Неправильное советское кино и ужасы 1941 года
научить, к примеру, такой сверх-популярный фильм, как "Чапаев"
(1934)? Да НИЧЕМУ. Конечно, можно было представлять его как фильм
про то, КАК НЕ НАДО ВОЕВАТЬ, но ведь не делалось и это.
Смотрел я вдобавок позднесоветский фильм "Битва за Москву: опе-
рация 'Тайфун' (1985). В аспекте тактики это по-прежнему была
просто какая-то жуть. И это ведь были не собственные глупости
режиссёра: при киногруппе наверняка ошивались военные консуль-
танты в больших чинах, так что фильм отражал реальную ситуацию в
головёнках.
Из сногосшибательных глупостей фильма: подольские курсанты
попёрли в атаку ПЛОТНЫМИ ЦЕПЯМИ, да ещё с песней. На пулемёты,
да? Причём днём, по ровной местности, при хорошей видимости.
А, скажем, ночью или короткими перебежками было ни в какую?
То-то у сталинистов бойцы так быстро расходовались.
Я понимаю, что режиссёру нужна была эффектная картинка, но
ведь всякая такая чушь якорится в подсознании и потом невольно
воспроизводится в реале. И это не считая того, что на экране
советские командиры выглядели умственно неполноценными. Может,
они такими зачастую и были, но ведь кино должно было давать
ПОЛОЖИТЕЛНЫЕ образцы, а не подсовывать непотребство в качестве
нормы.
Ещё чушь оттуда же: для отражения танковой атаки установили
пять артиллерийских орудий В РЯД, на расстоянии метра 3 одно
от другого. Меня от этого чуть не перекосило. Да такую батарею
можно ведь было уничтожить одним осколочным снарядом! Или одной
миной. Здравый смысл требовал хотя бы немного рассредоточиться
-- и замаскмроваться. Чёрт с ним, что лейтенант тогда не смог
бы командовать всеми орудийными расчётами сразу: всё равно его
бы скоро убили.
Кино -- не мелочь: оно не только выпячивает дерьмо, которое в
мозгах, но вдобавок загаживает людям мозги дальше.
Далеко не всем, кому после 22.06.1941 пришлось воевать, дово-
дилось предварительно закончить военное училище или хотя бы по-
служить солдатами. И многие подавались ведь сразу в партизаны.
Для значительной части советских людей важным довоенным источни-
ком информации о действиях на войне было как раз кино, а оно в
СССР, как правило, показывало чушь, в аспекте влияния устраивав-
шую разве что политработников (уж по их-то профилю там всё было
ОК: руководящая роль партии, клянёмся, позади Москва и т. д.).
Можно ведь было ещё в середине 1930-х заказать -- и получить
-- хотя бы десяток военных фильмов с крепким сюжетом и музыкой
Дунаевского, которые бы качественно показывали действия на марше,
выбор позиции, окапывание маскировку, организацию взаимодействия
родов войск, устройство засад, отступление, действия в окружении,
переход к партизанству и т. п. -- и более-менее сходили бы за ки-
ноэкранный курс молодого бойца. Это не говоря уже о возможности
выпуска занимательных ВОЕННО-УЧЕБНЫХ фильмов для показа не только
в войсках, но и в широких слоях населения.
Можно догадываться, почему это не делалось: потому что Сталин,
Молотов, Калинин и т. п. имели очень ограниченное понимание воен-
ных тонкостей, а всякие там Тухачевские были новаторами лишь по
части какой-нибудь хрени, представлявшей собой форму неявного
вредительства.
* * *
Кстати, в упомянутом фильме "Битва за Москву" меня раздражает
восхищение стойкостью защитников Брестской крепости: "В крепости,
стоящей на острове и окружённой со всех сторон водой, не было
воды". Типа какие молодцы: даже попить было нечего, а они всё
равно держались. А ещё там не было еды и медикаментов.
НО ПОЧЕМУ???!!!
Хоть бы кого-нибудь чуть-чуть ругнули по этому поводу, пусть и
только в кино, понарошку, так ведь нет. Поэтому можно быть уве-
ренными, что в случае чего воды, еды и медикаментов СНОВА НЕ
БУДЕТ.
Я живу не в Брестской крепости, никто не станет меня осаждать,
но у меня под ванной есть аварийные 20 литров воды в пластиковых
бутылях. А по кухонным шкафам -- еды на месяц. Имеются и кое-ка-
кие медикаменты. И палатки, и спальные мешки, и ещё много чего из
этого ряда, чтобы было с чем драпать в лес.
Кого действительно было за что расстреливать (я имею в виду
маршала Шапошникова и т. п.), тех Сталин щадил. За непоявление
толковых учебных и "учебно-художественных" фильмов по военным
делам можно было расстрелять, к примеру, Мехлиса.
Свидетельство о публикации №225042401380
но у меня под ванной есть аварийные 20 литров воды в пластиковых
бутылях. А по кухонным шкафам -- еды на месяц. Имеются и кое-ка-
кие медикаменты." (с)
Уважаемый Александр!
На ваш странный вопрос про крепость, попробую ответить так. Представьте что к вам в квартиру ворвались бандиты(тьфу-тьфу). У вас есть оружие, вы отстреливаетесь и под напором(а бандитов много и вооружены до зубов) отступаете в спальню. Там баррикадируетесь и продолжаете воевать. Но вот незадача. В спальне, где вы засели, нет ни воды, ни еды, ни медикаментов. При отступлении вы захватили оружие и патроны, но и они заканчиваются.. Кто в этом виноват?
А по-поводу фильмов 30-х годов, в том числе Чапаева, так это художественное кино, а не учебное пособие. Да и какие претензии к предкам, которые снимали это 100! лет назад, в отличие от нынешних "снимателей кина".
Артем Курчин 25.04.2025 12:06 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 25.04.2025 20:56 Заявить о нарушении