Язык - средство общения, но не понимания

Язык играет огромную роль в жизни современных людей. Мы ежедневно разговариваем друг с другом, произносим тысячи слов, но означает ли это, что мы хорошо ПОНИМАЕМ друг друга?

Людям всегда хотелось понять других существ, найти универсальный язык общения. Например, недавно Google с помощью технологии ИИ создал языковую модель для общения с дельфинами. Статья с этой новостью (https://dzen.ru/a/Z_5bZLA7NwXW79Hi) называется так: «Революционная технология Google позволяет общаться с дельфинами в реальном времени». При виде этого заголовка мне сразу представился диалог человека с дельфином, после которого мы узнаем, о чем думают и мечтают дельфины, что они чувствуют, как относятся к нам.

Но всё оказалось гораздо прозаичнее. Цитирую: «Цель состоит в том, чтобы постепенно обучить членов сообщества атлантических пятнистых дельфинов WDP набору искусственных свистов, каждый из которых связан с объектом, как морская трава, саргассум (вид водорослей) или даже шарфы исследователей. В итоге учёные надеются, что дельфины научатся использовать эти свисты, чтобы запрашивать конкретные предметы, когда захотят поиграть».

Тот факт, что мы научимся «разговаривать» с дельфинами, вовсе не означает, что мы научимся их понимать.

Но разве не то же самое можно сказать и о человеческом языке? Ведь он тоже в какой-то мере искусственный набор обозначений, который мы используем в совместной деятельности. И с этой задачей он справляется отлично. Но для того, чтобы постичь чужую душу, понять иное мировоззрение, разговорного языка недостаточно.

Понимание – это особое психофизиологическое состояние, которое нужно достичь самому, а не узнать от кого-то через набор слов. Понимание достигается не словами, а ПРАКТИКОЙ осознанности.

Именно поэтому всегда существовали так называемые духовные практики – искусство входить в состояние полноты понимания и поддерживать его. Однако со стороны это выглядело странно и непонятно. Это всегда была тайна для непосвященных. Впрочем, узнать доподлинно, понимают ли «посвященные», наверное, тоже нельзя. Как проверишь? Это всегда в большой степени вопрос веры и доверия.

В искусстве понимания самое важное – научиться понимать себя. Тот, кто понимает себя, свою собственную природу, способен понять всё. Дело в том, что механизм самоорганизации универсален в природе – это и есть универсальный язык природы, который не требует слов, но доступен для непосредственного восприятия. Это не инструмент общения, а инструмент творчества.

Но разве возможен язык без слов? Оказалось, что вполне. Нейробиолог Эвелина Федоренко из Института мозга Макговерна сумела доказать, что язык не требуется для мышления. Обработка слов – это отдельная область, не связанная с мышлением. Более подробно можно почитать тут: https://dzen.ru/a/Z_6teOHKpRTqGz09.

Иными словами, мышление – это естественный физиологический процесс, как, например, дыхание, кровообращение. А язык - это всего лишь система символов, которые мы используем для обозначения процессов, явлений и передачи информации. Это более поздняя надстройка ("вторая сигнальная", как называл её Павлов).

Мы привыкли полагаться на язык, но проблема в том, что реальность гораздо богаче и динамичнее, чем возможности языка. Любое словесное описание ограничено, быстро утрачивает актуальность, а иногда и искажает реальность. Слова нужны, чтобы дать оценку, описание, придумать объяснение, оправдание.

Мышление – это непосредственное участие в процессе ради достижения результата, решения жизненной задачи. Именно поэтому наиболее продуктивное мышление требует максимальной вовлеченности в реальный процесс, и трата ресурсов организма на объяснения лишь снижает эффективность.

Язык, который смог бы помочь человеку понимать себя и мир в целом, достигать состояния осознанности и сохранять его непрерывно, необходим. Но пока его нет, остается самому развивать эту способность, совершенствоваться и делиться опытом, быть наглядным примером. Только так можно передать информацию, которую невозможно выразить словами.


Рецензии
Безусловно, Гульмира. Полностью с Вами согласна. Не знаю, как насчёт практики осознанности, но можно уже в школе внедрять элементы невербального общения. Есть такие приёмы. И это не жесты. Просто удивительно, насколько понимающие, по сравнению с остальными, растут тогда дети.) И, возможно, когда-то они созреют до медитации и проч.))
Понравилось!
С уважением, Инесса.

Инесса Ги   03.05.2025 12:16     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Инесса!
Не могли бы Вы поделиться информацией об этих "элементах невербального общения"?

Гульмира Жамантикова   03.05.2025 12:40   Заявить о нарушении
С удовольствием, Гульмира.)
Напишу в личку.

Инесса Ги   03.05.2025 13:31   Заявить о нарушении