Продуктивные беды с башкой
Наше время славится тем, что за последние годы психология и психиатрия масштабно шагнули в «народ». Ныне даже люди, совершенно не связанные с этой наукой, осведомлены о самых классических психических заболеваниях, не говоря уже о таких понятиях, как «манипуляция», «личные границы», «тип привязанности» etc. Психические расстройства (в самой легкой форме — гиперчувствительность, если её можно назвать расстройством) заложены в «базовых настройках» творческого человека по одной весьма очевидной причине — чтобы творить, надо чувствовать окружающий мир в полной мере, а чувства априори не могут быть исключительно положительными. Переживания могут очень сильно бить по психике человека, не занимающегося искусством; переживания очень сильно бьют по психике творца фактически всегда. И именно в этот момент появляются великие и ужасные ОНИ — клинические депрессии, закостенелые психологические травмы, разнообразные расстройства личности и тому подобные двигатели поэтического прогресса. Да, причисление таких не самых приятных явлений, которым подвержена наша психика, к двигателям поэтического прогресса может показаться извращением. Однако, перед подобным заключением стоит сделать хотя бы поверхностный анализ как биографий писателей, так и процесса словотворчества. Проведем социальный эксперимент: попробуйте вспомнить поэта или писателя, которого не затронула ни одна зависимость (о ней мы поговорим отдельно ниже), который вел бы абсолютно правильный и праведный образ жизни, не уличенного в серьезных конфликтах и имевшего здоровые крепкие отношения. Тяжело думается, верно? Конечно, как и в любой ситуации, в данном случае есть несколько исключений; но большую часть известных нам словотворцев очень сложно назвать амбассадорами морали и нравственности. А если уж взяться за тему самоубийств упомянутых… Перейдем к процессу словотворчества. Известная модель «чувство — мысль — стихотворение/проза» здесь также применима, но уточним — вдохновение часто рождают именно негативные потрясения. Почему? Всё элементарно — они, к сожалению, банально сильнее позитивных. Так чёрное поглощает белое. Отдельную часть этого эссе необходимо посвятить зависимостям, к которым очень склонны люди «творческого порядка». Мы уже разобрались в том, что главное топливо вдохновения — какие бы то ни было эмоции. Человеческая жизнь не всегда отличается бесконечной яркостью впечатлений, и, дабы исправить это досадное недоразумение, писатель может либо самостоятельно отправиться на поиски приключений, либо обратиться к более простому, но гораздо более опасному способу генерации новых впечатлений — наркотикам и алкоголю. Такие крайне сомнительные «допинги» привлекают тем, что, если почти буквально цитировать исследуемых в эссе, открывают дверь в полярно другую реальность, отдельную вселенную, в которой материал для новых произведений находится быстро и без особых усилий. Прибавляем к этому факту самый большой страх творца — редкие явления музы, или так называемую «немоту» — и получаем идеальное оружие саморазрушения для писателя, забравшее множество жизней по-настоящему великих деятелей литературы и искусства в целом. Подвергнув тщательному рассмотрению всё вышеперечисленное, стоит даже поставить под сомнение односторонность названия эссе, так как и проблемы с ментальной частью здоровья влияют на словотворчество, и словотворчество влияет на эти самые проблемы, ведь только «выписавшись» автор получает облегчение и возможность какое-то время отдохнуть от того, что непрерывно происходит в его голове. Колесо Сансары даёт оборот, но оборот необходимый и для продолжения существования литературы, и для поддержания огонька жизни в самом писателе. Так, очень часто психические заболевания и зависимости становятся своеобразной платой творческого человека за его дар — платой, несомненно, невероятно высокой; даже некой вечной ношей, которую выдержать может далеко не каждый писатель или поэт (да и, будем честны, действительно редко кто способен на такой истинный подвиг). Однако, заканчивать на грустной ноте не хочется, поэтому всем пишущим с расстройствами посоветуем не расстраиваться и вспомним нечто даже обнадеживающее из фонда золотых цитат о литературе: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
январь 2024
Свидетельство о публикации №225042400559