О нашем отношении к истории собственного народа

 
Мы, Асхабовы и Тарамовы, живущие в Новых Атагах, принадлежим к тейпу айткхалой, Гизи гара. Первоначальное место нашего обитания было село Айт-Кхалла, позже Ачарашка. В конце 18 века, когда дома из-за оползней стали разрушаться, переехали в селение Иласхан-Юрт. Возможно, переселению способствовали и другие причины, которые нам неизвестны. Проживая в Иласхан-Юрте, брат нашего прапрапрадеда Хьаки, по имени Гиза, принимает участие в отражении нападения царских войск на чеченские села. Регулярной армии у чеченцев не было, при необходимости собирались ополченцы, чтобы дать отпор врагу. В битве у речки Хьач Хьи, вблизи станицы Старогладовской, Гиза был убит. Спустя несколько лет, в бою с русскими войсками, погиб и единственный сын Гизы по имени Эдиль. На этом прервалась ветвь прямых потомков Гизы.
После гибели брата и племянника, Хьаки переезжает в Кошкельды (чеченское старинное название Берза-Боьра). В Кошкельдах умирает и сам Хьаки. Его сын Керим с детства изучал арабскую письменность и Коран. При одной из встреч с муллой селения Новые Атаги, Керима пригласили преподавать арабский язык и обучать людей Корану в сельской школе (хьуьжарехь), куда он и переехал на постоянное жительство. Произошло это событие между 1815-1820 годами.
К этому времени две его сестры были замужем в Новых Атагах: одна (Айбика) за человеком по имени Берса, другая (Амалия) за предводителем чеченского народа в борьбе с царизмом, Бейбулатом Таймиевым. Известно, что Бейбулат, будучи принят в ставке генерала Паскевича в Тифлисе, общался и с А.С. Пушкиным. Об этом упоминает сам Александр Сергеевич в описании своего путешествия в Эрзурум: «Славный Бей-булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бей-булат мужчина лет тридцати пяти, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы и Кабарду».
Третья дочь Хьаки, по утверждению старших, вышла замуж за некоего кумыкского князя из селения Ташки-Чу. О ней известно, что ее внучка, после возвращения чеченцев из Средней Азии, не раз приезжала к Магомеду (Миме) Тарамову, своему троюродному брату, внуку Керима. Они были примерно одного возраста, за 80 лет. Женщину одни называли Месилж, другие Дунта, я ее видел в 1961 году. Родители наши жили в Киргизии, и потому встретиться с ней им не довелось. Сохранилась совместная фотография Мимы и Месилж. По некоторым сведениям, Месилж жила то ли в селе Виноградном, то ли в станице Червленной. У нее было двое сыновей по имени Хизир и Илес. Эти сведения я получил, уже проживая вне дома, потому попытаться найти их следы, пока нет возможности.
Сегодня мы осознаем, какую оплошность допустили тем, что не записали все, что знали наши старшие. Такая ситуация у чеченцев складывается из поколения в поколение. Как и все, мы тоже были в вечной суете, полагая, что остановка на миг лишит нас пропитания, возможности добывать мирские блага. Нам тогда, а сегодня, полагаю, нашим молодым, кажется, что вокруг кипит жизнь, все бьет ключом, что наш срок на земле не ограничен, что все у нас впереди. Просыпаемся, когда спросить не у кого, а время пребывания на этом свете подходит к концу. Как жалкое оправдание  скажу, что годы нашей молодости были сложными, на нас свалилось много невзгод и лишений. Наши письменные источники были уничтожены в результате войн, выселений. Целое поколение и раньше и в недавние времена, было вычеркнуто из общего процесса развития человечества, по причине недополучения знаний, без которых человек ничто. Потому сегодня следует быть особо трепетными в вопросах сохранения нашей истории, культуры и традиций.
