Всё бывает однажды
Конечно, обойти всю коллекцию картин Пикассо, которая занимает на престижной улице Монткада пять средневековых особняков барселонской знати XII-XVI веков, было невозможно, и Александра, воспользовавшись путеводителем по экспозиции, методично выискивала лишь те картин, которые считаются шедеврами музея. Она не была почитательницей творчества Пикассо не только потому, что его творческий метод не был близок её мировоззрению, но ещё и потому, что хорошо помнила историю любви Пикассо и его русской жены Ольги Хохловой – красавицы и известной балерины. Эта история в своё время потрясла её своим драматизмом. Пикассо долго добивался благосклонности Ольги, но, женившись, не смог понять её тоски по родине, результатом чего была измена Пикассо, а также депрессия, болезнь а потом и смерть Ольги. Но что больше всего потрясло Александру, - это проявление в его картинах крайней жестокости по отношению к Ольге. Если его произведения первых лет жизни с ней свидетельствуют о глубоком проникновении художника в её духовный мир и желании подчеркнуть её красоту и неординарность, то в период измен мужа и истерик жены картины Пикассо отличает растущая ненависть и жестокость к Ольге: на полотнах она предстаёт в обезображенном, уродливом виде. В картину «Обнаженная в красном кресле» он вложил все свои негативные чувства к жене: изломанные конечности, раскрытый в агонии рот… То же чувство прослеживается и в картинах Пикассо «Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)» и «Женщина в шляпе (Ольга)». В отличие от первой картины, где имя жены не обозначено, в этих двух оно уже есть. Не имея возможности убрать Ольгу из своей жизни, Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину, которую с такой любовью изобразил в другом кресле всего десять лет назад на картине «Портрет Ольги в кресле». Александру шокировал тот факт, что Пикассо публично демонстрировал своё отношение к Ольге, не щадя её чувств и не обращая внимания на общественный резонанс.
После просмотра этих картин Александра, погружённая в тяжелые размышления, зашла в знакомый ей ресторан. «Этот ресторан все время встает на моем пути», - подумала она. Народу было мало, и она, заказав что-то из горячих закусок, вытащила из сумочки свой блокнот. Но мысли путались, а настроение не располагало писать: слишком сильное впечатление произвело посещение музея. Александра положила ручку, взяла стакан с лимонадом и подняла голову: недалеко от неё стоял и улыбался тот самый мужчина, который вчера попросил разрешения сесть за её столик. Целая гамма чувств охватила Александру, казалось, она не способна была контролировать своё обмякшее тело, руки её ослабли, и стакан упал на пол. Мужчина быстрым движением подскочил, чтобы поднять стакан, Александра тоже потянулась к нему, и руки их соприкоснулись. Александра почувствовала, как будто электрический ток пробежал по всему её телу. Она подняла глаза и встретилась с ним взглядом. Ей показалось, что этот взгляд примагничивает её, и оторваться от него было невозможно. Они вернулись в реальность только тогда, когда официант пришел с тряпкой, чтобы вытереть стол…
Что-то похожее Александра уже переживала в своей жизни. И сейчас это пронеслось в её голове со скоростью молнии.
«Память высвечивает отдельные моменты: голос экскурсовода, слабый гул толпы, картины, и вдруг – мгновенное прикосновение к моей руке его руки, и – как взрыв, как электрический ток! По всему телу разливаются горячие потоки, невозможно сдвинуться с места, и кажется, будто никого нет кругом – только мы… руки, только руки – ладонь к ладони…».
Официант вытер воду и принес другой стакан. Этьен попросил разрешения сесть за столик Александры и спросил, не хочет ли она еще лимонада. Её замешательство было очевидно: она не ответила ему. Этьен повторил вопрос и представился: «Этьен», - и протянул руку. «О Боже! - воскликнула она, словно очнувшись, - Александра». Она тоже протянула ему руку, и опять её пронзило щемящее чувство радости…
Некоторое время они молча смотрели друг на друга, а сердца их бились сильнее обычного. После воды был заказан кофе, после кофе – опять вода, время шло, а они не хотели уходить, погружаясь в иной мир, где господствовала любовь… С первого взгляда… Может быть, о любви говорить было рано, но им обоим казалось, что теперь жить друг без друга они не смогут.
Взгляд Этьена упал на часы: ему надо идти. Александра занервничала: куда он спешит? Этьен отгадал её мысли: «На работу», - сказал он.
После встречи в тапасной Александра весь вечер провела в возбужденном состоянии, вспоминая то, о чём они говорили с Этьеном. И, хотя в их словах не было ничего особенного, ей казалось, что сказанное им имело какой-то очень важный смысл.
В эту ночь Александра опять летала…
«Я летаю! Раскинув руки-крылья, я парю над землей, а подо мной голубая лента реки и зелень прибрежного леса. Я почти не напрягаю тело, но земля словно сама движется мне навстречу. Меня охватывает радостное томление и восторг от волшебных ощущений полета на высоте…».
Этот сон она видела и раньше, когда, после неудачного брака с Даниилом встретила взрослого, состоявшегося мужчину и, окрыленная стабильностью и его любовью, не раздумывая, вышла за него замуж. Она тогда не задавалась вопросом, любит ли она его, ей, еще вчерашней студентке, было хорошо под крылышком заботливого мужа, который решал все проблемы. С ним было все, о чем может мечтать каждая женщина: шикарная квартира в центре Москвы, домик на берегу моря, полный сейф денег… Но через восемь месяцев Александра решила, что не может, не хочет, не будет, не должна! Не любит она его! И просто ушла, не взяв ничего, кроме своего компьютера и велосипеда. Она поняла, что быть «за мужем» - это совсем не то, что ей нужно для настоящего счастья.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225042401204