2. Жертвоприношение Исаака

    История Авраама, по велению Бога готового принести в жертву своего любимого  сына Исаака, является одной из самых драматических и впечатляющих в Библии. Не удивительно, что в этой истории в течение веков находят все новые и новые смыслы.
    В Быт. 22: 1-24  говорится о  последнем, самом тяжелом из десяти испытании , которое претерпел праотец Авраам , - о жертвоприношении Исаака( в оригинале называется «Акедат Ицхак», то есть «связывание Ицхака»).
    « Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я .Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт 22:1-2)
УАвраама было два сына: Измаил и Исаак, и Авраам любил обоих;только потом Господь уточняет:в жертву предназначен  Исаак, т.е. тот самый Исаак, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться!
...Куда идти? Зачем идти? Почему?Ведь он жил ради того, чтобы родился Исаак, сын обетования! Но Авраам готов беспрекословно исполнить волю Божию.
    «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22: 3)
Это место находилось не так далеко от Авраама, однако Авраам три дня добирается до него (Быт. 22, 4). Почему три дня? И зачем Авраам наколол дрова?
Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение, и он приготовил эти дрова, наколол их, потому что, если он придет на место и там не найдет дров, то, может показаться,что  это будет оправданием,чтобы не исполнить волю Бога. И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров: он наколол дрова сам, он берет их с собой, чтобы не искать для себя извинения...
Эти три дня означают, что у Авраама было время обдумать всё;  жертвоприношение совершается не спонтанно, не в припадке безумия...
     «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам »(Быт. 22 : 5).
Разве Авраам не может не понимать , что они не возвратятся ВДВОЕМ , ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение?
     «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» .И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22:6 -7).
У  Исаака явно возникают подозрения, и он перепроверяет их.
     «Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.И шли далее оба вместе » ( Быт.22:8):
Авраам идет принести жертву, а Исаак идет, чтобы стать этой жертвой.
     «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт. 22, 9).
В тексте не находим, где Бог конкретно говорит об "этом месте". Это свидетельствует о том, что Бог ведет непрерывный внутренний диалог с Авраамом посредством слов, образов и видений. ..
Самое удивительное : в действительности, здесь в лице Исаака приносится в жертву весь еврейский народ. Если Исаак сейчас будет убит , ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле, включая пророков , Давида,  Мессию, а если рассматривать  сказанное в Ветхом Завете  как «прообраз» , "тень будущего", т.е. Нового Завета, то  не  будет  ни Девы Марии, ни самого Христа...
      «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22, 10) (всех его возможных потомков).
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:
«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
«И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо  сына своего»(Быт.22:11-13).
"И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:
«Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня), то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих (Быт. 22, 16- 17).
 
   Невероятная сложность этого испытания веры заключалась не только в немыслимо жестоком требовании к отцу убить ни в чем не повинного любимого сына; не  только в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Исаака и отдать этому потомству во владение Святую Землю.  Авраам не мог не понимать, что такое повеление не могло исходить от «всемилостивого» Бога, который не причинит человеку такого зла на земле.Может, ему даже  представилось, что это не требование Бога, а это сам  Сатана искушает его....  Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Бога, не требуя от Того дополнительных разъяснений. Он достиг  такого высочайшего уровня смирения и абсолютного подчинения воле Всевышнего , что даже не просил Его отменить  страшное повеление,как он просил отменить решение уничтожить Содом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего...
 
...  После несостоявшегося жертвоприношения Исаак и Авраам скорее всего,вообще больше и не виделись. Библия не сообщает об этом открытым текстом, но и написанного в ней достаточно. Там, где говорится, что они расстались со слугами и направились к месту жертвоприношения, сказано: «И шли далее оба вместе». А после жертвоприношения говорится: «И возвратился Авраам к отрокам своим». А где же Исаак? Слово «вместе» будет относиться лишь к возвращению Авраама со слугами: «И встали, и пошли вместе в Вирсавию». А это означает, что Исаак не вернулся с отцом, а ушел с горы Мориа один.
Со дня жертвоприношения и до самой смерти Авраама, т.е. в течение многих лет,  Библия не упоминает о встрече сына с отцом и, только когда тот умер, похоронил его с помощью Измаила (которого тот же отец когда-то выгнал в пустыню).
Жертвоприношение это разделило не только отца с сыном, но и мужа с женой. Сарру мы тоже больше не встретим рядом с Авраамом. Авраам после жертвоприношения поселился в Беер-Шеве, а Сарра уже в начале следующей главы умерла в Кирьят-Арбе возможно, именно потому, что ей стала известна вся эта история. Библия говорит: «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее». Выясняется, таким образом, что он не был рядом с женой, когда та умирала. Он пришел из Беер-Шевы в Хеврон, чтобы похоронить ее в пещере Махпела.
И наконец,раньше эти двое - Бог и Авраам -имели обыкновение часто встречаться и беседовать. Бог явился Аврааму в Харране и сказал ему: «пойди из земли твоей» в Ханаан. Он несколько раз обещал ему  Землю Обетованную, , потом снова явился Аврааму и заключил с ним союз, изменил ему имя и  обедал у него и повторил Свое обещание, что у них с Саррой родится сын по имени Исаак. Он спорил с ним о количестве праведников в Содоме, велел ему слушаться Сарру и выгнать Измаила и Агарь и, наконец, потребовал у него принести Исаака в жертву..
Теперь все это кончилось. Начиная с жертвоприношения и дальше, Библия больше не рассказывает о встречах и беседах Авраама с его Богом. Похоже, что оба они предпочли больше не встречаться и что жертвоприношение стало переломным событием для них обоих. Бог больше не являлся Аврааму и не говорил перед ним, и Авраам больше не обращался к Нему и не искал с Ним встречи. Смерть жены и отдаление сына показали ему, как велика цена, которую близким людям пришлось уплатить за его веру.
 