В селении Новые Атаги Керим жениться и у него рождаются сыновья Тарам и Берса. От них, уже спустя годы, в нашем селе появляются фамилии Тарамовы, Берсановы. Фамилию Берсановы мы носили до революции 1917 года. Когда советская власть стала преследовать религиозных деятелей, отец и два его брата записались как Асхабовы. Преподаванием арабского языка и Корана в Новых Атагах занимались четыре поколения наших старших: сам Керим, его сын Берса, сын Берсы Асхаб, сын Асхаба Абдулла.
Бывший в нашем селе с 1871 по 1884 годы кадием, шейх Элах-Мулла Дебиров, был доволен тем, как наш прадедушка Берса, преподавал Коран и его знаниями. Уезжая из села Элах-Мулла подарил Берсе свой земельный участок (ирзо), который обрабатывался нашими до выселения чеченцев в Среднюю Азию.
У нашего дедушки Асхаба обучались его сыновья, наши дяди, Абдулла, Абдул-Вахаб, наш отец Абдул-Рашид, наша мама Марям Лорсанова, дочь Миды Лорсанова из тейпа гендаргной. Исламская школа (хьуьжаре) в Новых Атагах существовала несколько лет и после революции 1917 года. В ней имели возможность учиться все желающие, включая девочек. Когда советская власть окрепла, она закрыла хьуьжаре, и по этой причине, наш дядя Абдулла обучал Корану детей и взрослых в селениях Шали и Герменчуг, а некоторых у себя дома в Новых Атагах. Я встречал людей, что были ему благодарны за обучение. Многие, в том числе и наш дядя, обучением Корану занимались ради довольствия Аллаха, абсолютно бесплатно.
Советская власть всех знающих арабскую письменность не признала за грамотных и потому чеченцы по ее статистике обозначались народом сплошной безграмотности. Хотя точно известно, что за редким исключением жители чеченских сел, мальчики и девочки, обучались арабской грамоте, могли читать и писать.
В годы переселения старших в Новые Атаги, в соседнем селе Чечен-Ауле, жил наш однотейповец и известный в Чечне человек по имени Мади Джаммирза. Он доводился двоюродным братом Бейбулату Таймиеву. Мади Джаммирза состоял в родстве и с нашими старшими, иначе и не могло быть, ибо однотейповцы имели одни корни, были выходцами из одного места, всегда заботились друг о друге. Не вызывает сомнения и то, что наши старшие того периода знали и общались с Кунта - Хаджи Кишиевым. Подтверждением этому служит родство между нашими семьями: сестра Керима была женой Бейбулата Таймиева, а сестра Бейбулата, женой Кунта - Хаджи Кишиева.
О взаимных связях и контактах между ними, свидетельствует и вся жизнь Б. Таймиева. Как известно, он был ревностным сторонником заключения мирных соглашений между Россией и чеченским народом, придерживался того, что проповедовал Кунта - Хаджи Кишиев. Заветной мечтой Бейбулата было заключение мира с Россией, но этому мешали личные амбиции российских генералов, особенно Ермолова. Его раздражала храбрость, свободолюбие чеченцев, верность слову, не желание пресмыкаться перед грубой силой. В то же время бесхитростность и вера словам российских генералов, ввергало наш народ в большие неприятности.
В своих дневниках, русский генерал Мусса Кундухов признавал, что чеченцы наивно полагались на слова и клятвы царских генералов. Как можно было доверять им, когда это не делал даже их родной царь Николай 1. Ему принадлежат слова: - «Я Ермолову менее всех верю».
Однажды Ермолов захватил очень уважаемых чеченских старейшин и поместил их в тюрьму. Ермолов, по словам Л. Н. Толстого «самый бессовестный человек своей эпохи», распустил слух, что ему нужна только голова Бейбулата, если он сдастся, то заложников отпустят и с чеченцами будет заключен вечный мир. В противном случае, все заложники будут повешены, а селения разграблены.
