не голодали.
Равнодушно и рассеянно послушал батыров шаман, но слова «чтобы старики не голодали» сильно понравились старому Хонгору, ибо молодые батыры проявили заботу к старым, таким же, как он сам, поэтому он решил дать ценный совет:
- Передайте вашим старейшинам, что хватит вам, бурятам, рыскать по лесам и оврагам в поисках ускользающей из рук добычи. Пора понять, что это невозобновляемые природные ресурсы. Вам надо найти в тайге и приручить пять видов животных: на одних скакать везде и всюду, стрелять из лука с них , воевать, от вторых получать молоко и масло, третьих использовать на дальние расстояния для перевозки грузов, от четвертых получать кашемир, он полезен и в магазинах будет стоить достаточно дорого, а пятые самые нужные: от них мясо, шерсть, войлок, шкуры, и из сухожилий нитки, чтобы шить одежду.
Если приручите пять видов животных, любые катаклизмы, вроде этих, бурятам будут не страшны. Самое главное: их должно быть пять видов. Потому что пять - священное число. Не четыре, не три и не шесть, вам понятно или ещё раз повторить?
- Да поняли мы! А как приручить этих пять диких животных? Они же дикие!
- На охоту ходить собак приручили?
- Так то собаки, они друзья человека! Мы их на мясо не забиваем, молоко из них не доим!
- Это всё одно и тоже! - сказал пророческие слова шаман и захлопнул калитку.
- Подожди, а с драконом что делать?
- А вот что делать с драконом я не знаю, сами решайте!
Олени и сохатые оказались трудны в приручении, легче оказалось приручить диких коров, молоко у них было жирное и вкусное.
Дикий верблюд был согласен тащить тяжести на дальние расстояния в обмен на минимальный уход и заботу.
Козы сами пришли из тайги, когда увидели, что коров и верблюдов кормят ароматным сухим сеном. Хотели отказаться от этих назойливых и наглых животных, но вспомнили, что шаман Хонгор велел завести пять видов, тем более один вид должен закрывать потребности в кашемире. А пуха у этих коз для кашемира было достаточно, так что пришлось терпеть присутствие этих прытких и вездесущих животных.
Сложнее оказалось найти животное, которое давало бы мясо, шерсть, войлок, теплые шкуры и сухожилия. Но нашлись и эти животные - дикие горные бараны. Их отличала одна общая черта - дикое упрямство и сильный стадный инстинкт. Причем стадный инстинкт был настолько у них развит, что ни один из баран не мог вести за собой отару. Но свято место пусто не бывает, эту роль взяли на себя козы. Они стали водить за собой отары овец.
Овцы давали хороший приплод, были неприхотливы и овечью шерсть можно было использовать для валяния войлока. Из войлока буряты начали строить юрты, которые были гораздо теплее и удобнее чумов, сооружений из шкур диких зверей.
Осталось отыскать пятый элемент - найти таких животных, которые быстро передвигались бы с человеком, сидящим на нём на седле. На Земле подходящих животных для езды не было, трудно было подобрать таких животных.
А что всё-таки с драконом, спросите вы?
Ричард и Салбон залезли на самую высокую старую байкальскую сосну, оттуда прыгнули на самую большую скалу и со скалы запрыгнули на кучевые облака.
Долго они искали спящего дракона, но никак не могли его найти - небо ведь, так же как Земля, тоже очень большое. Бродили бродили, всё бесполезно. Хорошо, что наткнулись на табун небесных лошадей. Поймали арканами с того табуна четверых коней, на двоих сели, двоих сделали заводными, приторочили на них кожаные мешки со съестными припасами и теплой одеждой. На небе ведь не поймешь, какая сейчас будет погода. Ветер может смениться затишьем, холод жарой, поэтому приходится баторам всю свою одежду свою таскать с собой.
Буряты есть буряты, воспитаны так: что само в руки идёт, то нельзя выпускать, иначе потом удача уйдёт. Вот и с оставшимся табуном лошадей решили: не отпускать, перед собой гнать - глядишь, пригодятся лошадки.
Долго ли, коротко ли они скакали по облакам, но нашли всё-таки, наконец, спящего дракона Умарад Газрай Их Луу. Он мирно спал на самом большом облаке, аккурат над островом Ольхон, от его храпа тряслись деревья на земле и даже вибрации были на Луне, то есть дракон влиял и на второе небесное светило и с ним надо было срочно что-то делать.
Для начала Ричард и Салбон, совещаясь, выкурили по большой трубке табака. Решения-то надо принимать взвешенные, всё-таки судьба бурят и всего остального человечества решается.
Потом пустили с разгону лошадей прямо по спине спящего дракона, чтобы его разбудить. Дракон, конечно-же проснулся и от неожиданности и от испуга даже разинул пасть и Солнце из его брюха выскочило и засияло ярче прежнего на чистом небе.
Когда дракон, наконец, пришёл в себя, он бросился в атаку. Сжёг и проглотил почти половину табуна лошадей, пока Ричард с одной стороны и Салбон с другой подобрались к нему с обеих сторон и не начали колотить тяжелыми кедровыми дубинками по морде, приговаривая: «Будешь ещё светило глотать! Будешь ещё наши племена без источника света оставлять!».
Короче, дракон был более или менее приручен и отправлен обратно в свою глубокую пещеру. Тем более он уже был достаточно сыт проглоченными лошадями и пообещал баторам спать, не просыпаясь, ближайшие 10 тысяч лет.
Баторы к радости людей вернулись домой с оставшимися небесными конями и раздали их своим друзьям и родственникам на расплод.
По дороге домой также Ричард и Салбон загнали на быстрых конях ошеломленных дзамбутивцев на далекие Олюторские острова, чтобы те больше оттуда никогда не высовывались и занимались там рыбой селедкой.
С тех давних-предавних легендарных времён пять видов скота приручены человеком и активно используются в повседневных делах и нуждах на благо человека, а буряты продолжают жить возле берегов священного Байкала, почитая законы Будды и Вечного Синего Тенгри.
Свидетельство о публикации №225042300427