Вечный холостяк

        Случилось это давным-давно в одной маленькой деревушке, что стояла среди глухого леса. С незапамятных времён славился тот край нерасколдованным миром нечистых духов. Каких их только не водилось в бревенчатых избах, вросших в землю по самые окна. То гадкая бабёнка запечная кикимора заселялась к кому-нибудь и начинала пакостить ночью. Посудой грохотала, тарелки била, вьюшками печи стучала. Потом обернётся серой кошкой и пробегает то тут, то там, пугая и напрягая жильцов. Ещё и жутко скрипит половицами и дверями.
        Хозяин всех домовых духов Домовой вообще хозяйничал в каждой избе. Всё добрый, добрый, а как ему что-то не понравится, житья не даст! Всех духов против жильцов настроит, и будут они то чёрными кошками под ноги лезть, то призраками по комнатам колобродить. Жировик-лизун и вообще всё везде съест, не оставив ни крошки еды!
        А чащи непроходимого леса полонили мухоморы бабы Яги. Бледные белыми лопухами или грязно-коричневые белёсыми потёками стояли они на пути грибников огромными россыпями. Тронешь такой хоть одним пальцем, сразу наполнишься гиблым ядом и засохнешь! А то лешие из-за делёжки территории так дрались в глуши, что начинала бушевать страшная гроза, после которой ещё больше бурелому везде становилось. То по зыбучим болотам, где ни один луч солнца не падает, сквозь туман серыми призраками болотная нежить ходила. Русалки вообще проходу не давали. И по лесу шастали, и в поле, и в даже в избы лезли.
        Но хоть и опасно всё это было, и страшно до умопомрачения, а люди привыкли к неотступному соседству нечистой силы, зная, как с ней бороться. Кто же презирал ту борьбу, непослушным или глупым был, непременно попадал в дьявольские сети!
        Вот так жила в той деревне умная, трудолюбивая, но строптивая красавица Алёна. Ей очень не нравилось носить нательный крестик.
- Он мне мешает волосы расчёсывать, косу заплетать, в речке купаться! – противилась она на предостережения бабушки и мамы.
- Ох и накажешь ты себя своими капризами! – очень переживала мама.
        А бабушка сердито ругалась:
- Не попадалась ты ещё никакому лешаку в лесу, или в речке коварным русалкам! А самому Водяному попадёшься, он ни за что не отпустит! Только утопит!
        Но строптивица их не слушала и однажды вечерком ушла полоскать на речку своё настиранное бельё. На мосток пришла, подол юбки подоткнула повыше, на колени опустилась и полощет сарафан с рубашкой. Полоскала, полоскала и вдруг её за икру ноги кто-то взял и ущипнул.
- Ах! – вздрогнула девица, оглянулась, а там туманный призрак переливается серо-зелёно-голубым цветом и то человеком чудится, то бесформенным становится.
        Моргнула Алёна, а видения уже нет!
- Наверно у меня голова закружилась от того, что перед глазами течение речки рябит, – в недоумении предположила она, ногу почесала и продолжила полоскание.
        Да через минуту у неё перед носом как взбаламутилась вода, аж вся помутнела!
- Ой! Что это такое?! – отпрянула Алёна и даже испугалась: - Может и впрямь русалки или Водяной?!
       В воду боязливо всмотрелась, наклонившись туда, и её тут же как толкнули в зад, так она и бултыхнулась головой в речку! Пока выбралась на мосток да проморгалась, смотрит – а белья нет! Оглянулась она в поиске пропажи, видит, а оно на противоположном берегу на коряжинах развешенное висит.
- Ну это уже точно наши парни безобразничают! – разозлилась Алёна, вспомнив, как местные ухажёры крадут у девчат одежды, когда те купаются в речке.
