Командировка на войну. Глава. 167 Мемуары
Храбрость – это терпение на час.
Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо - кавказского национально - освободительного движения.
Но главное в этой истории — не пленение имама и финал его жизни, а невероятная трансформация его политических взглядов.
Этому в немалой степени способствовало то, что один из сыновей Шамиля попал в плен, однако русские воспитали его, дали образование и отпустили.
Приехав к отцу, сын не уставал повторять, что Россия – великая передовая страна, русские – благородные люди, с которыми надобно дружить, а не воевать, и дружба эта будет на пользу горцам.
Неизвестно, насколько сын повлиял на отца. Может, Шамиль просто устал от войны, пожалел соплеменников, сотнями гибнувших от русского оружия в бесконечных боях…
Одно ясно совершенно точно: плен, а затем путешествие по России, визит к царю в Петербурге, пребывание в Калуге, по всей видимости, вызвали в Шамиле искреннее уважение и любовь к нашей огромной стране и её народу.
Он никогда больше не сказал о России и самодержавии, о людях, населяющих империю, ни одного «кривого слова». Более того, он не уставал призывать горцев никогда не воевать с русскими, а жить с ними в дружбе.
Короче говоря, отец всё же перенял систему ценностей сына и даже сожалел, что столько сил и времени потратил на войну. Из злейшего врага России он стал её рьяным сторонником.
Когда я размышляю о судьбе Шамиля, невольно прихожу к выводу, что он — яркий образец религиозно-политического заблуждения, которое в конце концов окончилось прозрением.
Жаль, что те, кто борется сейчас с Россией под лозунгами «раннего Шамиля», забывают о конце его жизни. Надеюсь, что рано или поздно они задумаются и изменят свою позицию" (Там же, с. 28 – 29).
Вот, что завещал имам Шамиль потомкам:
«Я обращаюсь к вам через толщу лет! Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги: Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право — тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни.
Я горжусь: в моём государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди были равны между собой! Эта свобода, это равенство народов и людей — моё завещание вам!
Я настаивал наибов: «Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы… Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.».
Я не хотел крови, жертв и страданий народов. Знайте! Я уважительно относился ко всем народам! В моём государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен.
Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство и содержать беглых за счёт казны. Мы дали свободу всем! Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить церковь! Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам! У нас была общая судьба и единые цели! Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги, Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля. Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого, чем долг перед Всевышним и своим народом!
Продолжение следует ...
Свидетельство о публикации №225042400409