Не желая столько смертей и поверив лживым словам генерала, Бейбулат обратился к кадию и членам Мехк Кхел с просьбой разрешить ему исполнить план выгодного мира для народа. В ответ он услышал: - «Ты не раз доказывал народу, что готов умереть за него, и потому Чечня тоже всегда готова без малейшего возражения исполнить все то, что ты найдешь для нее полезным».
Бейбулат с одним из доверенных лиц, закрыв лицо башлыком, пошел в расположение Ермолова и обещал генералу, что доставит к нему Бейбулата Таймиева, если тот поклянется, что исполнит свое обещание и заключит мир с Чечней. После клятвы Ермолова и данного им честного слова, Бейбулат открыл свое лицо и заявил: - «вот вам голова Бийбулата. Она всегда была готова быть жертвою для спокойствия бедного чеченского народа. Поручаю себя Богу и Его правосудию».
Мусса Кундухов пишет, как далее повел себя Ермолов: «На другой день, оправившись от сильного впечатления, которое произвел на него благородный чеченский старшина, он очень испугался, что рыцарский дух Майри - Бийбулата может сильно помешать его будущим планам в Чечне. Вследствие сего, отказавшись от данного слова, он замыслил коварное дело».
Но планам Ермолова тоже не суждено было сбыться. Бейбулата освободили из тюрьмы чеченские ополченцы и он вновь возглавил освободительную борьбу народа. Будучи истинным защитником отечества, он не задумываясь, совершал поступки, что были полезны народу, потому и был подло убит при поддержке военной администрации России.
С годами у старшего сына Керима по имени Тарам, рождаются сыновья Шахид, Мохьмад (Мима), Махмуд. У другого сына Берсы, рождаются сыновья Темир-Болат, Темир-Солта, Асхаб. Все они значатся в посемейных списках, составленных российской администрацией в 1884 году. Списки любезно предоставлены были мне историком, краеведом, замечательным человеком и патриотом своего народа, нашим односельчанином Вахитом Бибулатовым, за что ему наше признание и благодарность.
После начала первой мировой войны чеченцы принимают в ней активное участие в составе знаменитой «Дикой дивизии». Не остались в стороне и наши. На фронт ушли внуки Керима Махмуд, Темир-Солта, Темир-Болат. Махмуд, по характеру будучи смелым, храбрым и весьма умелым в военном деле, стал приближенным штабс - ротмистра Чеченского полка Абдул-Межида Кужуева. Абдул-Межид Кужуев был нашим однотейповцем, человеком образованным, широкой души и кругозора. В 1893 году он окончил Александропольский учительский институт в Тифлисе, преподавал в Грозненской горской школе, был смотрителем Бардинского земского училища в Ставропольской губернии. Имея особую тягу к военному делу, в 1897 году Абдул-Межид, заканчивает Тифлисское пехотное юнкерское училище и быстро продвигается по службе. В русско-японской войне 1904-1905 гг. принимал участие, командуя чеченской сотней. За личный героизм был награжден орденом святой Анны 4 й степени с надписью «За храбрость». Как герой войны, 18 марта 1905 года Абдул Межид - Кужуев был принят императором России в Зимнем Дворце, когда проходило чествование отличившихся в боях людей. В июне 1916 года чеченская сотня, под командованием Абдул-Межида, своей внезапной атакой спасла находившийся в окружении 43 Охотский полк. При этом пало смертью героев много всадников сотни, в том числе сам командир полка, штабс - ротмистр А-М. Кужуев.
Тяжело раненного Абдул-Межида с поля боя вынес Махмуд и когда он умер, то тело его было доставлено на родину. Достоверно известно, что одним из сопровождавших Абдул-Межида на родину был Махмуд Керимов. Махмуд вручил брату погибшего кинжал, принадлежавший А-М. Кужуеву. Об этом знали старшие родственники Абдул-Межида, жившие в селении Джалка. По разным причинам факт не стал достоянием молодых. Это никоим образом не меняет суть дела. Но, как сказано в фильме «Белое солнце пустыни», за державу обидно. Обидно за чеченский народ, который так беспечно относиться к своей истории и к выдающимся личностям. Мы обязаны были хвататься за каждую информацию, обобщать, дополнять ее новыми сведениями, чтобы иметь полную картину о ком-либо, о чем-либо, касающегося прошлого. Каждую информацию, имеющую хоть какую-то ценность, следует аписывать.
