41 - 45 глава. Введение в автоэволюционику

                Дополнение к философии развития


                Глава 41. Введение

    Что же такое – реальность, бытие ?

    Этот вопрос однажды приходит в голову, занимает там место и уже никогда не покидает её.

    Так рождается философ. София целует его в лоб, и его мысль уже больше никогда не обретёт покой и умиротворение. Он будет задавать вопросы и искать ответы – и они будут ему не безразличны.

    Обычная жизнь и её суета будет казаться игрой и детскими забавами, а большинство людей, непосвящённых и не интересующихся природой реальности – наивными детьми в песочнице.

    Мало кто поймёт. Некоторые будут озлоблены и агрессивны. Почти все будут посмеиваться и издеваться, считать чудаком и лентяем.

    Скорее всего, не будет богатства и красивых девушек, не будет драйва и насыщенности жизни – ибо это просто не интересно и скучно.

    Такова участь настоящего философа, и хорошо бы принять её - если уж София выбрала тебя.

    Не нужно бояться и сожалеть. Ты будешь летать высоко, как орёл над пустыней, и смотреть на всех свысока. Тебе будут открываться невиданные и немыслимые тайны, которыми ты вряд ли сможешь поделиться. Ты будешь как исследователь в эпоху географических открытий – будешь посещать удивительные места мудрости и знания, озарений и осознаний. После них любые обыденные человеческие развлечения и удовольствия покажутся серостью и скукой, лишённой всякого обаяния и интереса.
 
    Тяжело быть философом – но быть обычным человеком – гораздо труднее.

    Не нужно превозноситься и быть тщеславным – эти дары предназначены всем – просто не все приходят за ними. Не нужно считать себя умнее или мудрее других – ты не сможешь использовать своё богатство.

    Твоя жизнь, скорее всего, будет такой-же скучной и не интересной. Будут обычные люди с куда более увлекательной биографией. Ты ничем не лучше других. Просто в тебе есть не утоляемая жажда и не насыщаемый голод к познанию. Постоянное любопытство и постоянная открытость чистой реальности.

    Не пытайся прикинуться обычным человеком -  у тебя не получится. Не нужно втискивать себя в жизнь и мышление других людей. Из этих попыток ничего не выйдет. Прими себя таким – какой ты есть. Адаптируйся к себе и попытайся быть счастливым.

    Помни, главное – это дух.

    Хороший человек – это не профессия. Хороший человек – это смысл жизни.


                Глава 42. Главные постулаты

    Но вернёмся к вопросу, с которого начали. Что же такое бытие ? Почему оно существует ? Что оно из себя представляет на самом деле ? Каким является в общем и целом ?

    Ответить на эти вопросы вряд ли получится. Но сам факт существования бытия удивителен и прекрасен.

    Бытие – это чудо, как бы мы не определяли значение этого слова. Это факт – и спорить с ним не получится ни с философских, ни с религиозных, ни с чисто научных позиций.

    Бытие существует, бытийствует – это главный непроговариеваемый, но явно подразумеваемый постулат любой философии, в том числе и моей собственной.

    Бытие разделено на подсущности, имеет сложную структуру, состоит из элементов, объектов и субъектов – это второй главный постулат.
 
    Бытие имеет динамику. Оно изменяется, эволюционирует, развёртывается во времени. Бытие живёт, куда-то стремится, что-то ищет, имеет тенденцию, вектор. Это третий фундаментальный постулат.

    Скорее всего – мы никогда не получим возможности постичь всю реальность целиком, окинуть её всю мысленным взором.

    Это касается и материальных, геометрических смыслов, и смыслов абстрактных – знаний, понимания общих принципов и законов, перечисления и описания основных сущностей.

    Мы находимся глубоко внутри реальности. Скорее всего, объём потенциально доступного нам пространства для изучения настолько мал по сравнению со всем объёмом реальности – что его можно смело приравнять к нулю.
 
    А наш мозг, очевидно, просто не сможет вместить и оперировать настоящими общими и фундаментальными сущностями и законами, формирующими реальность на самом глубоком и общем уровне.

    Логика, законы сохранения, самые общие наблюдения и закономерности – всё это, скорее всего, лишь маленькие местные правила, не имеющие никакого отношения ко всей реальности целиком.

    Наша фантазия и проницательность – это мышление микробов в капельке воды, и, конечно, мы не в силах даже приблизительно представить и понять весь истинный масштаб и величие окружающего бытия.

    В связи со всем перечисленным я и не вижу смысла основывать свою философию на чём ни будь ещё, помимо трёх основных постулатов.

    Религии, эзотерика, теории о симуляции и даже идея об абсолютном солипсизме, которая утверждает, что вся окружающая реальность – плод нашего разума, всё это – лишь уход от ответа.

    Они постулируют сущности и основные для реальности события – но ничего не говорят о том, почему и как эти сущности существуют, в чём причина существования самой реальности и какова её общая природа.

    Считаю, что раз мы не знаем и не можем пока узнать ответы на эти фундаментальные вопросы – то и не надо пытаться ответить на них. Достаточно трёх основных постулатов, которые, очевидно, истины, а значит, на их основании можно попытаться строить философию, беря только факты и наблюдения, доказанные коллективным опытом и не вызывающие никаких сомнений.

    Многие философские системы содержат понятие о небытии. Считаю его не нужным.
 
    Небытие, скорее всего – просто фантазия, образованная противопоставлением понятию бытия.

    Никакого небытия не существует и никогда не существовало. Реальность была вечно. Она не от куда и не когда не появлялась, и она никогда и никуда не исчезнет.

    Время не важно для этой мысли. Время – просто слово.
 
    Реальность вечна, не имеет начала и конца, и, скорее всего, всегда будет иметь структуру и динамику. В ней всегда будет что-то происходить.
 
    Реальность всегда была и всегда будет – это четвёртый основной постулат моей философии. Он уже содержит некоторое допущение и мнение, и потому его статус несколько ниже, чем у трёх основных постулатов. Тем не менее, для моей философии он – такая же аксиома и фундамент.


                Глава 43. Познание

    Теперь о методологии познания.

    Как же строить в своём разуме картину реальности ?

    Есть множество способов и инструментов. Научное познание, Вера, доверие, чувственное и интуитивное познание. Человек использует всё вышеперечисленное.
 
    Про что-то он может сказать – что знает, имея в виду личный опыт.

    Про другое скажет – что знает, имея в виду опыт других – и тогда речь о доверии.

    Про третье скажет – что знает, имея в виду научное исследование, проведённое учёными – и тогда это означает и доверие, и научное знание, которое не равно знанию на личном или коллективном опыте.

    Про четвёртое скажет – что знает, и будет иметь в виду осознание очевидности чего-либо, интуитивное чувствование, глубинное восприятие – и это можно назвать индивидуальным субъективным знанием, основанном на чувствах, интуиции и осознании.

    Про пятое человек скажет – что он верит в это, и это может означать как то, что он считает что-то истинным, но не может выстроить систему доказательства или свидетельства, так и то, что он считает что-то истинным, не требуя никаких доказательств и свидетельств.

    Про шестое человек скажет – что он доверяет этому, и это будет означать – что он склоняется в пользу истинности чего-то, нежели отрицает это.

    Про седьмое человек скажет – что это выглядит правдоподобным, и это означает – что он не отрицает вероятность истинности этого седьмого.

    Про восьмое человек скажет – что это вероятно в такой-то степени, или, что это просто вероятно, возможно – и это уже означает, что человек полностью рассуждает в пространстве вероятности истинности или ложности какого-либо тезиса.
 
    Все три последних примера уже содержат аспект рассуждения в терминах вероятности и относительности.

    Байесовские рассуждения, научные теории принятия решений и прочие научные методы – также основаны на вероятностном методе.

    Итак, мы видим, сколь разнообразны инструменты и подходы к формированию картины реальности в своей голове.

    Картина необходима – нам нужно постоянно действовать и принимать решения, и чем картина лучше отражает истину – тем успешнее мы будем выживать, размножаться, действовать и добиваться реализации своих целей и желаний.

    Потому познание – это инстинкт, в нас – хомо сапиенс - перешедший на невероятно высокий уровень.

    Также мы можем почувствовать некую иерархию в методах познания реальности.
 
    Очевидно, что своим глазам мы склонны доверять гораздо больше, чем чужим. Однако мы прекрасно знаем о галлюцинациях и ошибках восприятия – и поэтому общий однозначный коллективный опыт, совпадающий с нашим собственным опытом – это вершина подтверждения истинности чего либо, что и следует ожидать от коллективного вида живых существ. Это как раз про тот пример: что трава зелёная – который мы приводим, когда хотим сказать об очевидности чего-либо.

