То, что помнится. Мои любимые Грачи

Мои любимые «Грачи»


Ну вот, память моя прилетела и к вам, любимые мои «Грачи». Спасибо, что вы были в моей судьбе, за то, что дали невероятное счастье творить с вами на сцене, перевоплощаться каждый раз в новых героев, по-иному чувствовать, думать, жить!
Театрализованные постановки в библиотеке были и до официального появления «Грачей». Традиционные капустники к 8 марта и Новому году существовали в библиотеке всегда, по крайней мере задолго до моего появления в Ленинке. К одному из них мы с Галей Лахмаковой подготовили пародийный хореографический номер «Умирающий лебедь»: я выступил в роли лебедя, Галя – хореографа. Из старой шторы-маркизы, некогда украшавшей старый актовый зал, соорудили балетную пачку, на голову водрузили тюрбан из полотенца. Завершали костюм «лебедя» кеды и обрезанные до колена красные спортивные штаны с лампасами. Номер был встречен овацией, а руководство библиотеки подарило «лебедю» бутылочку импортного ликёра.
Вечера, посвящённые творчеству писателей, тоже проходили в театрализованной форме. Рита Шимко решила, что я похож на многих известных писателей. В результате мной сыграны и Янка Купала, и Михаил Афанасьевич Булгакова, и Антон Павлович Чехов, и Фёдор Иванович Тютчев.
Оригинальных спектаклей было поставлено немало. Сначала их режиссировали Рита и Лена Кузнецова, Вера Реутская, а потом Сергей Поздняк и Дмитрий Байков.
Если память позволит, попытаюсь вспомнить каждый из них.
«Образ, бережно хранимый». Это спектакль, с которого начинается отчёт истории «Грачей». 1999 год. Так как в то время мужчин в библиотеке было раз-два и обчёлся, мужские роли играли девушки-библиотекари. Пушкина сыграла сама Рита, лицеистов – Ольга Невейкова и Светлана Дулуб.  Роль Натали Гончаровой исполнила Марина Горбачёва. А ваш покорный слуга воплотил несколько образов – Дантеса, Геккерна и графа Воронцова.
«Сказка о Федоте-стрельце». Одна из первых постановок «Грачей». Царя в ней сыграла Ирина Александровна Жиженко, нянечку – Людмила Якуш, царевну – Галя Лахмакова. Не могу вспомнить, кто сыграл главного героя, Федота. Возможно я, но это не точно. Но в памяти осталась доверенная мне роль посла людоедского племени, для которой я надел чёрное облегающее трико, на голову – чёрный чулок. Довершили образ бусы на шее и кольцо в носу.
«Иван Васильевич меняет профессию». Это вольная, пародийная постановка по известному фильму Л. Гайдая. Режиссёра Якина сыграла Рита Шимко, а я – Ивана Васильевича.
«Кавардак» -  авторская пьеса Елены Кузнецовой и Риты Шимко, которую они потом переделали в сценарий и с ним заняли одно из призовых мест на республиканском конкурсе киносценариев молодёжной тематики.  Сюжет комедии не затейлив. В предновогодние дни библиотекарь Эля (Е. Кузнецова) со своими подругами готовит праздничный стол и ждёт возвращения своего Морозова-Отморозова (Ю.Рачинский). Происходит немало курьёзов, характерных для комедии. Мне была доверена колоритная роль бравого сантехника, бывшего капитана дальнего плавания.
 Поставили мы и две пьесы Шварца - «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». В «чуде» Юра Рачинский сыграл медведя, в «Мюнхгаузене» - сына Якобины (Р.Шимко), которую Мюнхгаузен (Денис Михайлов) «бросил с офицером». Роль чудаковатого герцога, который увлекался шитьём, исполнил я.
«Летучая мышь» - первая и единственная постановка «Грачами» оперетты. Её мы представили публике накануне Нового года. Я сыграл как мог роль прокурора, жена которого учит дочку «стрэльбе глазами».
Не могли обойти своим вниманием популярный фильм «День радио». Очень радовались, когда зрительский зал взрывался смехом. Я сыграл одного из радиоведущих – Макса. Самые бурные взрывы смеха достались сцене, где рассказывалось о редких животных.
«Не шутите с библиодамами» - постановка, сделанная Верой Реутской, пришедшей в библиотеку  из областного драматического театра. За основу спектакля взята моя первая комедийная пьеса «Призрак библиотеки», написанная на основе почти реальных событий. Главного героя методиста Жорика, прототипом которого был я, блистательно сыграл Юрий Рачинский. Нам с Олей Голенко досталось по две роли – сыграли две колоритные парочки: уборщиц Шерочку и Машерочку (моя героиня получилась очень похожей по характеру на Дафну из любимого фильма «В джазе только девушки») и тайных агентов Скалдера и Малли.