При сегодняшнем нашем отношении к своей истории, неудивительно, что мы не знаем ничего о событиях, имевших место даже 50 лет назад. В 2001 году вышла в свет книга Исы Асхабова «Чеченское оружие», в ней автор отмечает, что Бейбулату Таймиеву во время переговоров в Тифлисе с наместником Кавказа, была подарена сабля Зульфакар иранского типа, изготовленная в Тифлисе. На ней имеется надпись: «Нет такого героя, как Али, и нет такой сабли, как Зульфакар». Далее И. Асхабов приводит слова: «Бей-Булатом сабля была подарена брату жены из рода айткхаллой по имени Керим. Сабля, как особая реликвия и память о Бей-Булате, потомками Керима, проживающими с середины 19 века в ауле Малые Атаги, передавалась по наследству от отца к сыну. Перед выселением народа (1944 г.) была спрятана в тайнике. Сабля является реликвией всего рода, хранящего память о Бей Булате и его двоюродном брате, не менее известном в народе - Мади Джаммирзе».
В 2010 году, осознавая ценность этой сабли для всего нашего народа, Иса Асхабов, от имени всех потомков Керима, подарил ее чеченскому национальному краеведческому историческому музею, где она ныне и храниться.
Отрадно сознавать, что владельцем этой сабли и человеком, спрятавшим ее, был наш отец, Асхабов Абдул-Рашид. По возвращении из ссылки он ее нашел, и она бережно хранилась нами всеми, но более всех, будущим автором указанной выше книги. Иса с малых лет готовил себя для изучения очень важной темы, оружейного промысла чеченцев, хотя специальностью по жизни избрал отцовскую, окончив Московский кооперативный институт. По милости Всевышнего, Исе Абдул-Рашидовичу и его сыну Хамзату, продолжателю дела отца, в последней своей книге, "Поиски утраченных реликвий", удалось увековечить имена чеченских мастеров, выявить большое количество кинжалов, шашек, изготовленных их руками. Одним из самых ценных своих достижений Иса и Хамзат Асхабовы считают то, что им, наряду с чеченским оружием, удалось найти и запечатлеть оружие мастеров братских народов Кавказа: грузин, дагестанцев, черкесов, хранящееся в частных коллекциях людей мира.
Работа, которую они проделали, не каждому по силам, ибо необходимо иметь человеческие и деловые качества, которые позволяют исследователям расположить к себе коллекционеров, осторожных до знакомств и чрезвычайно редко допускающих чужих людей к своим коллекциям.
В селении Новые Атаги проживает историк и краевед, член Союза Писателей ЧР и России, работавший главным специалистом-экспертом Архивного Управления ЧР, Вахит Бибулатов. Это один из редких представителей патриотов чеченцев, которому не безразлична история нашего народа. «Патриотов», голосящих на кухне под сытную еду у нас много, но совершенно недостает тех, кто аргументированно пишет и публикует свои изыскания. У Вахита Магометовича имеется десятки книг, статей, вышедшие в разных газетах и журналах нашей республики. Будучи разносторонне образованным, он пишет на разные темы. Все его публикации нужны народу, но особую ценность представляют статьи и поисковые работы по уточнению биографии национального героя Чечни Бейбулата Таймиева.
Многие десятилетия чеченским исследователям не удавалось узнать выходцем какого села был Бейбулат. Это не удивительно, доступ в архивы других городов нашим исследователям был ограничен, не оказывало нам поддержку и былое местное партийное руководство, не желавшее просвещения чеченцев. Без исследований архивов и музеев, свидетельств современников тех далеких событий, мало что возможно изучить и с уверенностью утверждать.
