Ведьмы - совсем не суеверие

Что делают голые ведьмы во ржи?
А делают они там «залом», то есть завязывают колосья ржи в узлы, причем делают это они, раздевшись донага. Это самая распространённая забава среди славянских ведьм с глубокой древности до наших дней. Самый удачный для «залома» день обычно приходится на Аграфену Купальницу (23 июля). Хотя можно и в другие летние дни, но только на полнолуние. Есть у «залома» и другое название, «пражин». Ведьма, «пражинающах пражин» именуется «пражинщицей». «Залом» устраивается ведьмами в полях, засеянных рожью, овсом или ячменем. Пшеница почему-то не подходит.
Напрашивается вопрос, а зачем ведьмам это надо? Ну по народному поверью их специализация – вредить обычным людям. Тот, кто сожнет такой «залом» - иссохнет и умрет, кто съест хлеб, в котором будет содержаться мука из зерен колосьев «залома», - умрет, если такую солому пустить на подстилку скоту - скотина околеет. Одним словом, человеку порча, а ведьме потеха. Чтоб сгубить раба божьего, ведьме достаточно при завязывании узлами колосьев пожелать ему погибели.
Вот пример, свидетельство одной крестьянки: «Сестра моя не видамши, да сжала залом. Стало ей муторно, а муж ее на лугах кричит: «Ай, жив не буду, ай, жив не буду!» (теперь сказали бы, что у него депрессия). Стал биться, почернел, как земля. Привели знахаря. Знахарь говорит: «Твое везенье, что ты скоро щипанулся, а то было бы тебе околевать скоро, дюже ловко сделан залом на тебя и на твою женку» (из этнографических записей Е.Н. Елеонской, сделанных в Калужской губернии в 1912 году).
Надо предполагать, что знахарь тот помог несчастному мужику и его невнимательной жене. Снималась порча от «залома» таким образом: знахарь, опять-таки, раздевшись донага (как и ведьма, голышом делавшая залом), со свечкой в руке читал заговор, а затем, вырезав завязанный узел колосьев, сжигал его на перекрестке дорог.
Церковь также признавала вредоносную магическую силу «заломов», не считая страх перед ними суеверием темного крестьянина. Чтобы снять порчу от «залома», священник служил молебен у полосы, где был «залом», и развязывал епитрахилью узел из колосьев.
В общем «залом» - это одно из многочисленных ведьминских черных дел.

Кто такие эти ведьмы и откуда они берутся?
Надо отметить, что дохристианский мир, как, впрочем, и ныне здравствующие нехристианские культуры жили и продолжают жить скучной жизнью, в которой нет места ведьмам. Хоть и был Гомер великий и могучий талант, а сказку про Белоснежку сочинить не смог бы, ведь мачеха Белоснежки как раз и была ведьмой. Нечисти всякой во все века и у всех народов - хоть отбавляй, а вот женщины из плоти и крови, которые сожительствуют с дьяволом, - есть исключительно у христианских народов. А все потому, что у нехристиан дьявола, как такового нет.
А вот у христиан он есть. Может быть, и в Древнем Риме были женщины, которые помимо привычного тела хотели бы нажиться и на продаже собственной души, но... не было спроса! Появился спрос на душу, когда теоретики христианства одарили человечество увлекательнейшей мистерией - бесконечной борьбой Бога Творца, единого в трех лицах, с бывшим любимцем, с зарвавшимся ангелом, который и был низвергнут с небес в преисподнюю. Он то и сумел организовать дело и стал скупать души. Притом за приличную цену - за вольготную жизнь при жизни. И потянулись к нему люди. Вот откуда и взялись ведьмы.

За что же продают они свои души?
Оказывается, за сокровенные знания. Хоть сказки все сплошь и пестрят ведьмами, все-таки надо подчеркнуть, что ведьмы, в отличие от Бабы-яги, Змея Горыныча, леших, русалок, водяных, домовых и иже с ними – обычные люди. Живут среди людей, имеют мужей, растят детей и даже ходят вместе со всеми в церковь. С другой стороны, хоть ведьмы и являются, по всеобщему поверью, обладательницами мощных оккультных и магических познаний, они - нечто совершенно иное, нежели шаман или колдун у северных, или у африканских народов.
Шаман - это человек, который при помощи священной инициации входит в контакт с миром духов, а духи уже дают ему силу. Шаман не будет прожигать жизнь в бессмысленной вредоносности, потому что его, в отличие от ведьмы, не ждут впереди адские муки. А ведьме, как говорится, уже терять нечего. Ведьма черпает свои силы, попирая общепринятые святыни. И это, конечно, разлагающе действует на психику.