«Всем смертям назло». Очень сильный и трогательный спектакль военной тематики. До сих пор помнится история двух молодых людей, чьи судьбы покалечила судьба – солдата (Ю.Рачинский) и санитарки (О.Голенко). Не мог сдержать слёзы, когда они расставались, договариваясь встретиться после победы, а потом закадровый голос сообщал, что они больше не встретились, погибнув в жестоком горниле войны. А могли бы счастливо жить, любить, рожать детей, если бы не проклятая война.
«Игра об Уильяме Шекспире». Ещё одна оригинальная постановка Риты и Лены по одноименной книге Ильи Гилилова, в которой обыгрывалась версия о том, кем же были на самом Шекспир и его муза. Спектакль, в котором девушки рискнули (и не прогадали!) использовать музыку группы «Ночные снайперы», всего три актёра, среди которых был и ваш покорный слуга, сыгравший (простите за тавтологию) слугу.
Через десяток лет вспомнили об этой постановке, когда готовились к Библионочи, получившей название «Чисто английская ночь». В новой версии спектакля блестяще сыграли Юрий Рачинский, Ирина Студнева и Сергей Голомзик.
«Осколки Серебряного века» - спектакль о литераторах начала двадцатого века. Мне досталась роль Чехова с его любовной историей с Лидией (Ликой) Мизиновой.
«Мнимый больной» - единственная из пьес Мольера, поставленная «Грачами». Я сыграл главную роль – Аргана.
«По столбовой дороге в Диканьку» - постановка, в которой, благодаря фантазии Лены и Риты, сплелись биография Гоголя и отрывки из его произведений. Юра Рачинский и Ира Студнева гениально сыграли противостоящих Чёрта и Ангела, будущий директор библиотеки (в то время, кажется, заведующая отделом библиотековедения) Марина Рафеева – мать юного Гоголя, а самого Николая Васильевича – читатель Евгений Кухарев. Я же исполнил роли нескольких гоголевских героев.
 Пьеса «История одного преступления» всем широко известна благодаря блестящей экранизации – фильму «Ищите женщину». Елена Кузнецова призналась, что давно мечтал сыграть секретаршу мэтра Рошэ (его сыграл я!) Алису Постик.  У неё получился прекрасный дуэт с Денисом Михайловым (инспектор Гранден). Роль обаятельного злодея Робера де Шаранса блистательно исполнил Юрий Рачинский, а жену мэтра Рошэ – Марина Рафеева.
В этой постановке с ролью машинистки Виржинии Ренуар, а также в «Кавардаке» с ролью ревнивой жены, Маргариты в театрализованной постановке по М. Булгакову удачно справилась Вероника Костюкевич.
«Оскар и Розовая Дама» - третья работа в дуэте Елены Кузнецовой и Дениса Михайлова. Они сами поставили и сыграли главные роли в спектакле по мотивам известной книги Эрика-Эмманюэля Шмитта. Спектакль получился невероятной силы. На областном конкурсе самодеятельных театров Лена и Денис получили, если не ошибаюсь, приз за лучшее воплощение зарубежной драматургии. Много лет спустя пьеса во второй раз была поставлена новым составом «Грачей».
«Планета Фаина Раневская» - пьеса, написанная пришедшим в библиотеку искусствоведом Олегом Ананьевым (позже он стал одним из заместителей Валентины Петровны, организатором картинной галереи в библиотеке, инициатором «Сиреневых вечеров» и многих интересных проектов). Это первая постановка пришедшего в «Грачи» режиссёром Сергея Сергеевича Поздняка. В роли Раневской автору пьесы и режиссёры виделась только одна кандидатура – Риты Шимко. Её пришлось долго уговаривать, потому как Рита ссылалась на слабое здоровье. И уговорили!  Её любимого Пушкина сыграл Илья Верховодко, ангела – Юрий Рачинский, Анну Ахматову – Зоя Кулиш, Янину Жеймо – Светлана Крылова, я – кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, две роли (одна из них – Сталина) – Сергей Голомзик.
