Отношение л. толстого к женщинам и музыке
М. шульгин, Сочи.2025
«Женщина и чувства к ней представляются этому антиэллину, этому искусственному христианину, этому насильственному монаху настоящим злом, потому что чарами чувственности толкает к плотскому греху» (С. Цвейг).
Отчаянный страх перед "женщиной", перед соблазнительницей крылся в его чувственности, в страхе перед своим неукротимым инстинктом. Поэтому он постоянно стремится занять чем-нибудь свои чувства, дает им возможность излиться, находит для них безопасные игры, дает им воздушную, веселую пишу (Там же).
Музыка, как и женщины развязывает узы воли - "зверь" пробуждается. В здоровой, бодрой, чувственной натуре Толстого угадывается колоссальная мужественность человека-зверя, который называл себя в молодости неутомимым распутником (в разговоре с Чеховым, Там же).
«Если он встретит красивого мужчину, красивую женщину, пишет Цвейг, он останавливается, прерывает разговор, чтобы лучше всмотреться в них и восхищенно воскликнуть: "Как это хорошо, когда человек красив!" Ибо он любит тело, как сосуд живой жизни, как светочувствительную поверхность, как орган, воспринимающий пряный, из тысячи истоков стекающийся воздух, как покров горячей крови, -- он его любит с его теплой колыхающейся плотской страстью, как смысл и душу жизни».
«Он любит свое тело как художник свой инструмент, он любит плоть как самую естественную форму человека и в себе самом он ценит больше свое сильное тело, чем шаткую лицемерную душу» (С. Цвейг).
С. Цвейг, Т.6: Портреты: Библиосфера, М.1966
Свидетельство о публикации №225042400600