Гиперборея или, как я стал археологом, часть III
Другим опытом копания в земле был поиск пороха в одном тайном, но известном всем мальчишкам нашего посёлка, месте. Когда – то, во время войны здесь было закопано несколько ящиков крупного, в виде гранул, пороха. Мы в этом месте выкопали яму два на два метра и метра полтора в глубину, (прямо настоящий раскоп) доставали порох и делали из него ракетки. Просто заворачивали порошину в фольгу от конфетки, носик с одной стороны сворачивали, а с другой стороны - поджигали. Такая ракетка с пороховым двигателем могла лететь метров на десять. Иногда она залетала к нам в штаны.
Ну и, конечно, кто из пацанов не копал червяков для рыбалки? Так, что землёй меня не испугаешь.
Но в тот день, когда мы вступили на благословенную Кольскую землю, никто из нас не думал о работе. В головах сидела одна и та же мысль: Лечь и отоспаться! Но, не тут –то было. Нас встречали, правда без оркестра, но достаточно шумно. Пришли все свободные от работы члены нашего отряда. Всего набралось человек шесть и две местные лохматые собаки. Нашего начальника всё ещё допрашивали погранцы, а мы уже успели со всеми перезнакомиться и подружиться, особенно с собаками. Было достаточно тепло, я нежился на солнышке и задавал себе вопрос: Доплыл бы я до берега, если бы тот парень – погранец не схватил бы меня за штаны? Однозначного ответа я не находил и, вскоре, совсем перестал об этом думать. Но местные, те, которые из наших, уже были в курсе и с любопытством на меня поглядывали.
Наконец появился наш начальник и, с радостью сообщил, что всем нам, включая и меня – беглеца разрешено здесь жить и работать в течении девяноста дней.
- Тебе сильно повезло, старик – сказал вполне серьёзно Володька. А ведь могли и пристрелить при попытке к бегству. Учти граница рядом, но она должна быть на замке.
Наконец мы собрались все вместе и, нагруженные скарбом, выдвинулись в сторону лагеря. Отойдя от пристани метров сто, я вдруг остановился. В метре от нашей тропы стояли оранжевые подосиновики. Их было штук пять, больших и маленьких. Я, побросав вещи, кинулся было их собирать, но местные со смехом меня стали отговаривать.
- Да, перестань, они тут растут на каждом шагу. Мы сами их иногда собираем, для жарёхи, но берём только те, до которых можем дотянуться рукой, не сходя с тропы. Это меня не убедило, и я, всё - же, сорвал их и положил в пакет.
- Привыкайте, коллега, вы ещё много чего тут увидите необычного и удивительного, во что сразу и поверить трудно – сказал мне один из попутчиков, мужчина - лет пятидесяти. Он был одет в рваную штормовку, брюки – комбинезон с многочисленными заплатками и соломенную шляпу. Представился:
- Евгений, стиляга из Москвы! А Вы? Ах, да – вы из Ленинграда. Очень рад нашему знакомству. Смотрю, Вы привезли гитару? Это очень предусмотрительно. Я вот тоже, когда – то… - задумчиво сказал Евгений, хотя с нашим начальником теперь не соскучимся. Я его знаю десяток лет и побывал с ним в нескольких экспедициях. Мощный мужик! Настоящий первооткрыватель!
Чуть позже, я спросил у Володьки, кто такой Евгений. Он мне с улыбкой небрежно ответил:
- Да, так, профессор один.
А тем временем тропинка, которая вилась вдоль русла реки Дроздовки, через пару километров наконец – то привела нас в лагерь. По дороге я то и дело бросался вправо и влево, под смех наших попутчиков. При виде оранжевых красавцев, я ощущал себя попавшим в сказки режиссёра А. Роу и ничего не мог с собой поделать. Вот, что значит инстинкт, подумал я и опять вспомнил собаку Павлова.
Наш лагерь состоял из большого деревянного дома, нескольких деревянных построек (сарай, баня и погреб) меньшего размера и двух больших палаток. Все эти строения расположились на берегу речки Дроздовки, а вокруг, по берегам возвышались невысокие холмы, заросшие мхами, кустарниками и небольшими кривыми деревцами. Среди всего этого великолепия по берегам реки то и дело выглядывали суровые камни. Казалось бы, где тут быть красоте? Но сочетание воды, мха и камня приводило мою нежную душу в восторг. Берега реки были покрыты черничником, брусничником и прочими ягодами. Всё плодоносило, цвело и благоухало.