    Наш личный опыт – это, безусловно, второй по значимости источник. В него входит и наши собственные осознания, и теоретические рассуждения, а также все те субъективные чувствования и интуиция, про которую уже было сказано.

    При этом простой опыт и наблюдение мы, конечно, будем оценивать, как более очевидный и достоверный источник, нежели осознание или понимание, которое как бы находится на более высоком абстрактном уровне по сравнению с простым наблюдением или фиксированием на опыте.

    Ощущение, интуиция и прочие неявные и тяжело-различимые состояния будут ещё на ступеньку ниже в иерархии достоверности и важности.
 
    Опыт других, знакомых и близких, тем, кому мы доверяем – на третьем месте.
 
    Их осознания, выводы, интуиция, чувства и то, во что они верят и чему доверяют - всё это можно поставить на четвёртое место.

    Далее будут идти свидетельства и утверждения третьих лиц, и тут уже мы будем оценивать количество людей, принимающих их правду, содержание их слов и то, как это содержание соотносится с нашим личным опытом и опытом нашего окружения. А также будем оценивать авторитет, влияние, дела и последствия, историческое влияние и прочие дополнительные аспекты. Все эти дополнительные факторы либо будут повышать в нас доверие и принятие, либо будут приводить к отрицанию или нейтральному, агностическому отношению.

    Нужно сказать подробнее про веру и знание, и их отношения в нас.
 
    Мы нуждаемся в полной картине реальности. Наш разум очень плохо переносит неопределённость и подходы, основанные на вероятности и относительности. Нам нужна целая картина – это наша потребность.

    И потому мы нуждаемся в вере. Вера способна закрыть всё. Когда мы получаем возможность получить дополнительные свидетельства, доказательства, логичные рассуждения или личный опыт – мы, конечно, пользуемся этим. Но есть очень немного мест в нашей общей картине реальности – которые мы можем закрыть такими вещами. И чем глубже в историю – тем их было меньше. Потому люди и придумывали мифы и легенды, нарративы и идеи. В те времена они были истинной – просто рассказанной другими и смутно подтверждаемой своим и чужим опытом.

    Но когда человечество изобрело доказательство и обоснование, когда началась стремительная эволюция методов познания и верификации уже существующего знания – тогда появилась вера – как принятие за истину того, что пока нельзя или принципиально нельзя доказать или подтвердить.

    Очень многие вещи в самой науке – это вера, но только там она излагается в виде вероятностного подхода.

    Совсем недавно появились так называемый принцип фальсифицируемости научного знания, выведенный философом Карлом Поппером. Он призван отделить научное знание от любого другого и заключается в том, что для научного знания должна быть возможность сформулировать проверяемые в эксперименте следствия. Гипотеза или утверждение должны делать предсказания – и должна быть возможность проверить эти предсказания на практике.

    Фальсифицируемость – это возможность доказать ложность гипотезы, и именно она должна отделять научное знание от любого другого. Практика – критерий истины – ещё одно высказывание на эту же тему, также философа Карла Маркса, которое, как я считаю, утверждает тоже самое, но было сделано раньше.

    С идеей фальсифицируемости есть некоторые проблемы.

    Во-первых – она может широко пониматься.

    К примеру, я могу фальсифицировать идею о загробной жизни на личном опыте – умерев и посмотрев, что там будет, но вряд ли от этого идея станет научной гипотезой. Я не смогу потом рассказать о результатах эксперимента – в этом проблема. Таким образом, нужна поправка к принципу фальсифицируемости – о результате проверки нужно иметь возможность рассказать.

    Во-вторых – множество научных гипотез не фальсифицируемо или пока непонятно, как их можно проверить.

    Примеры – многомировая интерпретация квантовой механики Хью Эверетта, теория мультивселенной, как следствие инфляции в космологии, теория панспермии и другие идеи.

    Таким образом фальсифицируемость не повсеместна и не универсальна для науки.
 
    Если же говорить о способах генерировать гипотезы – то тут вообще нет никаких правил и ограничений – они могут быть какими угодно.