В ряду новых и бесценных находок о жизни Бейбулата Таймиева, есть наиболее значимые - это находка на старинном кладбище в селении Новые Атаги двух надгробных камней дочерей героя. Они, как и другие чурты, лежали под фундаментом былой конюшни, сооруженной после высылки чеченцев. Эта находка стала возможна благодаря усилиям местных патриотов и любителей истории, Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева, кадия села Хаджимурадова Ибрагима и самого Вахита Бибулатова. Несмотря на то, что чурты долго лежали под землей, Ибрагиму Хаджимурадову удалось их прочесть. Привожу надписи с этих чуртов: 1 –«Это могильный камень усопшей Дусри - дочери предводителя Дег1аста Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1296 г. по хиджре (1872 год)». 2 – «Усопшая Карха - дочь предводителя Дег1аста Бибулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1879 год)».
Житель села Магомед Яндарбаева утверждал, что лично видел на этом кладбище и надгробный камень (чурт), самого Бейбулата Таймиева. Когда спустя время он с группой лиц явился для дальнейших исследований, чурт на месте не оказался. Здесь велись сельхоз работы, возможно, он вновь оказался засыпан землей.
Кроме этих находок Вахиту стали доступны и документы допроса свидетелей убийства Бейбулата Таймиева. Я приведу вам фрагмент одного из этих документов, чтобы вы сами могли сделать выводы: - «Показания старшины Алхан Бек Мурзаева 1831 года сентября 23 дня в присутствии Следственной комиссии Джаргар Юрской старшина Алхан бек Мурзаев бывший при чеченском старшине Бей Булате Таймазове, показал: - Минувшего июля 14 числа сего года по выезде Бей Булата с Нового Аксая, следовавшего в дом свой находящийся в деревне Ватаги, я действительно проводить был его намерен до деревни Джар-гар Юрской ….на другой уже день я прибыл в Таш-Кичу, и там о происшествии объявил господину генерал от кавалерии и кавалеру Емануелю, по позволению коего я отыскавши арбу в деревне Новой Аксай, и тело было взято с места происшествия на другой того день, с коим тогда и отправлен прислужник в дом Бей Булата до деревни Ватагу. - Более же по делу сему я ничего не знаю, и более участников в нем никого не заметил, что справедливо показал в том и подписуюсь».
После этих обеих находок, в декабре 2010 года в газете «Вести Республики» появляется очередная статья Вахита Бибулатова, где приводиться документ, указанный мной, фотографии надмогильных памятников с переводами. Помимо всего этого В. Бибулатов опросил людей из тейпа билтой, наших односельчан. Их представитель Лема Ирисханов, на тот период проживавший в Грозном, пояснил, что по словам старших, Бейбулат Таймиев принадлежит к их родословной и что он сам потомок рода Бейбулата по линии его дяди Тайсы. Л. Ирисханов утверждал, что Бейбулат никак не мог быть похоронен вблизи с Илисхан-Юртом, потому что «по рассказам стариков, их предки включительно до Ирисхана, похоронены на старом лесном кладбище «Кешни-арц», что находится в урочище «Меза Iин» на юго-восточной окраине села Новые Атаги». Ирисхан, это дедушка Л. Ирисханова, участник 1 мировой войны в составе «Дикой дивизии», имевший боевые награды. В. Бибулатов,.«Славный Бейбулат, гроза Кавказа» газета «Вести Республики» от 7.08. 2008 года.