А что умеют делать ведьмы?
По непроверенным данным, ведьмы понимают язык животных и птиц, умеют отыскивать нужные в колдовстве и в лечении болезней растения, знают рецепты приготовления магических зелий, средства к оборотничеству (в основном, «обернувшиеся» ведьмы - сороки, кошки черные, жабы). Что больше всего поражает воображение, так это якобы способность ведьм летать по воздуху, при помощи таких простейших бытовых предметов, как помело или ступа.
Хотя все не так просто. Допустим, летающее помело. Сама палка должна быть из дуба, для метелки идут ореховые прутья, подвязанные березовыми прутьями. А чтоб помело стало средством, передвижения, его следует смазать мазью, состоящей из массы ингредиентов. При этом базой является жир некрещеного ребенка. В «Макбете», постановки которого (тому есть много свидетельств) приносили и продолжают приносить несчастья актерам, принимающим участие в этой трагедии про нечистую силу, есть любопытный рецепт магического зелья:
«Вслед за жабой в чан живей
Сыпьте жир болотных змей,
Зев ехидны, клюв совиный,
Глаз медянки, хвост ужиный,
Шерсть кожана, зуб собачий,
Вместе с пастью лягушачьей,
Чтоб для адских чар и ков
Был у нас отвар готов.»
 Возникает вопрос: а где же достать такие ингредиенты? Да еще и пропорции надо знать. Вот все это и знают ведьмы.

Ведьмами не рождаются, ведьмами становятся.
Еще в конце ХХ-го века на книжных развалах в Москве и в других крупных городах лежало множество разнообразных «учебников» по черной магии, в которых подробнейшим образом излагалось, как стать ведьмой. А желтая пресс изобиловала объявлениями магических курсов, где за определенную плату из вас сделают настоящего волшебника. Правда, не известно только одно, а многим ли женщинам помогло все это обрести сверхъестественную силу.
Да, ведьмами не рождаются, а по большей части становятся. Если говорить об идеале, то ведьме нужно за контачить с самим дьяволом и подписать с ним специальный договор кровью. А он уже будет поддерживать ведьму во всех ее зловредных кознях людям и делиться оккультными знаниями со своей подопечной. Но вот, как это будет происходить в реальности, никто доподлинно не знает. Поэтому можно сделать вывод, что, читая всякие современные книжки, «экзамен» на ведьму не сдашь и на щетке не полетаешь.
Так, как же все-таки получаются ведьмы? Если верить людской молве, то женщина становится ведьмой, если в нее - по ее воле, а может и против - вселяется некий злой дух. Это называется в народе одержимостью. Чаще всего для будущей ведьмы это сопровождается интимной связью с нечистым, во время которой он и передает партнёрше тайные знания.
Но магическая ведовская сила может быть и врожденной, которая досталась женщине по наследству от матери-ведьмы. Также ведовские знания можно приобрести, например, от умирающей ведьмы, которая, будучи уже на смертном одре, передает наследнице свою силу и знания. Есть поверье, что ведьма не сможет умереть, если не передаст кому-нибудь свои знания. Но передать их первому оказавшемуся рядом человеку она тоже не может, а стремится «наградить» ими уже давно выбранную жертву.
 Если женщина против своей воли стала ведьмой. То в ней начинают сосуществовать как бы два начала, две души, человеческая и демоническая. Демоническая выходит из тела ничего не подозревающей женщины, когда она, как ей кажется, спит праведным сном. А душа в это время шляется по окрестностям и вредит людям. Вспомните гоголевского «Вия».

Любовь у нас, чертей не так, как у нормальных людей…
Ведьмы, как и всякие женщины, тоже влюбляются. И тогда одаривают мужчину богатством и удачей. Но если разлюбят, не жить дальше несчастному. Вообще, влюбленная ведьма - это страшное дело. Если ведьма полюбила, а мужчина не ответил ей взаимностью и не женился на ней, то ведьма с горя и помереть может! Но зато с того света уж постарается и беднягу свести в могилу.
Вот пример того, как опасно стать предметом ведьминской любви. «Девка была одна, лицом страшна. Пастуха любила. Ох любила! А про мать ее слухи шли: нечиста была, говорили, колдовать умела. А пастух красивый хлопец был, вся деревня об нем сохла. И вдруг женился на ней. По любви или присушила - не помню. Но и не помню, чтоб миловались они. Недолго жил. Стал мужик толстеть. Живот вырос - страх смотреть. Дышать тяжело стал.
Думали, что помрет скоро. А здесь дедусь один объявился, ненашенский. Пожалел, что ли, парня. Велел баню докрасна истопить. И вдвоем с тем парнем ушли. Долго были. А что делали, никто не знал. А потом люди говорили, что много старичок в печь лягушек покидал. И вылечил парня-то. И после этого не видели его больше, старичка-то. Ой давно это было, темное дело» (русская народная проза, «Теща-Колдунья»). Однако, не все истории про ведьмину любовь заканчиваются так хорошо.