    В итоге мы можем найти такие места во вполне серьёзной и современной науке – в которых теории и гипотезы – это просто мнение и идеи, а их проверка и верификация или невозможна, или невозможна на данный момент, или же крайне затруднительна.

    Такие области науки, конечно, находятся в рамках традиций научного мышления и подхода. Учёные стараются соблюдать все правила и нормы, например, не приумножать сущности сверх необходимого, идеи стараются предлагать не сильно экстравагантные или рушащие все основы, но, в корне и по сути – такие области науки сходны с религией или философией и должны иметь для нашего разума равнозначный с ними статус.

    Итак, вера и доверие – не только приемлемые инструменты для построения картины окружающей нас реальности, но и необходимы любому человеку.

    Все люди пользуются ими и вряд ли возможно обойтись без них, имея здоровую психику и нормально работающий разум.

    Итак, все способы и подходы построения картины реальности более-менее описаны.

    Теперь же я опишу свою эпистемологическую систему – то, как я создаю для себя общую картину.


       Глава 44. Моя вероятностно-относительная эпистемологическая система

    Я считаю, что не нужно тратить время в бесконечных спорах и дискуссиях насчёт того, какой способ познания реальности лучший и от каких инструментов стоит отказаться полностью.

    В любом случае – познание будет эволюционировать и становится всё лучше и лучше, по мере развития человечества.

    Нам нужно использовать то – что мы имеем на данный момент и что приводит к наиболее оптимальным подходам и результатам.

    Я использую вероятностно-относительную эпистемологическую систему с субъективными балами предпочтения и балами правдоподобности.

    Я считаю, что не нужно ставить однозначную оценку той информации об окружающем мире – которая к нам поступает из каких-бы то ни было источников. Вместо этого можно оценивать эту информацию в абстрактных баллах правдоподобности.

    Чем больше баллов мы поставили – тем, соответственно, более истинной мы считаем информацию.

    Причём не важно конкретное количество баллов – важно соотношение условных баллов у разных информационных единиц – потому система и имеет слово «относительная» в названии.

    Слово же «вероятность» - означает то, что мы мыслим в пространстве возможного, а не точно определённого и известного.
 
    Когда мы выставляем большое количество баллов правдоподобности какой-либо мысли – это не значит, что мы считаем эту мысль точно истиной и точно описывающей истинную реальность во всей её глубине – это значит, что мы считаем вероятность того, что эта мысль истинна – очень высокой, особенно по сравнению с той мыслью, которой мы выставили гораздо меньше баллов правдоподобности.
 
    Таким образом у нас получается иерархическая система взглядов, в которой в одних вещах мы уверены почти полостью, в других – меньше, в-третьих – вообще не уверены, но считаем возможными, а четвёртые вообще считаем скорее ложными, чем истинными.

    То, сколько баллов выставить той или иной мысли – можно решить в соответствии с иерархией источников знания, приведённой ранее, плюс к тому оценивая противоречивость этой мысли всей нашей, уже ранее построенной, картине мира.

    Также можно прибегнуть к бритве Оккама, байесовскому методу оценивания информации и прочим инструментам.

    Общая система должна постоянно переоцениваться и перестраиваться – в соответствии с новой информацией и осознаниями. Она - непостоянна. Она - плавающая.

    И она постоянно связана со стратегией и тактикой нашего реального поведения и способами достижения наших целей и желаний, что логично – ведь если меняется или совершенствуется картина мира – должен меняться и совершенствоваться и маршрут в нём.

    Можно привести пример. Утверждение: «трава зелёная» я оцениваю гораздо большим количеством баллов правдоподобности, нежели утверждение: «на марсе, в глубинах карстовых пещер есть примитивная одноклеточная жизнь». Но вот утверждение: «я существую» - будет иметь для меня ещё больше баллов правдоподобности, нежели чем даже утверждение про траву.

    Важно соотношение, а не конкретные баллы. Я думаю – принцип понятен.

    Моя система работает для любых мыслей, идей и утверждений. Даже если они противоречат друг-другу или выглядят, как полный бред. Просто выставляем баллы – стараясь учесть все аспекты и факторы новой информации или утверждения.

    Стратегия жизни также может быть вероятностна и иметь туже природу, что и вышеописанный эпистемологический метод.