Итак, обобщим все вышеизложенное о Бейбулате Таймиеве. Первая новая информация о Бейбулате появляется в 2001 году в книге И. Асхабова. Далее целый рад статей В. Бибулатова выходят в 2007–2008 годах. Наиболее ценное открытие, это найденные в Новых Атагах надгробные камни обеих дочерей героя - тоже опубликовано в местных газетах. Опубликован документ допроса свидетелей убийства Б. Таймиева, где сказано, что тело отвезли в дом убитого в деревню Ватаги. Как вы думаете, каким образом поступили организации по долгу службы обязанные заниматься этими вопросами? Абсолютное игнорирование. Никто не пошевелился и не ударил палец о палец. Уверен они даже не читали ни книгу, ни статьи. У нас некоторые ученые мужи заняты чтением только своих трудов, работы остальных, на их взгляд, не стоят внимания, поскольку истиной владеют они - «дорогие и любимые» самими собою. Обидно, что не пожелали поехать и проверить найденные надгробные камни: подтвердить или опровергнуть их достоверность. Обидно, что кроме 5–6 энтузиастов, безразличие к своей истории проявила и сельская администрация, сельская интеллигенция, лица, работающие в госаппарате. Это же прямая обязанность и человеческий долг их.
С момента нахождения чуртов прошло порядка 15 лет, они так и лежат под открытым небом, словно ненужный хлам у ленивых хозяев. По одним из них проезжал трактор, ломая и уродуя, в том числе и по чурту дочери Бейбулата. Как можно подобным образом относиться к своей истории. А ведь это наши прадеды и наши прабабушки, это история многострадального народа Нохчи, до которого, как видим из реалий, мало дела ведомствам, в чьи обязанности входит вопрос изучения и освещения ее истории.
Вряд ли мои следующие откровения будут новостью для некоторых. Надгробные памятники до сих пор лежат под фундаментами чеченских домов и сараев, построенных после нашего выселения. Даже делая ремонты и новые строения, они не убраны и не установлены на кладбище. Для этого не обязательно иметь команду от вышестоящего начальства, для этого достаточно просто быть человеком. Но раз мы такие несмышленые, нас обязаны были учить руководители религиозных организаций села, республики. С таким отношением к ранее жившим нашим братьям и сестрам, мы еще пытаемся вопрошать, почему на нас свалились земные невзгоды. Я ранее писал, что нам следует брать пример у еврейского народа, у которого имеются письменные источники о событиях, что случались с ними на протяжении всех 5782 лет их истории. Но для начала нам следует быть такими же образованными как они, отдавать предпочтения учебе и ученым мужам.
Что касается названия села Ватаги в материалах допроса. Откуда безграмотные солдаты того периода могли знать, как правильно назывались чеченские села. Отсюда и ошибка, хотя отдели от названия села букву «В» получиться «В Атаги». Это же элементарно и само собой напрашивающийся вывод. Казалось бы, что еще надо, чтобы научные работники заинтересовались публикацией в республиканских газетах и попытались расставить точки над темными пятнами в биографии народного героя. Все факты, чтобы признать принадлежность Бейбулата Таймиева жителем Новых Атагов налицо. Ученым мужам из академии наук даже трудиться не надо, за них все сделали энтузиасты, любители старины и просто патриоты народа. Почему мы беспечны, когда дело касается истории родного этноса? Почему интеллигенция народа, у которого исказили все древнее прошлое, уничтожили памятники культуры, сожгли письменные источники, такая беспечная? Почему безразличных к своей истории лиц не призовут к ответу, не заменять молодыми, жаждущими открытий патриотами вместо обросших мхом сидельцев мягких кресел?
Вы надеюсь, понимаете, что у жителей Новых Атагов не прибавиться и не убавиться ничего от того, признают или не признают факт, что Бейбулат Таймиев был выходцем из данного села. Но отрицание этого, при наличии таких веских аргументов, вызывает недоумение. Это неуважение, как к личности героя, так и в целом к истории собственного народа. Неужели нам недостаточно того, что у нас украли многовековую историю, чтобы обладать умом самим не совершать явные ошибки. Приходиться удивляться то ли смелости, то ли глупости некоторых «исследователей», сознательно подтасовывающих факты, полагая, что он и его писанина, есть истина последней инстанции. Необъективный подход к вопросам истории тоже вносят свою лепту в раскол общества. Наконец, это противоречит исламу, требующему говорить только правду, совершать только праведные дела. В конечном итоге подрывается национальное единство и сплоченность.
