Куда уехал цирк

Начиная с 1827 года в сквере перед южным фасадом Михайловского замка у Симеоновского моста Санкт-Петербурга находился деревянный цирк Турнера, просуществовавший до 1842 года, когда из-за ветхости его разобрали.
В 1864 году в Петербург прибыл конный цирк Карла Гинне, который разместился в деревянном здании, построенном ранее для Лоры Бассен. Век деревянных зданий как известно недолог, и в 1867 году директор труппы наездников Карл Гинне  исходатайствовал Высочайшее разрешение на постройку в Санкт-Петербурге деревянного цирка на площади Михайловского манежа. По соглашению с городской Думой, это место ему было уступлено за ежегодную арендную плату сроком на пять лет. Проект цирка составлен по наброскам и описаниям г-на Гинне архитектором П. П. Межуевым, который уговорил принять участие в исполнении работ известного инженера Р. Бернгардта в качестве руководителя конструктивной частью постройки, а сам Межуев взялся решать все вопросы за главного архитектора проекта. 
Срок исполнения работ был установлен крайне сжатым — на всю постройку отводилось  семь недель, с первых дней ноября по 25 декабря того же 1867 года.
Здание цирка, которое получилось лаконичным, но не примитивным, представлена на чертежах фасада, разреза и плана.      
По описанию Р. Бернгардта в первом январском номере журнале «Зодчий» за 1872 год, наружные и внутренние стены всех теплых помещений, даже и тех, которые находились под самыми стропилами средней крыши, были срублены из кокор, т.е. комлевых частей  стволов хвойных пород.
В качестве оснований для стен использовались деревянные стулья, так как в зимний период устройство каменного фундамент представляло существенную проблему с учетом сжатых сроков сооружения цирка; постройка носила временный характер. Двенадцать главных опор цирка были врыты на два с половиной аршина в землю, основаны на крестовых лежнях, от которых шли раскосы к самой опоре. Конструкция средней крыши и размеры стропил были определены на основании инженерных расчетов. Распор стропил был скомпенсирован размещением вокруг 12-ти опор двух железных обручей. В целях снижения теплоотдачи кровли между стропилами устроен подбор из 2 с половиной досок, покрытый слоем хорошего войлока, засыпанный слоем древесных опилок, толщиной в 1 вершок. Стропила были снизу и сверху обшиты досками, а сверху под толевое покрытие. Время показало, что этот бюджетный способ строительства в целом оказался удовлетворительным. Диаметр арены выполнены стандартным — в 47 футов, ибо отступление от установленных размеров представлялось крайне неудобном и даже опасным для наездников и лошадей.
Главная часть строения нагревалась печами по системе Крелля; гардеробные и другие служебные помещения — обыкновенными временными печами. Цирк освещался газом, а на случай пожара была проведена вода и устроены пожарные краны. Стоимость всей постройки составила 37000 рублей.
Труппа Гинне по контракту выступала в цирке до 1871 года, а в 1872 году Гаэтано Чинизелли получил от тестя это здание в свое владение за символическую сумму, хотя еще несколько лет цирк носил имя Гинне. Тогда уже зародился план строительства каменного цирка в центре города вблизи императорской резиденции, что было весьма непросто, но это совсем другая история.

#Цирк #Петербург #Гинне #Межуев #Бернгардт 

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии