Проблема, которой как будто нет
Передо мной одна из первых книг по этой теме "Эстетика поведения", Москва, 1965 год. Основная мысль этой книги: "Старые правила нам не подходят, а новых, научно разработанных, у нас нет". В прошлые века были очень распространены всякие "Правила хорошего тона", "Учебники изящных манер", но социальные отношения настолько изменились, что многие из этих правил читать смешно. "Но если правила прошлого века устарели, то ведь и создавались они не для нас, а для своего времени".
Вернемся в настоящее время. Рассмотрим одну из наиболее острых этических проблем: как обращаться к незнакомым людям. Информацию теперь ищем в интернете. Но эту проблему называют неактуальной. "Нет запроса в обществе": говорится в одном из немногих видео.
А я с этой проблемой сталкиваюсь ежедневно. Незнакомые люди в общественных местах не знают, как ко мне обращаться, говорят: "Девушка". Но я не девушка, это звучит насмешливо. Когда звоню в учреждения, спрашивают, как к вам обращаться? Но я не хочу, чтобы незнакомые люди называли меня по имени.
Нашла передачу на эту тему "Как правильно обращаться к незнакомым людям" (Православный канал "Союз", 2013 год). Мнение преподавателя риторики и стилистики русского языка И.Т.Ветровой. Она признает наличие данной коммуникаторной проблемы (иногда обращаются хамски "красная куртка"...) И приходит к выводу, что лучше обращаться "мужчина", женщина" или так, как рекомендуют справочники, то есть косвенные обращения. Например, "извините пожалуйста...", "будьте добры...".
Но как быть, если человек стоит спиной, как окликнуть незнакомца? Приводится пример, что в одном магазине начальство приказало обращаться ко всем "девушка".
В итоге ученые пришли к выводу, что язык должен сам выработать обращение. Я с этим не согласна. Десятилетиями люди будут придумывать, кто во что горазд и обижаться и друг на друга и на ситуацию.
Почему нельзя вернуться к таким обращениям как "сударь" и "сударыня"? Эти слова можно использовать в поликлинике, магазине, транспорте, любом государственном учреждении... Ведь не "госпожа" же стоит в очереди, не "мадам"!
Но для этого нужно законодательное решение и всеобщее обсуждение во всех центральных СМИ. Передача, о которой я написала набрала всего 7 просмотров.
Свидетельство о публикации №225042300924