Ленская экспедиция Кропоткина по карте на бересте

Долго я искал место дислокации Окинского караула, описанного в отчёте князя Кропоткина о водопадной экспедиции в верховья Оки. В своем отчёте, офицер для особых поручений при Иркутском генерал-губернаторе написал, что от Окинского караула, до водопада на реке Джунбулак – четыре версты. Я отмерил эти четыре версты от водопада Сайлаг и отразил эту точку на фрагменте спутниковой карты над текстом «Дислокация Окинского караула по Крапоткину». Кто же мог подумать, что Кропоткин сам начертил географическую карту, где и указал место нахождения Окинского караула в 1765 году. То есть, получается, что карту, высочайшего уровня мастерства, может начертать любой офицер для особых поручений? Нет! Просто, Иркутский генерал-губернатор умел выбирать офицеров для особых поручений. Кропоткин закончил Пажеский корпус в Питере и, кроме всего прочего, там постиг искусство переноса местности на карту. А эту карту он начертил, имея опыт похода на Ленские золотые прииски. К обычному порядку начертания географических карт, он добавил своего природного таланта, и выразил рельеф местности изменением цветов, в зависимости от расположения географических объектов над уровнем моря. Название этого произведения картографического искусства «Карта южной половины Восточной Сибири, части Монголии, Манчжурии и Сахалина» (1873 год). А «набивал руку», талантливый русский офицер Кропоткин на составлении карты «Олёкминско-Витимской горной страны», которая приложена, как полагается, к отчёту перед начальством. Выглядит это так – «Кропоткин П. А. Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции, для отыскания скотопрогонного пути из Нерчинского округа в Олекминский, снаряженной в 1866 году... - СПб., 1873. - (Записки имп. рус. геогр. о-ва по общей географии; т. 3)». И самое интересное в этом отчёте то, что экспедиция оказалась успешной, благодаря, в том числе и, примитивной карте, вырезанной ножом на бересте. И, не менее интересна причина экспедиции – её заказали владельцы Ленских золотых приисков. Подробнее здесь: сайт «Развитие золотодобычи на северо-востоке страны и Олекминско-Витимская экспедиция 1866г». Текст научной статьи по специальности «История и археология», Ширина Данара Антоновна». А теперь, по существу: «В январе 1866 г., золотопромышленные товарищества (Ленское П.П. Баснина и П.И. Катышевцева; Прибрежно-Витимское Сибирякова, Базанова, Немчинова и Трапезникова). А также - управление делами наследников К. Трапезникова, обратились в Сибирский отдел Императорского Русского географического общества с просьбой командировать одного из его членов в экспедицию, для отыскания скотопрогонного пути из Нерчинского округа на Олекминские прииски. При этом, они сообщали о пожертвовании 1500 рублей, на снаряжение этого предприятия. Приняв «с благодарностью» предложение, Сибирский отдел решил командировать в экспедицию П.А. Кропоткина [6, с. IX]. О главной цели Олекминско-Витимской экспедиции П.А. Кропоткин писал: «Пройти, во что бы то ни стало, и проложить дорогу для будущих гуртов скота, которые должны быть прогнаны из Читы на Олекминские прииски». Первое моё впечатление – золотопромышленники посходили с ума! Им драги надо на прииски везти, а они желают туда гонять скот! Притом, в Сибирское географическое общество, платят, по тем временам, просто «бешенные деньги»! А, до этого, они гоняли скот из Якутии. Это было далеко и дорого, да ещё – скот, от изнурительных скитаний по горам, худел «на глазах». И лет десять, они искали дорогу на прииски от Читы – и всё безуспешно! Но, на самом деле – это приисковое начальство, было озабочено проблемами вполне насущными. Работа на приисках  тяжёлая, рабочий день продолжительный, поэтому – артельщиков нужно хорошо кормить. А то, не будет хорошей производительности труда. Если доставлять продовольствие в виде мяса, то его надо грузить на баржи и везти до устья Витима, по Лене. А там – «по горам, по долам», доставлять мясные туши к приискам на горбах вьючных животных. Это будет золотом стоить. Но – погрузки–разгрузки, транспортировки и складирования можно избежать, если просто пригнать скот на прииски самоходом. Ну, здорово! Только якутский скот приходит к золотоискателям, как «одна кожа, да кости», а из Читы скотопрогонную дорогу «убились искать». И все знают, что без Кропоткина, искать дорогу через горы – «это порожняк»! Чтобы он выручал «Золотую промышленность России», толстосумы, вываливают на стол Президента Иркутского Географического общества мешок денег, и умоляют, на коленях, выручать их из беды. Кропоткин, просто счастлив! Его отправляют в путешествие по горной стране, оплачивая пятьдесят двух лошадей экспедиции, корм для них, снаряжение для исследований и питание с обмундированием, для двенадцати его попутчиков. «В состав экспедиции вошли:
 И.С. Поляков - зоолог, антрополог, этнограф, П.А. Машинский, топограф, П.С. Чистохин, читинский купец, нерчинский скотопромышленник, постоянно занимавшийся доставкою скота на Баргузинские прииски, С.К. Мельников, доверенный Ленского золотопромышленного товарищества, поручившего ему все хозяйственные работы, М.В. Рухлов, доверенный Ленского товарищества, «по мысли которого, - писал П.А. Кропоткин, - возникла эта экспедиция» и который «принимал в ней самое живое участие».  В экспедиции также приняли участие два бурята из Агинской степи, приглашенные П.С. Чистохиным, которые могли бы в будущем сопровождать гурты скота из Читы в Олекму [6, с. XII, XVII, 21], С. Степанов и К. Кудрин, проводники экспедиции, эвенки Жеюготского рода Олекминского ведомства [11, с. 58] и конюхи».
Прошу обратить внимание на Рухлова, он не только принял «самое живое участие в экспедиции», но и предоставил Кропоткину берестяную географическую карту аборигенов, по которой экспедиция ориентировалась. Самое время почитать сайт «ЛЁД И ПЛАМЕНЬ: КАК АНАРХИСТ ПЁТР КРОПОТКИН ЗАРЫЛ В ЗЕМЛЮ СВОЙ ТАЛАНТ». Глава «Карта на бересте»: «9 мая 1866 года, Кропоткин выехал из Иркутска в самую главную свою экспедицию — Олёкминско-Витимскую. У неё как будто бы тоже был практический смысл: найти прямой путь из Забайкалья на витимские и олёкминские золотые прииски. Интересно, что участники Сибирской экспедиции ранее в течение нескольких лет пытались найти этот путь. Они пробовали пробираться через параллельные ряды каменных хребтов, которые каждый раз вставали перед ними как будто заново. Кропоткин предложил пойти не с юга на север, как это делали ранее, а наоборот. Но ещё более любопытно, что молодой исследователь доверился подобию карты, вырезанной одним местным жителем, тунгусом, ножом на куске бересты. По этой схеме путь лежал от Витима к устью реки Муи. Но до Витима нужно было добраться по реке Лене. Плавание заняло 24 дня. Впрочем, Кропоткину всё было в радость: он давно мечтал сделать описание Лены, а между делом ещё и исследовал берега, изучал быт местного населения. 5 июня экспедиция отправилась по вьючной тропе на Тихоно-Задонский прииск — здесь был исходный пункт маршрута, который требовалось отыскать. В районе приисков Кропоткин находил валуны и борозды в горных породах — следы мощного ледника, прошедшего и в этих местах когда-то давно. "На этот раз мы нашли путь с олёкминских приисков в Забайкалье, — вспоминал исследователь. — Три месяца мы странствовали по почти совершенно безлюдной горной стране и по болотистому плоскогорью, пока, наконец, добрались до цели наших странствований — до Читы. Найденным нами путём теперь гоняют скот с юга на прииски. Что касается до меня, то это путешествие значительно помогло мне впоследствии найти ключ к общему строению сибирских гор и плоскогорий"». И он не просто «нашёл ключ» - он, собственноручно, начертал уникальные по точности и по мастерству, карты сибирских и дальневосточных российских земель. Но, всё-таки, хотелось некоторых подробностей об этой экспедиции. Вот они: «Роль П. А. Кропоткина в развитии сибирского картографического источниковедения». А. В. Постников. Институт истории естествознания и техники РАН им. С. И. Вавилова, г. Москва, Россия. Опубликовал М. В. Константинов. Итак, «П. А. Кропоткин, безусловно, действовал в духе богатых национальных традиций полевого картографирования, требовавших исчерпывающего выявления всех возможных для картосоставления материалов. Однако среди материалов такого рода встречаются, в частности, и такие нетривиальные для того периода источники, как образцы, демонстрирующие географические и картографические навыки и картографические изображения сибирских племен. Нельзя исключить и того, что возможности привлечения таких сведений стали известны П. А. Кропоткину благодаря знакомству с опубликованными трудами и рукописными материалами его предшественников, в частности академика А. Ф. Миддендорфа, который пользовался картографическими рисунками эвенков [1]. Так или иначе, практика использования туземных географических материалов для проектирования экспедиционных работ и составления карт была сильно расширена П. А. Кропоткиным, который писал: «Когда я готовился к [Олёкминской] экспедиции, мне попалась среди другого материала, собранного на олёкминских приисках М. В. Рухловым … небольшая карта, вырезанная тунгусом ножом на куске бересты. Эта берестяная карта (она, между прочим, является отличным примером полезности геометрической способности даже для первобытного человека и могла бы поэтому заинтересовать А. Р. Уоллэса) так поразила меня своей очевидной правдоподобностью, что я вполне доверился ей и выбрал путь, обозначенный на ней, от Витима к устью большой реки Муи» [11, с. 206].
