Немецкий идеалист Лепсиус
В 1880 г. богослов Иоганнес Лепсиус впервые побывал на Ближнем Востоке. И там он основал «Ориент Миссион» — организацию для помощи восточным христианам. В 1884 — 1885 годах Лепсиус вторично посетил Ближний Восток, и побывал в Святом Граде Иерусалиме. Городе Истинной Веры. Городе незаживающих ран. Городе Благодатного Огня. Городе Христовой Любви. И городе османской тирании.
Прославившая Лепсиуса активная общественная деятельность в защиту гонимого армянского народа началась в 1894 году. В худое время началась — но в преддверии ещё худших времён. В 1894 году контингенты созданного турецким султаном Абдул-Гамидом II кавалерийского спецназа Хамидие обрушились на анатолийские армянские сёла и городские кварталы. Жертвами массовых убийств были как армяне, так и ассирийцы. Повсюду выродки из Хамидие несли с собой смерть, следуя тайному приказу лукавого султана.
Весной 1896-го Лепсиус, совместно с Джоном Гринфилдом, совершил продолжительную поездку по Малой Азии в целях сбора свидетельств очевидцев кровавых событий и оказания возможной помощи армянам на месте. В городе Урфа Лепсиус познакомился с американкой Коринной Шаттак (Corinna Shattuck, 1848 — 1910). В конце 1895 года она была свидетелем массовых убийств армян Урфы бандами хамидие. Включая гибель тысяч армян в местном соборе! Коринна Шаттак назвала это зверство «Холокостом урфанских армян».
Лепсиус на свои деньги построил в Урфе несколько домов милосердия для переживших погромы жителей. Эти дома, начиная с 1903 года возглавляла датская подвижница Карен Йеппе (ставшая во время Первой мировой войны спасительницей многих армянских детей от геноцида).
С августа 1896 года Лепсиус начал публикацию в немецкой печати цикла статей под общим названием «Правда об Армении». Эти статьи (всего их 18) легли в основу труда Лепсиуса «Армения и Европа. Обвинение против великих держав и призыв к христианской Германии» (1896). Труд этот, выдержавший за два года 7 изданий, был переведён на английский и французский языки и сыграл значительную роль в формировании европейского общественного мнения в пользу армянского народа.
* * *
Жаль только, что на русский язык основные труды Лепсиуса переведены не были.
Ибо как раз в эти годы в России, в той самой Российской империи, которая в лице Николая I и Александра II выступала защитницею армян — вдруг появились журналисты-армянофобы. Такие, как В. А. Грингмут, В. Л. Величко, издатель популярной газеты "Новое время" А. С. Суворин, и даже князь И. Г. Чавчавадзе, впоследствии канонизированный Грузинской Православной Церковью как Илия Праведный... В своей газете Чавчавадзе характеризовал армян не иначе, как «хитрых ростовщиков и жуликоватых торгашей».
А Суворин однажды высказался прямо кощунственным образом:
«Да если б и действительно армянам в Турции жилось не хорошо, что нам за дело? (...) Для России русский печной горшок дороже, чем весь „армянский вопрос“, для которого не желаем жертвовать даже этим горшком… Сколько режут, режут армян и никак не вырежут… точно их непочатый край!»
Кстати, в 1895-1896 годах в Турции истребляли не только армян. В те же годы в городах Серт, Мардин, Джезир, Закхо и Мосул были уничтожены около 30 тысяч айсоров (ассирийцев).
И нам остаётся только гадать: а не злорадствовал ли Суворин в точно такой же мере и геноциду ассирийцев? Если предположить, что НЕ злорадствовал — то почему же ни словом эти убийства не осудил? И почему не разъяснил, в чём он видит различие между христианами двух разных конфессий, РАВНО пострадавшими от жутких османских зверств?
Но он несомненно злорадствовал...
Ещё дальше Суворина пошли беспринципные шелкопёры Величко и Грингмут. Они вещали о якобы «готовившемся изменническом движении кавказских армян». Грингмут вообще именовал армян — «величайшим бичом всего Кавказа». А Василий Величко в 1895 году написал по поводу организованной Абдул-Гамидом резни:
«Армянам так и надо!»
Значит, и ассирийцам так и надо? И православным болгарам в Македонии — и им тоже?
Интересно, что родством своим с гадким Василием Величко нынче очень гордится писака Сергей Анатольевич Сокуров, один из инициаторов закрытия Библиотеки украинской литературы в Москве. Который подписывает иные свои статейки как «Сергей Сокуров-Величко». Да и проходимца и лицемера Грингмута очень многие в РФ считают "православным патриотом" и... "православным праведником".
Возвращаюсь к Величко. Своим изворотливым умом он дошёл до идеи столкнуть лбами Армянский и Казачий народы!
