Лирический герой как социальная маска поэта
Трудно поспорить с тем, что поэты — обыкновенно личности весьма незаурядные. Обладатели гораздо более расширенного спектра чувств по сравнению с человеком, не знакомым с словотворчеством, они строят свою реальность, и оттого и жизнь, также совершенно отлично. Далеко не всегда, разумеется, «отлично» означает «лучше» — а если быть максимально честными, гораздо «хуже» — но абсолютно очевиден тот факт, что биография поэта очень часто пестрит событиями, достойными сюжетов самых увлекательных романов. Истории жизни поэтических деятелей изучаются так же тщательно, как и их произведения, что неизбежно наталкивает на мысль о том, что творчество писателя неразрывно связано с его судьбой, мыслями и переживаниями. Однако, вспомним фразу, так часто повторяемую на уроках литературы — «лирический герой никогда не равен автору». Образ, размышления которого транслируются в произведении, по канонам воспринимается как отдельный субъект, существующий исключительно в рамках строф. В лучшем случае, персонаж лирического текста, по мнению многих изучающих литературу, может быть считан как личность с некоторыми чертами автора, но не более того. Все суждения, высказанные в стихотворении, приписываются «лицу», возникшему в строках. Но возможно ли на самом деле четко разделять понятия лирического героя и поэта, а значит, утверждать, что биография последнего не может объяснять смыслы его произведений? Обратимся к человеческой психике, которая не может не быть упомянута, так как поэзия базируется именно на чувственном восприятии окружающего мира. Абсолютно ясным для каждого является понятие того, что человек просто не может на- описать то, чего никогда не чувствовал/видел/слышал etc; а даже если такая попытка всё же будет предпринята, то особой достоверностью и, уж тем более, искренностью отличаться она явно не будет. Можно перенять опыт другого человека и транслировать его в своих текстах, но едва ли они заставят прочувствовать этот самый опыт в полной мере, таким, каким он является на самом деле. Это будет, возможно, очень удачная, но всё же бутафория, лишенная авторского «я», которым и должно быть окрашено эмпирическое восприятие, переданное в произведении. Конкретно поэзией управляет именно подсознание, рождающее образы, которые не могут возникнуть из ниоткуда; в этом написание стихотворений походит на «просмотр» сновидений, где человек находится в полной и безраздельной власти себя настоящего, не обремененного правилами социума и отчаянным желанием управлять своими мыслями. Стихотворение, написанное на основе собственных переживаний, может вмещать бесконечное число метафор и эвфемизмов, понятных одному только автору, но вся эта «мишура» всегда таит в себе пережитое и прочувствованное. Это подтверждает ещё и то, что вдохновение, необходимое для написания произведения, требует эмоций, которые, опять же, могут быть вызваны исключительно событиями, имевшими место в жизни автора. Если даже писатель, мотивацией для творчества которого является жажда славы, лишит слукавить и взять сюжет для своего текста «из воздуха», а позже представить его на суд аудитории, то неизбежно столкнется с провалом. Обман вряд ли привлечет читателя, потому что, так или иначе, абсолютно уникальных ситуаций в судьбах людей не существует — кто-то в любом случае ощущал отраженное в строках до прочтения, а значит, в мгновение ока интуитивно почувствует в них ложь. Лирический герой есть лишь маска автора, за которой очень удобно прятаться, когда произведение излишне компрометирует поэта. В нашей реальности, когда тонкости психологии стали доступны каждому, когда даже по языку тела, ознакомившись с определенными трактатами, можно считать истинное отношение человека к другому, далеко не каждому хватит смелости признать, что текст — это лишь стихотворно оформленное выражение чувства. В конечном счете личное в произведении всегда становится публичным, каким бы ювелирно оно ни было обработано в стремлении скрыть то, что порой надежно укрыто даже от самого себя. Становясь поэтом, личность автоматически открывает правдивую глубину себя всему миру, и, если уж она выбрала такой путь самовыражения, с этим остается только смириться — особенно если она рискует остаться в веках и оттого быть изученной не только со стороны творческой, но и со стороны человеческой. Так что Большой Поэтический Брат следит за тобой, автор, и за широкой словесной спиной лирического героя спрятаться больше не получится.
04.09.2023
Свидетельство о публикации №225042400551