Должок!

    Сегодня утром Колька встал с помятым лицом и больной головой. Оно и понятно! Накануне он ходил в гости, а теперь страдал от "птичьей" болезни - "пЕрепил".
    - Как же вчера было хорошо, и как сегодня плохо! Во рту гадость, "котелок" чугунный, все внутренности потряхивает, и страшно хочется пить, а лучше выпить. Надо бы матушке визит нанести и доброго утра пожелать, - так размышлял про себя Колька. Свой поход к матери он решил не откладывать. У него "трубы" горели.
    Татьяну Ивановну Колька застал не в духе. Будучи в таком настроении, она точно не полезет доставать из своих закромов поллитру, чтобы облегчить физические и моральные страдания сына.
    - Что, сынок, плохо тебе? Так сам виноват! Не надо было хлестать как не в себя соседский самогон. Ведь предупреждала тебя, чтобы много не пил, а ты все: "Я норму знаю", - передразнила женщина Колю. - Ну и? Нужно починиться? Есть, но не дам. Я тебе курс трудотерапии сейчас пропишу. Слушай сюда. Прополешь траву у забора возле центрального входа, тогда, может, выдам "чекушку" на опохмел.
    Выслушав монолог недовольной матери, Колька понял: та настроена серьезно и спуску проштрафившемуся сыночку не даст. Он печально вздохнул, отыскал брошенную в огороде тяпку и отправился на войну с сорняками. А Татьяна Ивановна с супругом укатила на старенькой "Тойоте" в город за продуктами. Значит, вернется она домой нескоро, и у Кольки есть на выполнение задания матери 3-4 часа.
    - Господи, как жарко-то! И спрятаться от палящего солнца некуда, - ворчал истекающий потом Николай.
    Из дома вышла теща молодого человека. В отличие от красного, как вареный рак, зятя, который из последних сил обрабатывал заросшую сорняками клумбу, она была свежа и энергична. Колька завистливо вздохнул:
    - Хорошо ей, Мариванне. Поди, кондишка у нее в комнате не выключается. И какая нужда заставила тещеньку вылезти на улицу в самый солнцепек? Опа! Мариванна ко мне лыжи навострила.
    Действительно, гостья выбрала тропинку, ведущую прямо к зятю.
    - Сейчас тоже будет воспитывать, - тихо, с явным неудовольствием буркнул Колька и послал тягучий плевок в сторону тещи. Мол, шла бы ты, подруга дней моих суровых, мимо, и без твоих нравоучений худо. Но теща не поняла тонкого намека Николая. Такое частенько между ними бывало. Впрочем, Мария Ивановна вовсе не намеревалась докучать Коле, тем более ссориться с ним. Ну, погулял у соседей, ну, немного перебрал спиртного. Беда-то какая! В первый раз, что ли? А на следующий день Колька расплачивается за свои грехи.
    Теще стало искренне жаль зятя. Она захотела завести с ним разговор, как-то проявить сочувствие и человеческое участие.
    - Привет! Пропалываешь? Подождал бы, пока солнце не переберется за дом. Жарко же, - робко заметила гостья.
    - Я бы подождал, да мать не станет, - пояснил Николай и продолжил выдергивать траву.
    - Помочь? - спросила Мария Ивановна зятя.
    - Нет. Не надо. Сам справлюсь, - нарочито бодро ответил молодой человек.
    - Как скажешь, - женщина пожала плечами, сделала несколько шагов вдоль забора и вдруг боковым зрением увидела, как что-то блеснуло в траве.
     - Ну-ка, ну-ка! Что здесь у нас такое? - заинтригованная теща присела на корточки. Раздвинув траву, она нащупала металлическую крышку, очень напоминавшую "бескозырку". Если читатель не застал советские времена, то тут следует сделать небольшое отступление. "Бескозырка" - это крышка из алюминиевой фольги для водочной бутылки, имевшая специальное свисающее ушко для открывания. Она использовалась в производстве водки до конца 70-х годов прошлого столетия. В 80-е козырек у алюминиевой крышечки убрали. Новшество не понравилось потребителям, так как усложнило им жизнь. Чтобы открыть бутылку после "модернизации" пробки, желающим выпить "Пшеничной" либо "Русской водки" нужно было иметь при себе какой-нибудь инструмент или перочинный нож, вилку.
    ... Мария Ивановна начала откапывать "бескозырку" и обнаружила, что алюминиевая крышка до сих пор держится на горлышке водочной бутылки.
    - Возможно, емкость со спиртным цела. Надо аккуратнее работать. Любопытно, кто и зачем спрятал во дворе водку? Сколько времени она пролежала в схроне? - эти и другие вопросы роились в голове гостьи. Женщина надеялась получить на них ответы после того, как откопает бутыль.
    В поисках подходящего для копки инструмента Мария обвела взглядом двор. Возле поленницы ей попалась на глаза чурка - неплохая замена садовой лопатке. Конечно, можно было попросить Николая принести из сарая сельхозинвентарь, но теща ничего не сказала ему о своей находке. Побоялась напрасно обнадеживать тяжело переносившего похмелье зятя. Она с удвоенным энтузиазмом поисковика и с осторожностью опытного археолога отгребала в сторону комья плотно утрамбованной земли, постепенно высвобождая стеклянную емкость.
