Нейросетям экзамен не сдавать

Искусственный интеллект рекламирует свои возможности — теперь нет проблем с запятыми! Записал текст и получил готовый ответ. Но вот предложение: Вскоре после восхода набежала туча(,) и брызнул короткий дождь.  Три нейросети поставили запятую, можно ли им верить?

А предложение довольно известное по многим школьным заданиям: при наличии общего обстоятельства запятая в сложносочиненном предложении (ССП) по Розенталю не ставится. Постановку запятой сочтут за ошибку.

И школьники задают вопрос: "Правильно ли я понимаю?  Если человек сам пишет это предложение, он может поставить или не поставить запятую в зависимости от того, считает от "вскоре после восхода" солнца общим элементом для частей ССП или нет?"

Действительно, обстоятельство можно отнести только к первому предложению, усмотрев в этом сообщении два события:  сначала набежала туча, а потом и дождик пошел. Вариативность любого текста следует считать стилистическим недочетом). 
Но это же Пришвин М. М.  «Журавлиная родина».  Из книги «Календарь природы». 

Текст такой:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь, ПОТОМ солнце стало припаривать и вода прибавляться. Поля уже пестрели. Дорога, местами перемытая, оказывалась высоким ледяным слоем до двух аршин.

Здесь сложная синтаксическая конструкция (четыре грамматические основы), и тогда лишние запятые уж точно не нужны.  Наречие "вскоре после восхода" однозначно относится к первым двум предложениям, а временное наречие "потом" есть во второй части сложного предложения.  Но вот в отдельном предложении из учебных заданий у школьников возникают сомнения. Так что надо аккуратнее составлять тексты, не искажая по возможности оригинал.

Но, увы, так делается очень часто…
А можно ли вообще редактировать классиков, используя текст в учебных целях? У кого же спросить?

Ответ нейросети, довольно туманный)
Нет, редактировать тексты классиков для учебных целей без согласия автора незаконно.  Согласно статье 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование произведений в учебных целях допускается только с разрешения правообладателя.  Исключение составляет цитирование правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном учебной целью. При этом необходимо указать имя автора и источник заимствования.


Рецензии