        Сбросила она с себя мокрую юбку с кофточкой и в одной сорочке поплыла за бельём. А там только вышла на берег, как из густого рогоза навстречу вылезло такое страшилище, что девица чуть ума не лишилась со страху!!! Голова у него кувшином, глаза жутко маленькие, кожа гусиная, живот огромный, а короткие ноги и руки кривые и тонкие! «Водяной!!! Сейчас меня утопит!!!» - только и пронеслось в голове у девицы в секундном воспоминании бабушкиных предостережений! Но не успела она как следует рехнуться, как на неё от довольной улыбки чудовища пошёл такой морок любвеобильных чар, что страх сменился необыкновенными чувствами любви! А чудовище бельё с коряжин сняло, нежно взяло её за руку, и Алёна пошла за ним в лес осоки, как собачка на привязи.
        Привело её чудовище в своё логово, где туманом всё окутывал зелёный мрак и стояла оглушительная тишина. Лишь в зарослях неподвижных растений проскальзывали тени, похожие на рыбок. Там же покоилось ложе из огромной перламутровой ракушки устрицы с её мягкой бархатной подушечкой.
        Посадило Алёну чудовище в ракушку и рядом опустилось. Взглянула на него девушка и к своему изумлению видит, что за время пути сюда эта безобразина превратилась в высокого статного красавца с такими малиновыми губами, что их так и захотелось без конца целовать! И вроде похож он на мужчину человека, но ласковый взгляд настолько необычно синий, словно в нём огоньки горят. Те же длинные волосы не как у обычного человека, а с зеленоватым оттенком. И влюбилась в него Алёна без памяти!
        Улыбнулся красавец, видя её чувства к себе, и в душе пленницы засияло тёплое солнце. В зелёном мраке настоящего ей и не надо! А как ласкать да целовать стал, она вообще обо всём на свете забыла вплоть до еды! Ни пить, ни есть не хочется, только в любви своего необыкновенного вора утопает и думает: «Если это Водяной, теперь я знаю, почему от него никто не спасается! Влюбляются в него так, что утонуть согласны, вот и всё!» 
        А он натешился с ней вволю и потянул за собой за руки, поднимая с ложа. Дальше, к удивлению Алёны, он не утопил её, а вывел из осоки туда же, откуда и украл и, а сам неожиданно растворился серо-зелёно-голубым призраком. Разве что белья не вернул, которым её сюда заманил, словно оставив его себе на память. От такого оборота Алёна аж растерялась! Стоит в одной сорочке и не представляет, что делать! А потом кинулась в осоку красавца искать, откуда он к ней выходил в безобразном образе, но только руки об острые листья порезала. Стала она его тогда звать, закричала:
- Куда же ты исчез?! Выйди ко мне красивый или страшный, я тебя любого буду любить, как полюбила всем сердцем!
        А вместо него с противоположного берега голоса кричат изумлённо:
- Смотрите, смотрите! Это же Алёна, которая год назад пропала! – и зовут: - Алёна, плыви скорее сюда! Мы тебя всей деревней искали, а родные безутешно оплакивали!
        Услышала такое Алёна и приплыла к односельчанам. То были её подружки и ухажёры. Окружили они её и повели домой на радость родным. А как только отошли от речки, из осокоревой глуши полетел такой зовущий мужской смех, что у Алёны сердце зашлось! Чуть назад не побежала! Домой идёт, а сама думает: «Завтра же приплыву на тот берег и найду его в осоке! Ведь целый год, оказывается, я с ним была, а как будто пролетел какой-то часик!..»
        С такими мыслями девицы родные недолго радовались её возвращению. Стала Алёна как помешанная. Каждый день убегает на речку к вечеру и, переплыв на другой берег, зовёт кого-то из зарослей осоки, бегает там, руки себе режет до крови. А Алёна, не находя себе места от полыхающей любви, прибежала наконец к бабке-ворожее и просит:
- Научи меня, бабушка, любимого вернуть! Нет мне без него жизни!
        Посмотрела на неё ворожея и говорит:
- Не вернёшь ты этого жениха никогда.
- Почему же?! – в великой тоске заломила влюблённая на груди израненные руки.
