Командировка на войну. Глава. 163 Мемуары
Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь, подарил мне жизнь.
Ты, великий Государь, покорил моё сердце благодеяниями.
Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями.
Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми ты меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.
Имам Шамиль письмо Александру II
Но поскольку имам не повернулся к нему лицом, то Байсангур согласно кодексу чести горца и мусульманина, не посмел стрелять в спину.
И после того, как имам Шамиль всё – таки вышел к царским войскам и его пленили, Байсангур, как утверждается, прорвал кольцо русских солдат вокруг Гуниба и ушёл в Чечню, чтобы продолжать газават.
Отметим, что данная версия событий является излюбленным сюжетом в чеченской среде. Она же была неоднократно воспета бардами двух чеченских компаний – Имам - Пашой Алимсултановым и Тимуром Муцураевым.
И через их творчество данная версия стала широко известна всему Кавказу и России. Однако, в Дагестане всегда высказывали свои сомнения и несогласие с этой версией.
Именно этому посвятила недавний пост в Интернете дагестанский историк – Патимат Тахнаева, вокруг которого разгорелась оживлённая дискуссия и споры, в основном, между сторонниками чеченской и дагестанской версии описываемых событий.
А связан пост Тахнаевой в Facebook оказался с выходом в свет новой книги, посвящённой наибу Байсангуру, в которой воспроизводится чеченская версия о конфликте непокорного наиба и имама Шамиля на Гунибе.
«Был ли Байсунгур из Беноя наибом ? Возможно. Я точно знаю другое - на Гунибе в августе 1859-го его не было», - пишет Патимат Тахнаева, приводя в завершение своего поста ссылку на свою статью «Страницы военной биографии наиба Байсунгура из Беноя».
Предание о том, что «после того, как Шамиль сдался в плен Байсунгур, прорвав окружение, ушёл в Чечню», не выдерживает никакой критики, даже не обращаясь к источникам, если иметь представление о ландшафте Верхнего Гуниба, о расположении на нём аула Гуниба и о том количестве войск, плотно замкнувших его в кольцо.
Итак, в середине сентября в путевом дворце в Чугуеве Александр II встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.
С ним обращались не как с бунтовщиком, а как с пленённым главой государства. Публика Москвы и Санкт - Петербурга встретила Шамиля с огромным любопытством.
22 сентября Шамиль встретился в Москве с Алексеем Ермоловым. О чём говорили эти два беспощадных кавказских владыки, эти две ипостаси одной и той же сущности, неизвестно. Встреча прошла за закрытыми дверями.
Единственное, что уловили сопровождавшие Шамиля лица, так это одну фразу своего подопечного: «Ты злой человек, Ярмул, ты мог бы сделать, чтобы наши народы жили в мире, но тебе захотелось крови».
Ярмул - давнее кавказское прозвище генерала Алексея Ермолова, созвучное его фамилии и одновременно означающее на местном наречии «дитя собаки». Проще говоря, Шамиль спросил: «Зачем ты устроил эту бойню, сукин сын ?».
Что ответил ему Ермолов? Вероятно, напомнил, что горцы сами беспрестанно нарушали южную границу России - Кавказскую линию.
Что они постоянно разоряли ставропольские и кубанские станицы, угоняли скот, похищали людей, требуя потом за них выкуп.
Вероятно, он заметил, что России нужно было торговать с Востоком и иметь надежную связь с христианским Закавказьем, а горцы не давали проходу - грабили все идущие через Кавказ транспорты и караваны.
Бывший имам и гроза Кавказа побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042400351