    Не нужно стараться разработать идеальный оптимальный путь в реальности – ведь для этого нужно точно знать - что она такое и как устроена на самом деле. Если мы имеем множество равновероятных вариантов реальности – значит просто должны иметь стратегию, максимально эффективную во всех этих вариантах. Если же хорошая стратегия для одной группы реальностей будет очень нехорошей для другой группы реальностей, и эти группы примерно равновероятны – то просто, не мучаясь, нужно выбрать лучшую стратегию для одной из групп и успокоится.

    Мышление в пространстве неопределённости, вероятности, но в тоже время использование всех инструментов построения картины мира, без выбора каких-либо одних из них и полного отрицания других, для того, чтобы построить максимально полную и подробную картину мира, без пробелов и зон беспокойства – вот какую систему я предлагаю.

    Мы как бы смешиваем и синтезируем все способы людей познавать реальность и создавать её модель в своей голове, но при этом используем теорию вероятности и подход, основанный на мышлении в пространстве неких гипотетических параллельных вселенных, использующийся в мысленных экспериментах.

    Мы как смешиваем все методы мифической, философской, религиозной и научной эпистемологии и структурируем получившуюся модель с помощью вероятностно-относительного подхода, теоремы Байеса и прочих инструментов, и используем баллы правдоподобности и предпочтения просто для того, чтобы было легче мыслить и структурировать.

    Да, кстати, баллы предпочтения – это ещё один дополнительный вид баллов, который мы можем использовать, чтобы обозначить своё личностное субъективное отношение к информационной единице.

    Эти баллы и соотношения по ним можно или анализировать отдельно, или же производить некий синтез, по собственным правилам, с баллами правдоподобности и мыслить уже в совокупном пространстве этих характеристик.
 
    Так, в общем и целом, выглядит моя эпистемологическая система.
 
    Как видно, в ней нет таких оценок – как знание или лож, уверенность или неуверенность, вера, доверие или оценочные суждения.

    Есть лишь вероятности, возможности, предпочтения, бесконечный континуум степеней истинности и актуальная конфигурация общей картины мира на данный момент и с данными водными. 

    Как уже ясно, четырём своим главным философским постулатам я выставляю максимальное количество баллов правдоподобности и по этому показателю они находятся на самом высоком качественном уровне, нежели все другие утверждения и идеи.


                Глава 45. Телеология

    И вот я осознал своё существование, проснулся. Я почувствовал и увидел реальность вокруг. Я сформулировал четыре главных постулата, в истинности которых я полностью уверен. Я определился, как буду дальше наращивать своё знание об окружающем мире. Выработал свою собственную систему познания.

    И передо мной встал следующий вопрос: что делать ? Каковы мои цели и желания ? Каково целеполагание – телеология ? Куда двигаться ? Зачем, почему и какой смысл ?

    Я довольно быстро осознал матрицу – набор правил и предустановленных программ.

    Матрица не одна – их множество.

    Матрица физических законов и ограничений – самая фундаментальная матрица, и она нас ограничивает, диктует, как мы будем действовать и что будем делать.

    Матрица биологическая – наш геном. Пол, механизмы тела, три программы самосохранения – индивидуальное, коллективное и видовое, порождающие три основных инстинкта – самосохраняющий, иерархический и половой.

    Матрица социума – набор программ, правил и законов общества, в котором мы живём. Отчасти эти правила и программы перекликаются с биологией, отчасти самостоятельны – имеют историческое и культурное происхождение. Они диктуют нам своё, и мы почти всегда подчиняемся.

    Матрица нашей социальной группы, нашего племени. Мы – социальный вид. Для эволюции нет человека – есть только племя. Племя выживает. Племя растёт и размножается. Племя конкурирует с другими видами и такими-же племенами. В одиночку человек не способен делать ничего из вышеперечисленного.

    Семья, родственники, друзья, коллеги и знакомые создают для нас наш маленький социальный пузырь, который также определённым образом организован, имеет свои правила и нормы, и загружает нам в головы свои программы и цели – и следит за их выполнением и реализацией.

    И наша группа обладает весьма обширным и разнообразнейшим инструментарием принудить каждого из нас выполнять её программы и соблюдать её законы и нормы.

   Матрица нашей личности. Мы не выбираем - где и когда родиться. Мы почти не способны повлиять на свой ранний генезис. Мы почти не выбираем информацию, которая будет загружена в нашу голову, и ценности, которые будут внедрены в нашу личность в детском и подростковом возрасте.