«Ближе к своей задаче стоят казаки, несущие службу государеву на турецкой и персидской границах; они стоят на таких местах, куда, так сказать, ворон костей не заносил, в камышах Аракса, в горных дебрях Артвина — и всюду представляют собою грозную русскую силу. Если бы вдоль границы, где возможно, оказалось побольше казачьих станиц, а не временных постов, то картина Закавказья была бы теперь совсем иной; в частности, десятки тысяч турецких армян, составляющих истинное несчастье края в настоящую минуту, не перебрались бы столь беспрепятственно в наши пределы.» — писал В. Л. Величко в своей книге «Кавказ 1886-1895». В той же книженции Величко расписывает "неблагоприятные" стороны казаков, трактуя при этом казачью жизнь с РУСОЦЕНТРИСТСКОЙ точки зрения. Отрицая и казачью этничность вообще, и глубокую древность присутствия казаков на Кавказе, в частности. Рассматривая казаков чисто как инструмент русской политики, более или менее исправный.
И вот я предлагаю читателю задуматься над таким фактом. Всего лишь в трёх христианских странах армянофобия существует не только на бытовом, но и на идейном уровне. Это Грузия. Это Россия. И это, как ни странно, США.
* * *
Иоганнес Лепсиус представлял собой благородного интеллигента-идеалиста.
К сожалению, БЛАГОРОДСТВО, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ и ИДЕАЛИЗМ не всегда идут рядом. Мы все хорошо помним, что для советских, марксистских "интеллигентов" слово ИДЕАЛИЗМ было ругательством. Воинствующие материалисты, как-никак, и они этим очень гордились... Упомянутые выше Грингмут, Величко, Суворин и князь Чавчавадзе были представителями интеллигентных профессий и общественным мнением признавались за идеалистов. Им, однако же (за исключением Чавчавадзе), на идеалы было наплевать, а главным в жизни являлось утверждение неких политических формул.
Ложных в своей основе.
Грингмут и Величко были противниками народного представительства. Уже отсюда проистекала их ненависть к армянам, которые активно боролись за развитие всех форм самоуправления во имя национальной самоорганизации. И Грингмут, и Величко, и Суворин сотворили себе кумира из великодержавности России. И поэтому считали выгодными для России дружеские отношения с другими великими державами. Включая Османскую империю.
* * *
Лепсиус деятельно участвовал в организации митингов протеста против резни армян в Османской империи, а в своих выступлениях прямо указывал, что это преступление — дело рук не столько турецкого народа (но и его тоже), сколько правительства во главе с султаном Абдул-Гамидом II. В конце 1890-х гг. Лепсиус развернул огромную работу по сбору средств для строительства приютов, школ, больниц, а также промышленных предприятий для армянского населения Малой Азии, и для обустройства армянских беженцев в странах Европы.
В 1914 году, незадолго до Первой мировой войны, Лепсиус, совместно с Паулем Рорбахом и армянским поэтом Аветиком Исаакяном, основал Германо-армянское общество и немецко-армянский журнал «Месроп». Этот журнал вполне мог бы содействовать взаимному ознакомлению немцев и армян, но... мирного времени оставалось совсем чуть-чуть.
* * *
Из выступления И. Лепсиуса на судебном процессе в Берлине по поводу убийства Талаат-паши армянским мстителем Согомоном Телиряном:
— Решение о всеобщей депортации <армян> вынес Младотурецкий комитет, приказ об этом был дан министром внутренних дел Талаат-пашой (совместно с военным министром Энвер-пашой). Высылка армян была осуществлена при помощи специальной организации младотурок... Всё армянское население Анатолии, согласно приказу, полученному сверху, было выселено в северные и восточные районы пустыни Месопотамии: Дейр Зор, Ракку, Мескене, Рас ул-Айн, вплоть до Мосула. Депортации подверглось приблизительно 1 400 000 армян. Что означала эта высылка? В подписанном Талаат-пашой приказе есть такие слова: «Высылка есть уничтожение». И всё происходило согласно этому приказу. Лишь 10 процентов всего населения, подвергшегося депортации из вилайетов Восточной Анатолии, дошло до места ссылки. Остальные 90 процентов были вырезаны в пути следования; кроме женщин и девушек, проданных жандармами или похищенных курдами, остальные все умерли от голода и истощения!
Здесь можно пояснить, что «Специальная организация» (по-турецки: «ТЕШКИЛАТ-И-МАХСУСЕ») — наименование двух тайных организаций, созданных по инициативе партии «Единение и прогресс» в начале первой мировой войны. Одна из этих организаций была военной и была создана под эгидой военного министерства. Руководителем являлся Сулейман Аскери-бей. Целью организации являлось подстрекательство мусульман Кавказа к выступлению против России, для чего в Россию тайно засылались агенты, хорошо знакомые с Кавказом и владеющие языками местных народов. Вторая организация находилась в непосредственном распоряжении министерства внутренних дел; под руководством Бехаэтдина Шакира она вербовала в тюрьмах уголовных преступников, формировала из них банды, которые осуществляли депортацию и резню западных армян.
Свидетельство о публикации №225042400019