В последние десятилетия, в связи с войнами и разладом в чеченской среде, мы утратили осознание принадлежности к народу Нохчи, что грела сердца наших старших и давала им силы для противостояния врагам. Мне не дадут соврать мои ровесники, она была в сердцах многих наших сверстников. Уверен, патриотизм и национальная идея присущи и части нашей молодежи, но усилиями врагов, в том числе и внутренних, ее подрывают разделив нас по территориальности, по тейпам, по вирдам. Никто и ничто не должно быть выше интересов народа. Только осознав это, мы можем встать на путь возрождения. Старшее поколение наше веками испытывали войной. Выдвигаемые на должности безграмотные и бесхребетные чеченцы (или чеченоговорящие), желая угодить тем, кто их выдвинул, не менее вредили своему этносу, чем пришлые. Постоянное давление на наш народ более многочисленными соседями и беспечное отношение друг ко другу, длящееся из поколения в поколение, послужило дроблению нахского этноса. Продвигаясь от Ближнего Востока к нынешним местам обитания, от нас везде отслаивалась значительная часть наших людей, позже ассимилировались среди местного населения. Последний и самый яркий пример этому Грузия, где от нас отпали тушины, бацбийцы и другие Нахские племена, ставшие грузинами. Мои слова не должны ранить уважаемых мною и всем чеченским народом грузин, потому что мы близкородственные люди и останемся таковыми. Не буду оригинальным, если выражу мнение многих чеченцев: грузинский народ, по совершенно необъяснимым мотивам, на уровне генетики, является одним из близких для нас народов на земле. Участь раствориться среди грузин могла ожидать и часть чеченцев-кистинцев, если бы не усилия их старших по сохранению языка и религии своего народа. Как пишет этнограф, историк, автор многих публикаций о своем народе, Хасуха Хангошвили, ныне живущий в селе Дуиси (Дуй Юрт), некоторые кистинцы в те далекие годы приняли христианство, но не придерживались его заповедей. В то же время все годы проживания в Грузии кистинцы и грузины жили дружно, и никто не препятствовал кистинцам исповедовать свою религию, говорить на своем языке. Сегодня ничто и никто не мешает нашим народам проводить совместные встречи и в Грузии и на земле предков в Чечне. Не требуется много ума, чтобы видеть как они нужны обеим сторонам, сколько пользы они могли бы принести нашему народу, особенно молодежи. Но пока об этом проходиться мечтать и сожалеть, что их нет.
Чеченский народ, после долгих потрясений последних лет, имеет возможность встать на путь созидания и прогресса. У нас появился прекрасный город для сегодняшней молодежи, есть возможность учиться и жить, принося пользу республике и населению. В городе уютно и безопасно ныне живущей молодежи, выросшей на войнах, на насилии, на разрухе. Но чтобы все наши добрые устремления были возможны, и чтобы Всевышний Аллах содействовал в этих устремлениях, нам следует возлюбить друг друга и научиться жить как самые близкие люди. Без воспитания человека в духе наших лучших традиций, все бесполезно, ибо самым главным в звене созидания, является человек.
Республика Нохчичо, это как родительский дом, он должен быть фундаментом единения всей нации, фундаментом благополучия всех Нохчи, живущих в России, на Ближнем Востоке, Европе, Скандинавских странах, Америке, Грузии. Улучшая жизнь по месту нашего фактического нахождения, налаживая добрые отношения со всеми соседними народами, мы должны содействовать своим ближним, живущим на исторической родине. Где бы мы ни находились, мы обязаны совершать дела, укрепляющие наше единство и дружбу, помогать друг другу во всех благих делах. Увы! Сегодня обо всем этом можно мечтать и надеется, что наступят лучшие времена. Дай Аллах чтобы все наши благие желания сбывались


Рецензии