Касьян и Хитто

Во Всеволожском районе есть деревня Хиттолово. О происхождении её названия я записал различные сведения, переработав их в сказку. Интересно, что в русских источниках встречается название Гитола, что понятно: ведь русскому языку не свойственно удвоение согласных в корне.

Сказывают, что жил в этих местах жестянщик-самоучка Касьян. Не по наследству ремесло перенял, а сам научился, у заезжих ремесленников, хотел родителям помочь. Да только не повезло ему с родителями. Мало того, что бедные они были. Отец у него был телом силён, да духом слаб. А мать – та баба, которая чёрта свалит, а мужика под себя запросто прогнёт, да делать ничего не любила, любила кричать, что она старая да больная, а чуть что не так, как ей хотелось, так сыну грозила: «Бога не гневи!»

Сам Касьян был из тех, что «своему отцу не хотел покориться и матери поклониться, а хотел жить, как ему любо». Тяжко ему это было выслушивать. Думал, женился бы, поправил дела, да только девушки боялись его властной матери. Вот и из года в год одно и то же было для него: досада, заботы да родительские попрёки.

И однажды, когда мать снова высказала ему: «Бог нам не даёт достатка, потому что тобой недоволен», не выдержал Касьян, вскипел, сорвал с себя нательный крест да ногами потоптал его.

Рассердились родители и выгнали сына. Пошёл он, а дорога сама его вела. И пришёл он к огромному камню, о котором слухи по округе нехорошие ходили. Посмотрел Касьян и видит: сидит на камне не то человек, не то ещё кто-то.

- Кто бы ты ни был, доброго дня тебе, хозяин этих мест, - сказал Касьян.

- И тебе дня доброго, - ответил незнакомец, - А ты кто таков и зачем пожаловал?

- Касьян я, жестянщик, хотя – не все руки от скуки, а пришёл я просто, потому что дорога привела меня, родители рассердились и из дома прогнали.

- А я Хитто, можешь меня ещё лешим звать, хотя не только лес мне подвластен, а здешние места, что ещё люди не обжили. Пойдём со мной!

«Нет мне дороги назад, - решил Касьян – пойду за ним». И пошёл. Привёл его Хитто в свою землянку. Пришли они.

- Поработай у меня три дня, - сказал Хитто – Что скажу, то и делай. А коли исправно всё делать будешь – проси потом, что пожелаешь.

Согласился Касьян. Три дня провёл он у Хитто. Всё что в непорядке – прибрал, всё что сломано – починил. А под конец попросил:

- Хотел бы я вернуться домой, да жить, как мне хочется, трудиться на пользу людям да на радость себе и ничьих попрёков не выслушивать.

- Быть посему! – ответил Хитто, и Касьян увидел, что он стоит у того же камня на дороге, приведшей его сюда, а Хитто исчез. Сунул Касьян руки в карманы, а там полно серебряных монет! Пошёл Касьян по той же дороге, да только обратно. Пришёл он в родную деревню, а все как-то странно на него смотрят. Ведь не три дня, как оказалось, а три года провёл он у Хитто. Узнал он, что родителям без него стало совсем худо, да и пошёл к ним, и всё как есть, рассказал.

Увидела мать серебряные монеты, загорелись у неё глаза, растрясла она и отца, собрались они, поспешили по той самой дороге к камню, да назад не вернулись. Не в долге растерзанными их нашли, и так страшно, что гробы на их похоронах не открывали.

А Касьян зажил без родителей много лучше, чем при них, дом поправил, двор обставил, вскоре женился, вот только креста впредь не носил и в церковь никогда не ходил и домашним не велел. А когда через много лет избрали его местным старостой на сходе, так он велел все эти места Хиттолово величать.


Рецензии