В ходе Олёкминско-Витимской экспедиции и при составлении ее итоговой карты П. А. Кропоткин неоднократно прибегал к географическим сведениям, почерпнутым у местного населения. Причем, на основании опыта их использования, он сформулировал четкие практические рекомендации по привлечению таких данных, для составления географических карт, Так, в «Отчете об Олёкминско-Витимской экспедиции» Кропоткин следующим образом характеризует географические навыки тунгусов (эвенков) и возможности их использования: «Замечу, кстати, насколько можно полагаться на определения ими расстояний, если только понимать их способ выражения расстояний, которые выражаются, как известно, в днях хода (почему всегда бывает нужно допросить – какого хода, предложить тунгусу известное расстояние и спросить его, сколько тут было бы хода, если бы дорога была такая же, как по речке, длину которой требуется определить, и т. д.)
Особенно высоко оценивал Кропоткин представленную ему М. В. Рухловым небольшую карту, «составленную по расспросам у тунгуса Павла Романова Максимова, изображавшую путь, которого следует держаться, чтобы пройти через Мую на Бомбуйко. Эта карточка не могла не внушить к себе доверия: тунгус, по-видимому, очень хорошо знавший места, подробно обозначил, по каким рекам и ручьям следует идти до Муи, обозначил даже взаимные расстояния. Сумма этих расстояний очень близко сходилась с тем, что гласили наши карты, и разница была так ничтожна, что невольно заставляла верить карточке» [6, с. 27]. В целом ни до П. А. Кропоткина, ни после него, географические навыки и картографические изображения, бытовавшие у сибирских племен, не подвергались столь детальному анализу и не использовались в качестве материала для составления карт так широко и успешно».
То есть – «цивилизация белых людей», переоценивает свою исключительность. Задолго до прихода казаков в Сибирь, тунгусы чертили примитивные, но очень точные карты, понятные любому местному жителю, по которым можно было определить не только рельеф местности, но и время в пути до достижения нужного географического объекта. Сейчас, до этого дошли и российские источники – Интернет вам скажет время, за которое вы можете доехать от одного населённого пункта до другого. А эвенки, что в переводе на русский означает «идущие поперёк хребтов», с незапамятных времён, уже владели передовыми технологиями! Вы представляете, насколько сильнО абстрактное мышление у этого народа!? Они могли себе представить огромную по площади территорию, в сильно уменьшенном масштабе, и нацарапать её ножом на бересте, уточнив время в пути! Похоже, что из русских научных светил, первый, опытом тунгусов-эвенков, воспользовался в своих чертежах Ремезов. Он, смог нанести на бумагу местность, лишь в конце семнадцатого века. Притом, его чертежи не сильно отличаются от тунгусских - там нет ни параллелей, ни меридианов. К тому же у него не соблюдаются пропорции. А тунгусы были более точны – если знаешь, сколько дней ехать на лошади, до точки назначения, то пропорции и масштаб не важны. Важно направление движения и легко заметные ориентиры, нанесённые на бересту. И тогда, в пункт назначения, ты прибудешь согласно расписанию.


Рецензии