Как же распознать ведьму?
Это всем вопросам вопрос. Есть некоторые внешние приметы, такие как наличие хвостика, рожек, крыльев. Хотя представить себе такое довольно трудно. Есть также распространенное мнение, что демон помечает ведьму, ставя на ее теле темное пятно, не чувствительное к боли и не кровоточащее при укалывании.
Считается, что ведьма выдает себя необычным взглядом, у нее воспаленные, покрасневшие глаза и дикий, хмурый взгляд. Например, как у Надежды Крупской, хотя, может, она и была святой души человек или просто болела. У ведьмы привычка не смотреть людям в глаза. Ведьма может обладать двумя обликами.
Она может выглядеть, как безобразная старуха, с седыми растрепанными волосами, хромая, с крючковатым синим носом, костлявыми руками, с горбом. А может - как совершенно очаровательная юная красавица. (Опять вспомните «Вия».)

Как на Руси обходились с ведьмами.
В старину в народе существовали приметы распознания ведьм. Приметы эти порой были довольно странными. Например, почему-то считалось, что ведьмы не тонут. Так как их нередко подозревали в наведении засухи, то, когда оная случалась, предполагаемым ведьмам скручивали руки веревками, привязывали им на шею тяжелые камни и бросали в глубокие омуты.
Рекомендация на сей счет звучала следующим образом: «Вы же воду послухом поставите и глаголете: аще утопати начнет - неповинна есть, аще ли поплывет - волхов есть». Следуя этому указанию, тех, которые сразу же утопали, вытаскивали и отпускали на свободу. А ведьмы каким-то чудесным образом умудрялись не тонуть и плавали по воде вместе с камнем - вода их якобы не принимала, на их погибель. Таких забивали насмерть и топили силой. Обычай этот держался среди крестьян вплоть до начала ХХ-го столетия. Суд устраивался также и над теми, кого подозревали в устройстве залома. Казнь выглядела следующим образом: руки и ноги осужденной притягивали к спине наподобие залома и душили ее.
Формально инквизиции на Руси не было, но самосуды суеверных селян были настолько распространены, что вызывали порицания духовных лиц. Так, уже в восемнадцатом веке епископ Владимирский Серапион осуждал в своих проповедях суеверных прихожан, сжигавших или топивших ведьм во время засух и неурожаев. Между тем, если вина человека в нанесении ущерба другому в результате колдовстве была доказана, то его, следуя букве закона, вплоть до восемнадцатого века сжигали в срубе.

Шабаши - ведьминские тусовки.
Современный городской человек не редко состоит в каком-нибудь неформальном сообществе. Например, военно-исторической реконструкции, но есть и другие. Они периодически выезжают в поле, для своего рода экшена. Ведьмы с древности тоже собираются на такие, как бы сказали сегодня, экшен-тусовки в простонародье шабаши.
Происходят они, опять же согласно молве, на Лысой горе, причем у каждого народа такая гора - своя. Что они там делают? Да тоже самое, что и все: общаются друг с другом, оттягиваются по полной и вступают в беспорядочную связь с чертями, а если повезет, то и с самим Сатаной. В общем шабаш - это разудалое и веселое мероприятие, отдаленно напоминающее дионисийские праздники древности, когда можно было все!
Вообще замечено за человеком, если в его жизни не будет хоть одного дня, когда он сможет предаться порокам, то он быстро захиреет. И древние это хорошо понимали, отсюда и получили широкое распространение карнавалы в средневековой Европе.

А есть ли ведьмы в Москве?
Место обитания ведьм люди определяли по наличию сорок, так как считается, что они чаще всего оборачиваются именно в эту птицу. К радости москвичей могу сообщить, что, если верить словарю Даля, меньше всего ведьм в Москве, так как в Москве мало сорок.
«По этому поводу ходит много разных преданий: говорят, что сорока выдала боярина Кучку, убитого в лесу на том месте, где теперь Москва, и что за это сорока была проклята умирающим; другие рассказывают, что митрополит святой Алексий запретил сорокам летать на Москву потому именно, что под видом сорок залетали туда ведьмы; и наконешесть предание, будто они прокляты за то, что у одного благочестивого мужа унесли с окна последний кусок сыра, которым он питался». Так, что ведьм в Москве нет.
Евгений ИВАНОВ


Рецензии