    Эта история может быть прочитана  разными людьми по-разному и вызвать  проивоположное отношение к героям повествования.
 
                ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
 
     Уже в раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви, Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56) Послушание Исаака воле Авраама и Иисуса- воле Бога Отца, несение Исааком дров на гору считается в христиантве прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу.
В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. В Послании ап. Иакова  автор приводит  Авраама в пример, полемизируя с теми, кто утверждает самодостаточность веры в оправдании перед Богом: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? .. вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства.Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен «другом Божиим“».(Иак 2:21-23). В готовности убить сына видят проявление совершенства веры Авраама, так как он не сомневался в своем безграничном доверии и любви к Богу, что Он будет верен своему обетованию о многочисленном потомстве Авраамовом через сына его Исаака, которое исполнится В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.  О смысле веры Авраама говорил и ап.Павел :«Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр ,11:19). Если бы  Авраам так безгранично не доверял Богу и  не был так уверен в Его обещании, он не  решился бы на жертвоприношение.
После того как Авраам проявил абсолютное подчинение воле Всевышнего, Творец открыл ему, что дал это испытание лишь из любви к нему, желая увеличить его заслуги, — чтобы он смог реализовать свои потенциальные возможности в реальном поступке и получить вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие.
 
                МНЕНИЕ  скептика

       Приказ Всевышнего был не только жесток, он перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Исаака и отдать этому потомству во владение  Святую Землю.
Но Исаак безропотно готов принести в жертву своего сына, и совершается эта жертва  из послушания и любви к Богу, которая оказывается выше любви к самому человеческому и бесценному - сыну.
Этот библейский сюжет говорит не о ценности человеческой жизни, а о преданности «идеалам веры», о безграничной, не рассуждающей вере и смирении.  Именно абсолютная покорность ( послушание) Авраама , его готовность убить ( даже не по «приказу», а по «просьбе» Бога)- сжечь сына воспеваются в этой «истории» как религиозный подвиг...
....И в наше время идеал покорности и веры привязывается не к служению людям, а к исполнению приказов внутреннего "голоса Бога" , или «проводников» Его воли....
….Исаак, который несет дрова на своих плечах, символизирует для христиан Иисуса Христа,который  проходит скорбный путь по воле Отца Небесного. Исаак был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он жертва, так же, как и Иисус. Но является ли несостоявшееся и даже "незапланированное" Всевышним "жертвоприношение" Авраама прообразом жертвы ( самопожертвования?)Иисуса?
Исаак не был принесен в жертву,  он  только понес дрова для священнодействия, так же, как и Иисус – древо креста.
Бог категорически запрещает человеческие жертвоприношения;Он  требовал из-за этого уничтожить целые народы от мала до велика,  но -  Сам принимает в жертву "возлюбленного сына"? Авраам только попытался совершить подобное, Бог его остановил и после этого фактически вывел из игры.Да и было ли жертвоприношение? Его никто не сжигал, и никто не называл ТОГДА обычную для тех лет смертную казнь для преступников , осуществленную римскими солдатами, жертвоприношением…..
 
