Кёнигсберг

      В канун юбилея Дня Победы вновь и вновь обращаюсь к военным мемуарам моего отца, гвардии подполковника дальней авиации Прохора Борисовича Гнеденко «Наш боевой Ли-2», которые он написал в середине 70-х годов по памяти, потому что вести дневники на фронте было запрещено. Но ему, штурману дальней авиации помогали лётные книжки, по которым он смог восстановить события тех лет, которые для нас, его потомков, сегодня являются реликвией.
   Несколько страниц из его книги посвящены Кёнигсбергу (нынешнему Калининграду), последнему плацдарму фашистов на подступах к Берлину, который был освобождён советскими войсками в апреле 1945 года, т.е. 80 лет назад.

   Вспоминаю Калининград – эту жемчужину Балтики, зажатый со всех сторон соседними государствами,  который я посетила ещё в советское время с его мощными фортами, поражающими своей грандиозностью развалинами готического собора, могилой Иммануила Канта, мощёными уютными улочками и совсем немецкими домами европейского стиля. Казалось, что время здесь застыло в прошлом и не торопится уходить…

   Немецкое командование вермахта было уверено, что такой укреплённый район как Кёнигсберг противник никогда не возьмёт, ведь вокруг города были мощные фортификационные сооружения старинных фортов, которые тысячелетиями охраняли покой своих правителей и считались неприступными. Как же они ошибались! Город был освобождён менее, чем за 4 дня!.. Большую роль в этом сыграла советская авиация, хотя отец очень скромно написал об этом в своей книге.

КЁНИГСБЕРГ

   Как бы яростно не сопротивлялись фашисты, ничто уже не могло остановить продвижение Красной Армии на Запад. Наступал час расплаты. Советские войска ежедневно наращивали силу наступательных ударов. Росло военное мастерство наших войск.
   В начале апреля 1945 года полк получил боевое задание бомбить город Кенигсберг днём. Предполагалось, что штурмовики и фронтовые бомбардировщики предварительно нанесут бомбовые удары по аэродромам базирования истребительной авиации противника, а в небе над Кенигсбергом на разных высотах будут патрулировать наши истребители. Признаться, нам показалось, что такое задание на самолётах Ли-2 для нас, ночников, отвыкших от дневного бомбометания, трудновыполнимо. Ведь раньше к Кенигсбергу с трудом прорывались и боевые бомбардировщики, а тут – бомбить сильно укрепленный и защищенный с воздуха город с транспортных самолётов!..
   В связи с этим вспомнилось мне дневное бомбометание переправы через Днепр, когда наша «девятка» самолётов так и не получила обещанного прикрытия в воздухе. В результате, почти все самолёты, участвовавшие в вылете, были уничтожены вражескими истребителями. Но это было в начале 1941 года, когда у нас не хватало истребителей для прикрытия.
   А теперь – 1945 год, наше полное превосходство в воздухе! И действительно, этот дневной массированный налёт был хорошо организован и до деталей продуман. Немецкие истребители не появлялись над городом во время нашего бомбометания. Зенитки изредка вели беспорядочную стрельбу с окраин города, да и те подавлялись нашими штурмовиками.
   В этом вылёте участвовало порядка 250 самолётов-бомбардировщиков фронтовой авиации и около 500 самолётов авиации дальнего действия. Этой грандиозной по масштабу операцией руководил Главный маршал авиации А.А. Новиков. Дважды, 7 и 8 апреля, наш полк совместно с другими частями дальней авиации бомбил Кенигсберг, чем была оказана огромная помощь войскам 3-го Белорусского фронта. Даже бывший комендант Кенигсберга генерал Ляш, попавший в плен, вынужден был признать, что «во взятии Кенигсберга авиация сыграла исключительно большую роль – солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи…»
   10 апреля 1945 года гарнизон Кенигсберга капитулировал.

Героические страницы нашей истории…


Рецензии