Как ни странно, но палатки были заняты, и мы все четверо поселились в доме. В единственной большой комнате была старая, но вполне рабочая кирпичная печь. В прихожей стояли два алюминиевых бидона с питьевой водой, лопаты и большая куча дров, аккуратно сложенных у стенки. В комнате стояли четыре кровати со свёрнутыми матрасами и рядом лежали верблюжьи одеяла и подушки. Постельного белья не было. Но мы об этом знали заранее, и я предусмотрительно привёз с собой целых два комплекта. Видно было, что те, кто нас встречал, подготовились основательно. Нам осталось натянуть пару одеял таким образом, чтобы образовалась ширма за которой обосновалась наша Люсёк. Всё, общежитие готово.
Итак, всего нас было двенадцать человек. Четверо из Ленинграда, четверо, включая профессора – из Москвы, двое из великого Новгорода и по одному из Твери и Ленинградской области. Возростной состав тоже был широкий. Младше меня были только москвичка Лена и Серёга из Новгорода. Женщин было четверо. Среди них оказалась и жена стиляги из Москвы, Ольга Васильевна, прямой коллега нашего начальника. Она так же, как и он занималась историей и, как и он - имела научную степень. Вот такой разношёрстый состав собрался ближе к вечеру за общим столом в доме. Председательствовал Володька.
- Дорогие друзья! Мы побросали свои семьи, работу, домашние дела и собрались сегодня здесь на берегу Баренцева моря, чтобы ещё раз насладиться всей красотой, которая окружает нас, в полную грудь надышаться морским воздухом, налюбоваться северными белыми ночами, ещё раз побывать один на один с Природой. Но, в то же время не будем расслабляться, друзья! Нас ждёт череда новых открытий, удивительных находок и, как бы глубоко древние люди, проживающие здесь семь – восемь тысяч лет назад не запрятали свои сокровища, мы их обязательно отыщем.
За новые открытия! Ура!!!
Мы выпили (опять выпили). Мужчины пили водочку, которую выставил на стол начальник, а женщины – вино. Закусывали макаронами с тушёнкой, солёными огурчиками и ещё тёплым хлебом, который предусмотрительный начальник купил у погранцов. У них была своя пекарня и в дальнейшем мы часто ездили к ним за хлебушком и картошкой. Сразу все возбудились, стали рассказывать друг другу
какие – то истории, смех и шутки бабочками летали над столом. Ну, прямо, как на учёном совете. И не было между нами никаких различий и преград ни возростных, ни социальных. Мы находились в одной лодке, но уже не в той, с подводниками, а в другой, но оставались таким же крепким и единым экипажем, как и сутки назад.
Но, как говорится, делу – время, потехе – час. Праздничный ужин закончился, женщины собрали грязную посуду и пошли на речку, мужчины тоже вышли и задымили сигаретами и папиросами.
- Завтра с утра пойдём на раскоп, хочу увеличить площадь раза в два – задумчиво сказал Володька. Вы, что там, очередное кострище нашли – спросил он Евгения.
Профессор оживился и стал рассказывать, что по некоторым очевидным приметам здесь была большая стоянка древних.
- Вот вокруг него и будем копать. Чувствую, мы на верном пути – ответил старший, и я заметил, как он оживился и его ноздри стали учащенно всасывать воздух.
- А давай –ка Игорёк, сбацай нам что – нибудь. Я схватил гитару и затянул марш студентов археологов: Тишину, которую нарушали до этого лишь шум ветра, да плеск воды, спешащей по камням к океану, нарушил наш мужской академический хор. И громче всех выводил, конечно наш начальник.
…Он жизнь решил закончить холостую
И стал бороться за здоровый быт.
«Я, — говорил, — жену найду такую,
Что вы от зависти заплачете навзрыд!»
Он все углы облазил — и
В Европе был, и в Азии —
И вскоре отыскал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк —
И Федя его снова закопал.
С речки вернулись наши женщины, посидели с нами вместе ещё некоторое время. Часы показывали 22-30.
- Ну, что, неандертальцы по пещерам, завтра у нас первый совместный рабочий день, поэтому надо всем отдохнуть и восстановить силы. Они нам скоро понадобятся. Конечно, мамонта мы заваливать не будем, но силки для добычи первых находок расставим.
Пожелав всем спокойной ночи, мы все разошлись по своим домам и палаткам. Наше двухсуточное путешествие, насыщенное двумя бессонными ночами и прочими многочисленными приключениями, подошло к концу. Впереди предстояла большая, серьёзная и интересная работа.
Продолжение истории – в следующих главах.
Свидетельство о публикации №225042401330
Денис Штерн 24.04.2025 17:57 Заявить о нарушении