        И услышала ответ:
- Потому что это водяной дух Баламутень. Он живёт в речках и возле них пристаёт к самым красивым женщинам, заманивая их на другой берег для воровства. Только он никогда не забирает их к себе навсегда. Он их меняет каждый год. Приведёт в своё подводное логово, натешится и отпустит домой. Баламутень – это вечный холостяк. Поэтому его себе никто не вернёт.
        Тут-то и поняла Алёна, что ей радоваться надо в том, что она не попала в лапы Водяного, который утопил бы её, а не отпустил! А она-то думала, что бабушка её обманывала. Баламутеня за Водяного приняла…
        Всё стала ясно девице с этой минуты. Только из сердца вырвать любовь к водяному вору невозможно! Ни на одного парня глаза не смотрят. Ни в один хоровод ноги не ведут. Вели только за речку к осоке. И решила тогда Алёна утопиться в речке, в которую её свёл Баламутень. Пришла она туда вечером и бросилась с мостка головой в воду. Да только вода её вытолкнула, как лёгкую пробку от винной бутылки, и всплыла неудачная утопленница наверх.
- Что такое?.. – осматривает воду.
        Нырнула топится заново и также быстро всплыла оттуда. Тогда привязала она на грудь огромный камень и прыгнула с ним в надежде уйти теперь на самое дно. Но и тут ничего не получилось! Вместе с тяжёлым камнем её снова выбросило из воды наверх.
- Да что же это такое?! – разозлилась Алёна, сбросила камень и, заявившись к ворожее, нажаловалась ей на свою неудачу.
        Бабка расхохоталась над ней, а потом объясняет:
- Ты никогда не утонешь также, как не тонут те женщины, которые побывали в руках Баламутеня. Уж такая сила его ласки в вас остаётся.
        Ушла от неё Алёна в глубокой печали. Что делать со своей любовью не представляет. Спряталась она дома в свою спальню, отвернулась в угол и свету белого видеть не хочет. Но подошла к ней бабушка, погладила по голове и разговорила её. Поведала внучка ей всю свою печаль, бабушка и всплеснула руками:
- Ах, это ты Баламутеню попалась?! Большой он озорник и пакостник! А для женщин и вообще опасный, как ты на себе убедилась! – и вдруг говорит: - Но ты не убивайся. От его чар, которые он в тебя вогнал, есть спасение. Это ладанка или крестик, от которых ты всё время так упорно отказывалась. Было бы на тебе в тот раз что-то из того, и Баламутень не посмел бы пристать, обошёл бы тебя стороной. Он больше засухи боится освещённого!
        Услышав о таком спасении, Алёна тут же надела на шею и крестик, и ладанку, и больше никогда их не снимала! С ними из неё и отошли чары водяного распутника. В то же самое время, пока в нём не появилось желание к любви, он успешно озоровал в лесных чащах.
        Туда как раз пришли по грибы, по ягоды Фрося, Маруся и Мишаня. Корзины с собой большие-большие взяли, чтоб на зиму сразу много варенья наварить и грибов наделать. Да не успели они ещё оглядеться, Баламутень напустил на них такой мутный морок, что они стали, как радостные дурачки и, плутая по мшаникам несколько суток подряд, набрали полные корзины бузины да волчьей ягоды, а из грибов все поганые сгребли не только в корзины, но и в подолы.
        В это время их родные ищут всей деревней, до хрипоты обкричались, аукают во все четыре стороны. Баламутень пристроился к ним и то там, то сям откликается голосами пропавших, принимая вдали их вид. Народ всей деревней бегал, бегал за его привидениями и сбежался на болото. А Баламутень над их головами пролетел уткой да как крякнул, аж все присели! Не успели прийти в себя, озорник следом вздыбился в болотной осоке медведем-громадиной, да с такой злостью заревел оскаленной пастью, что все бросились бежать врассыпную! Потом два дня друг друга искали, насилу собрались, и один старожил говорит:
- Давайте не будем никого искать! В лесу непонятно чего творится! Лучше завтра ружья возьмём и придём туда.