    Свобода и выбор приходят позже, и иногда масштаб этой свободы и выбора – жалкое зрелище. Мы долго, или же всегда будем рабами своей собственной личности, своего собственного происхождения, своего генезиса, и только большим трудом и сильной волей мы сможем преодолевать эту матрицу.

    Итак, как видим – недостатка в целях нет. Если мы не способны или не хотим придумывать себе смыслы существования сами – это для нас с удовольствием сделают другие.

    Недостатка в идеях не будет. Нам даже не нужно будет ничего делать – просто следовать тому, что уже и так в нас есть, и следовать туда, куда влечёт нас окружающий мир.

    Но у нас есть и свобода. Про неё уже было сказано много раз. Конечно, её природа может показаться несколько призрачной и эфемерной – но не стоит столь серьёзно углубляться в этот вопрос.

    Мы должны декларировать свободу и вести себя так – как будто она у нас действительно есть.

    Мы можем следовать любой идее и мысли, подчинить ей всего себя и свою жизнь.
 
    А мысли и идеи могут быть какие угодно. Их можно придумывать в каких угодно количествах. Это означает – что наша свобода действительно существует, и что она действительно необъятна.

    Какие же идеи для жизни придумать ? Какой смысл жизни создать ? Или, может, выбрать из огромного числа уже имеющихся ?

    Для ответов на эти вопросы можно сначала попытаться структурировать смыслы жизни по каким-нибудь критериям.

    Такая структуризация была приведена в основной главе. Я выбрал критерием для классификации предполагаемую продолжительность жизни. Я считаю это важной отправной точкой.

     Если вы планируете жить вечно – то, как мне кажется, ваши смыслы жизни будут весьма отличаться от смыслов жизни тех, кто планирует существовать временно.

    Можно, наверное, сказать, что все смыслы жизни для временной жизни могут использоваться и для вечной – если их зациклить или просто использовать как составные элементы более объёмных смыслов, но вот смыслы для вечной жизни превратить в смыслы для временной – невозможно, ну, или, по крайней мере, очень тяжело и в результате получится что-то невразумительное.

    Как уже говорилось – смыслы для вечной жизни обычно выражаются глаголами несовершенного вида, тогда как смыслы для временного существования – наоборот, глаголами законченного действия.

    В религии, искусстве и культуре мы чаще встречаем смыслы для вечной жизни, а в житейской философии, бытовой сфере и низкоуровневой биологии – смыслы с прицелом на вещи, которые можно завершить и полностью реализовать.

    Мы хорошо знакомы с мирами вечных и временных смыслов. Нужно только более внимательно посмотреть на окружающий мир и то, что он нам показывает и предлагает. Нужно только выбрать – что вам больше нравится и что по душе. Не обязательно выбирать что-то одно.

    В любом случае – от временных смыслов вы никуда не денетесь. Они окружают нас и глубоко внедрены в нашу жизнь. В конце концов, очень многие необходимые для жизни и здоровья вещи – это именно простые циклические смыслы и задачи.

    Но, конечно, нам нужно и что-то более высокоуровневое – почти всегда мы имеем на вооружении и вечные смыслы.

    Многие и временные, и вечные смыслы противоречат друг другу. Если выбрали одно и следуете этому – то не сможете выбрать что-то другое. Нужно будет полностью перестраиваться и меняться.

    В итоге, что мы положим в свою корзину смыслов для жизни ? В какой смысл будем инвестировать свою жизнь и энергию ? В какой смысл вложим самого себя ?

    Я однозначно выбираю вечные смыслы.

    Я считаю выбор в их пользу правильным даже тогда, когда вероятность настоящей вечной жизни крайне мала.

    Почти с самого начала жизни моего разума мне предлагали вечные смыслы и идей – религиозные, в основном – и я всегда буду благодарен за это.

    Это правильно и это способствует формированию хорошей и здоровой личности - доброго и мощного духа. 


Рецензии
О, Нет. Этого здесь не должно быть! Этого точно здесь не должно было быть...
Пробуждение спящего, и золотые блики по всем стенам... Нет, нет, нет! Закрыть коробкой, чтоб ни одного болта не торчало. Человек. обыкновенный... Ничего такого... Да, ничего такого. торкнуло все таки. Право выбора...

Надежда Львовна Гутина   17.11.2025 07:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.