                Еврейская традиция
 
      Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований.
Однако несколько иная интерпретация  жертвоприношения Авраама дается комментаторами Торы в мидрашах.
Заметим, что  Мидраш  — это способ передать самые различные идеи и интерпретации, которые могут возникнуть при анализе текста, и  Это вовсе не какая-то однозначная оценка и тем более не буквальный рассказ. Далее- одно из толкований Быт.22:1-24.
"......На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы Адам, Ноах и Шем Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их.Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну ( Но первое, видимо, оказалось сильнее).
И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку». Авраам, охваченный желанием выполнить волю Бога и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» . На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!». И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».
И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога и своего единственного сына не пощадил ради Меня».
«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» настаивал Авраам. И тут он увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустарнике, и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына . Авраам обрызгал жертвенник кровью жертвенного животного и сказал: «Владыка Вселенной! Этого барана я приношу во всесожжение вместо моего сына, и пусть его кровь будет воспринята как кровь моего сына. И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака» .
Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама "
 
   В еврейской традиции высказывались различные  мнения,в том числе, предполагалось,  что Авраам не успел остановиться и  Исаак фактически погиб; его прах принес искупление Израилю, и он был возрожден исполнить Завет ....Возможно, такие интерпретации возникали в противовес христианству, но они были. Акеда оставалась вызовом вере, морали и разуму.
    Некоторые еврейские комментаторы считают, что Авраам провалил этот экзамен. Он должен был спорить с Богом, спорить максимально жестко - ведь он знал, что Бог запрещает жертвоприношения. Спорить так же, как дважды спорил впоследствии Моисей , доказывая Богу, что Он не имеет права уничтожать людей. На ошибках учатся, и Моисей выучил урок. Но кто-то же должен был сделать эти ошибки... В данном случае сделал Авраам. И, действительно, после этого он фактически сходит со сцены.
 
     В заключение,= интерпретация  «жиртвоприношения Исаака» двумя великими философами -с позиции рационализма и иррационализма.
Позицию рационализма выразил Иммануил Кант, основоположник немецкой классической философии.
Кант  исходил из своего этического учения, согласно  которому  в каждом человеке заложен априори нравственный закон - категорический императив, который заставляет его поступать морально. Он составляет одну из основ человеческой сущности: любой поступок должно проверять такой формулой: хочу ли я, чтобы так поступали все и всегда?
     Будучи даже фанатически верующим, нормальный человек, как  полагает Кант, усомнился бы, что Высшее существо, нравственный и моральный Абсолют, вдруг предлагает совершить  такой  преступный, безнравственный поступок. Бог ли это? Почему Авраам был уверен, ЧТО СЛЫШИТ ГОЛОС БОГА, А НЕ ДЬЯВОЛА? Ибо подобное дикое, эгоистическое и манипулятивное требование не имеет никакого отношения к морали. Оно безнравственно, то есть противоречит закону категорического императива.
Поэтому, если Авраам не сумасшедший, а разумный человек, его ответ должен быть только таким:
«Авраам должен был бы сказать в ответ на этот голос следующее: «То, что я не должен убивать своего доброго сына, совершенно очевидно, а то, что ты, являющийся мне, есть Бог, в этом я не уверен и не могу быть уверен даже в случае, если бы он (голос) раздался со зримых небес» ( Кант «Спор факультетов».)
 Философ- иррационалист, христианский теолог Серен Кьеркегор соглашается с Кантом, что, с точки зрения человеческой морали, подобное требование безнравственно. Оно противоречит всему разумному. Но есть то, что выходит за рамки разума - это вера. Всепоглощающая вера легко перешагивает границы морали, она не требует привычных оценок. То есть этическое становится относительным на фоне абсолютного долга перед Богом. Кьеркегор выделил эпитет «рыцарь веры», относя его к Аврааму и Иову. «Рыцаря веры» никто не может понять, как и  Авраама, поставленного в ситуацию, когда от него требовалось «верить силой абсурда».
«Рыцарь веры» перешагивает привычные представления о добре и зле и совершает абсурдный, иррациональный «прыжок веры». Авраам выдержал это испытание, и тот факт, что Бог вернул ему сына, подтверждает его правоту.
«В течение всего этого времени Авраам верил; он верил, что Бог не потребует у него Исаака, между тем как сам он был все же готов принести его в жертву, если это потребуется. Он ВЕРИЛ СИЛОЙ АБСУРДА; ибо, по всем человеческим расчетам, речь не могла идти о том — в этом-то и состоял абсурд, — чтобы Бог, потребовав от него этого, в следующее мгновение вдруг отказался от своего требования» («Страх и трепет» С. Кьеркегор).
     Авраам верил с определенностью "в силу абсурда", и нам не понять его, потому что истинная вера доступна только неким «рыцарям веры», а для «нормального человека» она есть абсурд (по Тертуллиану).

Можно добавить, что нигде в Библии нет более очевидного "доказательства" единства Бога в Ветхом и Новом Завете, чем слова Иисуса Христа: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10:37)
 
 
 
 
 
 
 

 


Рецензии