Ничего не понятно, но очень интересно...

Ничего не понятно, но очень интересно: стоит ли силиться понять поэзию

Все мы привыкли делить литературу на два внушительных пласта: прозу и поэзию. Пласты эти кардинально отличаются друг от друга по множеству признаков — отличаются настолько масштабно, что и писателя люди в основном воспринимают либо как поэта, либо как прозаика. Это, в общем-то, достаточно справедливое разграничение хотя бы потому, что проза и поэзия в основном и чувственно, и логически воспринимаются читателями по-разному. Проза в большинстве своем весьма проста для понимания: «в большинстве своем» стоит жирно подчеркнуть, ибо современная литература, включая произведения без даже свободной рифмы и ритма, всё более усложняет свою форму и суть. Человек, знакомясь с различной прозой, лишается широкого полета фантазии как минимум потому, что каждое предложение обыкновенно раскладывает понимание текста «по полочкам», если только читатель не решается додумать содержание по-своему. Поэзия же сама по себе удивительно субъективна, и оттого гораздо более сложна для осмысления. В этом эссе постараемся разобраться, возможно ли вообще «понимать» поэзию и стоит ли это читательских усилий. Сначала рассмотрим поэзию с полярных позиций: позиции того, кто читает и позиции того, кто пишет. Человек, увлекающийся изучением стихотворного искусства, несомненно отметит, как сложно воспринимать рифмованные строки без чтения вдумчивого, осознанного. Поэтический сборник вряд ли может стать чтивом «развлекательным»; тем, что можно кинуть в сумку, чтобы продуктивно проводить время в метро или просто с пользой убить время. Поэзия требует внутренней тишины, незыблемой пустоты сознания — только так у читателя есть шанс действительно «увидеть» то, что происходит в стихотворении. Этот глагол автор эссе употребил не просто так: поэзия рождает огромное количество визуальных образов, порой перебивающих друг друга, составляющих настоящее попурри, которое очень тяжело моментально объединить в единую гармоничную картину. Иногда читатель даже нуждается в повторном ознакомлении со стихотворением, дабы окончательно собрать «конструктор» из призрачных подсознательных идей, заложенных в строфах. Весьма занимательным является восприятие своих произведений самим поэтом. Если прямо спросить пишущего, какова главная мысль, заложенная в его тексте, самым частым ответом будет «я не знаю». Феномен такой простой фразы объясняется тем, что стихотворение обычно рождается под натиском конгломерата образов, спонтанно возникающего в мыслях писателя благодаря пережитым эмоциям. Выходит некий замкнутый круг: чувства рождают строки у поэта, строки рождают чувства у читателя. Так о каком, собственно, понимании поэзии говорить, если даже сам автор не знает, что хотел сказать, отдавшись потоку переживаний, который позже удачно сублимировал в безупречный порядок слов? Чтение поэзии — это истинная эквилибристика между попыткой понять автора и при этом создать собственное её видение. В итоге напрашивается заключение — нет, поэзию понять невозможно. Возможно только прочувствовать, протянуть тончайшую нить между своими смыслами и смыслами поэта. По этой причине стихотворчество, в отличие от прозы, отрицает рациональность и логический подход. Объяснить, чем понравилось прозаическое произведение, в целом, не вызывает затруднений; толкование, почему впечатлило стихотворение, чаще заводит читателя в тупик. Поэзия прекрасна именно тем, что каждый проникается строками, исходя из своего жизненного опыта и внутреннего мира. Одна метафора для разных читателей может обретать диаметрально противоположные значения и иметь максимально контрастные смысловые и атмосферные оттенки. Единственной возможностью хотя бы минимально приблизиться к взгляду автора на его произведение — это прослушать его в исполнении самого поэта; однако, и это не может гарантировать полноценного достижения поставленной цели. Так стоит ли хотя бы попытаться «правильно» понять поэзию? Всё сказанное утверждает, что все старания рискуют быть безрезультатными. Поэтому более эффективным способом ознакомления со стихотворчеством будет решение «ощутить» написанное и отвести ему личные роли в своих мыслях. Пускай будет «ничего не понятно», «но очень интересно», заключающееся в ярком отклике в душе и точными рифмами в памяти.

19.08.2023


Рецензии