        С ним тут же все согласились, потому что из-за медведя никак не могли унять дрожь в коленках. С ружьями можно было хоть пальнуть в него. И все ушли домой. А родные заблудившихся пришли, смотрят, те уже дома с гордым видом корзинки свои с добычей на лавки ставят, из подолов на столы поганые грибы вытряхивают. 
- Вы где столько времени пропадали?! – набросились на них одуревшие родные. – Мы вас несколько дней всей деревней уже ищем!
        А на лесной урожай глянули, чуть в обморок не попадали! Криком спрашивают:
- А это что такое вы тут набрали?!
- А это… ягоды вроде… грибы кажется… - в шоке моргают на свои труды Фрося, Маруся и Мишаня.
        Морок Баламутеня в них уже прошёл, они и прозрели. А ведь отличные ягодники и грибники были! На всю деревню в этом деле славились.
        Баламутень тем временем увидел, как девчата в речке купаются и быстрее туда нырнул. Да как нырнул, так и выскочил из воды, потому что мигом почуял на каждой девице где ладанку, где крестик. Психанул он тогда и убрался на лесную речку. А там путешественники шалаш соорудили и отдыхают, рыбу ловят, костёр для ухи разожгли.
        У Баламутеня сразу плохое настроение улетучилось, и через минуту у рыболова дёрнулся поплавок. Выдернул он скорее удочку, а на крючке башмак! Зашвырнул он его с досады в ракитник подальше, удочку закинул, поплавок тут же дёрнулся! Он удочку выдернул – на крючке такой же башмак, только на другую ногу.
- Чёрт бы тебя побрал! – выругался рыболов, изо всей силы зашвырнул его в другую сторону в осоку, червяка сменил на крючке, поплевал на него, кулак ему показал и заново удочку закинул.
        Но ни оплёванный червяк, ни кулак не помогли. На удочке опять оказался башмак, только другого цвета. И так по паре башмаков несколько раз подряд! В конце концов парень бросил удочку и заявляет друзьям:
- Не буду я рыбу ловить! Мне в этой реке одни башмаки попадаются на удочку!
- Что за башмаки? – посмотрели на него друзья, как на полоумного.
- Вот такие и вот такие! – в нервах рассказал рыболов.
- Какие-какие?! – неожиданно всполошилась компания и кинулась проверять свои башмаки, которые точно описал товарищ.
        Возле шалаша ни одного их башмака не оказалось! Вместе с ними он ещё разбросал и свои ботинки. Поставили они тогда на рыбу сеть, а сами, заставляя вспоминать рыболова, куда он разбрасывал обувку, полезли её искать и собирать. Да в ракитник влезли, а оттуда как закукарекал петух и с таким злющим клёкотом раскудахтался, что парни от неожиданности попадали друг на друга! И как полезут туда, этот петух то с одной стороны скандалит, то с другой. Хоть босиком теперь путешествуй!
- Чертовщина какая-то сплошь! Не речка, а дьявольский сброд! – в сердцах ругаются путешественники.
        Насилу собрали они обувку и то, потому что Баламутень разозлился на них за то, что они его так обругали и отомстил, изорвав сеть. Голодные парни как увидели всё это, в речку плюнули, в лодку залезли и почалили удить рыбу подальше от берега. Только выудили большую щуку, Баламутень подобрался, всю воду перемутил да как начал закручивать лодку в водоворот, так рыболов и завопил:
- Бросай щуку в водоворот, иначе потонем, если не задобрить водяного чертяку, который над нами тут тешится! Так мой дед всегда учит делать!
        И щука тут же улетела в воду! Только тем и успокоился Баламутень. Отстал от одуревших голодных путешественников и ушёл отдыхать в свою уютную раковину. Он хоть и был пакостник, но всё равно был добрым. Ведь красавица Алёна, избавившись от его чар крестиком с ладанкой, нашла себе жениха, очень похожего на него, и скорее вышла за парня замуж, чтоб уже наверняка его не потерять.

продолжение след.---------------------


Рецензии