Спектаклем был впечатлён тогдашний директор Фундаментальной библиотеки БГУ Пётр Михайлович Лапо. И «Грачи» были приглашены в Минск! Первая гастроль театра состоялась в актовом зале института журналистики на Кальварийской. Благодаря великолепной организационной работе Петра Михайловича в огромном зале наблюдался аншлаг, а среди зрителей мы могли различить знакомые лица коллег из разных библиотек столицы.
«Мой Пушкин» - постановка Сергея Поздняка по книге Марины Цветаевой. Диву даюсь, как Ирина Студнева, которой досталась роль Цветаевой, смогла запомнить, переосмыслить большой объём текста и потрясающе сыграть гениальную поэтессу. За эту постановку «Грачи» получили гран-при конкурса народных любительских театров, Ирина – приз за лучшую женскую роль, а Юрий Рачинский – за лучшую мужскую (он сыграл Онегина).
Мне часто кажется, что нет такой роли, которую не смогла бы осилить Ирина! Сильная актриса, чудом оказавшаяся в библиотеке!
«Живая память моей семьи” – инсценированные страницы книги с одноименным названием. В постановке мне посчастливилось сыграть две роли – солдата, потерявшего после ранения зрение, и командира партизанского отряда. Обе роли – самые значимые в моей актёрской судьбе. В сцене в госпитале со мной великолепно сыграли Зоя Кулиш (медсестра) и Вячеслав Морозов (солдат). Моим потрасающим партнёром в сцене в партизанским отряде стал Николай Скинтиян, очень тонкий органичный актёр.
(Отступление. Однажды в библиотеке проходило какое-то мероприятие, на котором Коля играл Гамлета. Присутствовавшая в зрительном зале директор Гомельского областного драматического театра Ирина Васильевна Пыркова, потрясённая актёрской работой Николая, призналась, что актёр такого уровня должен играть на профессиональной сцене!)
В «Живой памяти моей семьи” Николай сыграл юного героя Бориса Царикова. Память моя сохранила ощущение от работы в партнёрстве с Колей. Когда я называл сценического Борю Царикова сыном, подходил к Коле и клал руки на плечи, чувствовал, как они дрожат – то ли от драматичности момента, то ли от потрясающей органики актёра.
В Новозыбкове на международном театральном фестивале “Славянский перекрёсток” спектакль получил приз за лучшее воплощение военной тематики.

«Далёкий дивный свет» - самый главный спектакль в моей жизни. И не только потому, что поставлен по моей пьесе. Он – реквием по моей малой родине, пострадавшей от аварии на Чернбыльской АЭС, по родителям и односельчанам. Безмерно благодарен Сергею Поздняку и всем актёрам, поднявшую тему на очень высокий уровень. Спасибо сердечное  Юрию Рачинскому (Максим), Ирине Студневой и Светлане Крыловой (Лиля), Зое Кулиш (Валентина), Ольге Крячковой (Савуниха), Ирине Рыдкиной (Савенчиха), Галине Ежовой (Жориха), Сергею Голомзику (Шкирдюк), Наталье Тесёлкиной (Анька), Николаю Скинтияну (Шурик-“кореспондент”), Олегу Ананьеву (дед Сергей) и Евгению  Кухареву (Андрей).
Спектакль на театральном фестивале в Новозыбкове был замечен жюри, и “Грачи”  получили приз за лучший актёрский ансамбль, а Светлана Крылова – за лучшую женскую роль.
«Чорная панна Нясвіжа» -  последний мой спектакль в “Грачах”, в котором сыграл брата Барбары Радзивилл. Последний потому, что вскоре я покинул библиотеку и Гомель. Спектакль, поставленный Дмитрием Байковым, получился ярким, успешным. Его мы показывали не только на сцене библиотеки, но и в белой гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей, где проходила Ночь музеев.
… Когда прощался с любимой библиотекой и любимым Гомелем, ко мне подошла Зоя Кулиш и подарила фотоколлаж из тех спектаклей и капустников, где мы с ней играли в паре. В капустниках чаще всего изображали семейную пару. Зоя, ты тоже не забудешь слова, которые мы говорили друг другу, глядя в глаза: “Ты – моё солнце! - А ты – моя звезда!”?
Есть в моём домашнем архиве и небольшой фотоальбом, который задолго до Зои подарили Рита и Лена. В нём – фото наших спектаклей, в том числе и эпохальный пушкинский, с которого начинался наш бибиотечный театр, единственный в Беларуси.
Дорогие мои “Грачи”, я люблю вас и скучаю по тем временам, когда наслаждался работой  с вами, роскошью человеческого и профессионального общения! Спасибо вам за яркий след в моём сердце и жизни!


Рецензии