Рождественский переполох

(Театр «Ромэн». Режиссёр-постановщик: заслуженный артист России Николай Лекарев)

Игорь.  Прошлое изменить нельзя. Но можно настоящее привести в соответствие с прошлым. Свести дебет с кредитом».
(Надежда Птушкина. «Пока она умирала»)

Игорю (з. а. РФ Николай Лекарев), герою веселого (а местами, и с грустинкой) спектакля театра «Ромэн», невозможно не поверить. Ведь он — человек уважаемый, главный бухгалтер какой-то крутой фирмы, а стало быть, о дебете и кредите знает не понаслышке.
Однако все, о чем он сейчас перед нами, зрителями, со сцены вещает, следует принимать с оглядкой. Равно как и то, что рассказывает о себе Татьяна (Валерия  Янышева),  в квартиру которой Игорь попал по ошибке — в лучших традициях Жени Лукашина из «Иронии судьбы…»

И зачем, — спросите вы, — эти симпатичные люди серебряного возраста устраивают комедию вместо того, чтобы, посмеявшись над случившейся с ними нелепицей, разойтись в разные стороны, продолжив одинокое передвижение по личным путям-дорожкам?
А все дело — в любимой мамочке Тани, престарелой Софье Ивановне (з.а. РФ Татьяна Репина),  которая ежедневно объявляет дочери (а сегодня — и  всему зрительному залу), что нынче — пренепременно умрет! И, если угроза сия вдруг превратится в реальность, то что же будет делать бедная старая дева Танечка, единственная цель в жизни которой — обеспечить матери счастливую старость?
Не знаете? Вот и я — тоже… А посему, Татьяне только и остаётся, что вовлекать в обман всех, кто неосторожно попался ей на жизненном пути. Ну хотя бы для того, чтобы завтра мамуля заявила, что помрет, пожалуй, уже не «сегодня», а через пару дней… А послезавтра, глядишь, и еще недельку счастливой старости себе накинет!

Лирическая комедия по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» поставлена в цыганском театре «Ромэн» с необыкновенным юмором и теплотой к немолодым уже людям.  Они так добры, прекрасны, так по-детски наивны, что в жизнь их просто обязано шагнуть Чудо!
И оно уже шагает,  прямо-таки семимильными шагами, изредка поскальзываясь на банановой кожуре, но выпрямляясь и продолжая свой путь.  И от героев постановки требуется лишь одно: не отталкивать его.
 
А это, представьте себе, очень сложно. Поколение нынешних  60-летних воспитывалось в то время, когда прилюдно хватать за хвост Птицу Счастья или (о, ужас!) бросаться на шею малознакомому мужчине считалось в высшей степени неприличным. А вот оставаться старой девой, жертвуя своим счастьем ради старенькой мамы — это вызывало всеобщее сочувствие и понимание…

Времена поменялись, но остались ещё такие вот жертвенные Танечки… Они и подумать боятся о личном счастье: ведь тогда мамам их  достанется меньше внимания, и они и впрямь «сегодня» умереть могут!
Еще один герой спектакля, Игорь, хоть и разбогател в «лихие 90-е», но в «зоопарке» среди «зайчиков, кисок и ежичков» как-то не прижился. Ему хочется отыскать что-нибудь «старомодно-уютное, стабильное годами»… а не за колючими «ёжиками» по спальному району гоняться!
В тяжёлое время перемен Игорь не  потерял человеческого облика: он легко предлагает пачку денег незнакомой ему доселе женщине, чтобы та могла купить все необходимое для лечения своей матери. И очень быстро понимает, что «вернувшийся из детства»простой и теплый быт его новых знакомых — куда ближе ему, чем охота за капризными «зайчиками».

Софья Ивановна, старенькая мама Тани, — просто прелестная старушка! Кажется, она навеки застряла в том времени, когда на «жигулёнок» копили всю жизнь, а дачный участок неподалеку от леса и реки был пределом мечтаний рядовой советской семьи.
И, открою вам секрет: не было бы этой чудесной женщины — не случилось бы никакого Чуда.

Дина (Мадина Дубаева) — как раз часть этого самого Чуда. Как и все действующие лица, она меняется под воздействием доброты, тепла и бескорыстия, которые излучает семья Софьи Ивановны. Это шутка ли:  будучи простой продавщицей, стать  обладательницей фамильных драгоценностей — и вернуть их в целости и сохранности!

Спектакль «Рождественский переполох» необычен для театра «Ромэн»: постоянные зрители уже привыкли к репертуару, освещающему жизнь цыган; их легенды, верования, песни и танцы. Данная же постановка — это обращение театра к современной драматургии. Но конечно, без веселых танцев и лирических песен (композитор Николай Лекарев), органически вплетенных в канву спектакля, не обошлось.

«Рождественский переполох» получился ярким, поднимающим настроение и дарующим веру в будущее. Ведь согласитесь: совсем не обязательно, увидав Птицу Счастья, присевшую на подоконник, чтобы поклевать из тарелочки геркулесовую кашку, — сразу хватать ее за хвост! Можно  просто дождаться, когда она поест, сказать ей «лети» и весело помахать рукой.  А потом терпеливо ждать: не постучится ли в дверь твою Счастье?

И верьте мне: оно обязательно постучится! Простое такое, но нужное только тебе одной… Тихонько зашаркает тапочками по полу мама, которая уж десять лет как на ноги не вставала… Звонко засмеётся взрослая дочка, которая ещё и Дед Мороз одновременно. Поздравит с Новым Годом другой Дед Мороз, дороже которого нет на всем белом свете. А главное, Софья Ивановна совершенно раздумает идти «на разведку» в мир иной, потому что… Ну, а об этом вы сами узнаете, посмотрев спектакль «Рождественский переполох»! 


Рецензии