    Колька обратил внимание на странную возню тещи в траве у забора, но от жары у него закипали мозги и ему совершенно лень было даже просто пошевелить языком. Траву-то щипал на последнем издыхании, хотя время от времени бросал косые взгляды в сторону Марии Ивановны, чтобы понять, чем она там занимается.
    Операция по вызволению из схрона сосуда предположительно с водкой длилась, наверное, не меньше часа и завершилась весьма успешно. Когда женщина взяла в руки бутылку, поднесла ее к глазам, чтобы получше рассмотреть, к ней подскочил Колька. Мария еще удивилась, откуда у парня такая прыть? Только что умирал от жары.
    - Это что вы держите? Водку? Я прав? - приступил он с расспросами к теще.
    - Наверное. Бутылка заводским способом закрыта.
    - Давайте распечатаем бутыль. По запаху поймем, что в ней.
    Мария Ивановна согласилась. Колька мигом поддел ножом крышку, сорвал ее с горлышка, поднес бутыль к носу и понюхал содержимое. Лицо его просветлело:
    - Так и есть. Водочка! Она, родимая! Вот нам повезло! Прямо подарок судьбы! Кому рассказать - не поверят. А давайте, тещенька, снимем пробу. Сейчас все организую по высшему классу.
    Как ни уговаривал Николай свою гостью составить ему компанию, та наотрез отказалась пить водку. Колька отступился. Он виновато улыбнулся:
    - Ладно. Тогда я выпью рюмочку. Не пьянки ради. Здоровья для.
    Парень в один глоток опустошил рюмку, громко хлопнул ею по столу и перевернул дном вверх.
    - Все, завязываю с пьянками. Слово мужика даю, - заявил Колька теще. Она похвалила его за смелое решение, но не спешила сильно радоваться. Сколько раз прежде она с дочерью слышала от зятя подобные клятвы!
    А парень, выпив одну рюмочку, налил себе вторую, третью. И закрутилась карусель. Теща пыталась приструнить Николая, да бесполезно. Попала парню шлея под хвост. В общем, к приезду родителей Колек был мертвецки пьян. Его уложили в гостевой спальне, подальше от посторонних глаз, чтоб в селе лишнего не болтали. На каждый-то роток не накинешь платок.
    Ночью Николаю приснилось, как он берет в руки злосчастную бутылку, срывает "бескозырку" и в этот момент из сосуда выплывают черные клубы. Дым или не дым... Непонятно. И тут перед Колькой предстает черт, который материализовался из той самой черной субстанции. Парень увидел его таким, каким обычно жителя преисподней рисуют в детских книжках. С рожками и копытцами вместо ног. 
    Дыша Кольке в лицо жаром, дьявол спросил:
    - Сколько тебе лет?
    - 29 годков... уже... - запинаясь, промямлил Николай.
    - Так-так... Скоро 30. Не доживешь. Слушай и запоминай. Коль сейчас не бросишь пить горькую, как обещал родным, я приду за тобой и утащу тебя в ад, где ты будешь вечно гореть в геенне огненной. Понял? - черт гневно сдвинул брови и пристально посмотрел на Кольку. Не дождавшись от него ответа, сатана вдруг как стукнет об пол невесть откуда взявшимся трезубцем. Громыхнуло знатно, даже молнии засверкали.
    - Да понял я, понял! Не надо в геенну! - взвыл Колька и проснулся от собственного жуткого крика. А черт, прежде, чем исчезнуть, неожиданно вынырнул из полыньи на реке, как в старой советской киносказке, погрозил парню кривым указательным пальцем с длинным мерзким ногтем и прохрипел: "Помни! Должок!". И сгинул.
    Николай очнулся в холодном и липком поту. Сердце бешено колотилось в груди, в ушах продолжал звучать гнусавый голос сатаны: "Должок!". А за окном дождь лил как из ведра, гремели раскаты грома, молнии разрывали черное полотно ночного неба.
    Колька соскочил с кровати, побежал в сени, зачерпнул из ведра ковш колодезной воды и махом выпил половину, а остатки вылил себе на голову. Потом сел на кухне на табуретку и всерьез задумался.
    - Видать, все вчерашние события - не случайность. И приезд тещи в гости, и явление бутылки с водкой, которую Мариванна нашла там, где мы годами землю топтали и ничего не замечали. А сон такой реалистичный, как будто я действительно в преисподней побывал и с  чертом разговаривал. Нет, с алкоголем точно надо завязывать, - к такому умозаключению пришел тогда Николай.
    Уже пять лет минуло, как Коле привиделся дьявол. Парень до сих пор ни капли спиртного в рот не берет. В его доме самым почитаемым напитком (разумеется, после чая) стал квас. Видимо, крепко помнит Николай про свой должок.


Рецензии