Псалом 38. Всяк суета всяк человек на месте своём
Главная тема псалма – тема страдания подобного страданию Иова. Возможно, что Давид был причастен такой скорби, но важно ещё то, что в псалмах звучит тема невинного страдания, которое может понести человек тоже по образу Мессии. Без этой темы невинного страдания богословие книги Псалмы было бы не полным. Однако, если Давид и написал этот псалом, то сам исполнить его не решался, поэтому поручил его избранному певцу, что отражено в надписании псалма:
«Руководителю хора. Идифуму. Псалом Давида». Идифум это левит, руководитель одного из трёх главных хоров – Асафа, Ямана, Идифума. Он был не только регент, но и человек высокой духовной жизни.
«Я сказал: буду стеречь пути мои, чтобы не согрешать языком моим, буду стеречь уста мои заградой, доколе нечестивый предо мною». Слово «заграда» единожды встречается в Писании и по смыслу – намордник. «Стеречь» - это тоже технический термин в том смысле, что бесы и нечестивцы стерегут пяту человека, а человек стережёт капканы бесов и нечестивцев. В этом смысле Давид говорит о том, что будет стеречь свой язык. Об этом говорит апостол Иаков: «Язык воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геены. Язык укротить никто из людей не может, это неудержимое зло» (Иак.3:9). Давид говорит, что язык укрощается: или будучи в наморднике, или в предсмертном состоянии.
«Я онемел до упокоения, умолчал от доброго, и боль моя разбередилась». Упокоение бывает с Богом, или перед смертью. Но когда человек о чём-то говорит, то он считает, что говорит что-то значимое или для себя, или для окружающих. Однако здесь человек уже не говорит о том, что хорошо, или что плохо, потому, что его боль заставляет его молчать и никого не судить, никого не поучать. Это основной признак страдающего человека. Человек может обращаться только к Богу, точно так же, как в книге Иова.
«Распалилось сердце моё в утробе моей, в мыслях моих возгорелся огонь. Я заговорил языком моим:»
«Дай мне знать, Господи, кончину мою, и меру дней моих какая она? Да узнаю, что оставляю я?» Человек ощутил точку обратного отсчёта времени от смерти. У зрелого человека всегда есть ощущение этой точки.
«Вот, как пяди Ты дал дни мои, и век мой, как ничто пред Тобой, подлинно всякая суета всякий человек на месте своём». Суета – это что-то лёгкое, исчезающее как пар или дыхание. «На месте своём», а если дословно – «стоЯщий», как живой и деятельный.
«Подлинно как призрак ходит человек, подлинно суета, шумит он: копит и не знает кому он это собирает». Призрак в смысле – образ. Т.е. ходит и осознаёт себя тот, кто сотворён по Образу. Но нечестивых, тоже созданных по Образу, Господь презирает, как и Свой Образ в них. Так они становятся призраками. В человеческой истории существует два шума. Один от сынов Авраама, а другой от цивилизации. Довольно противоречивый образ – человек-призрак, который к тому же ещё шумит. А тот, кто легковесен и легкомыслен как суета, тот копит и собирает, но не знает, кому оставит.
«И ныне: что я жду, Господи? Ожидание моё на Тебя». Возникает острый вопрос жизни – куда же я пришёл? Ожидание, как сила ждать, одна их форм надежды - только на Господа. В страдании человека единственной опорой ему является такая надежда.
«От всех преступлений моих избавь меня, на поругание негодяю не выставляй меня». Негодяй – это человек низкий. «Сказал низкий в сердце своём: нет Бога» (Пс.13:1).
«Я онемел, и не открываю уст моих, ибо Ты сделал». Здесь говорится о том, что Господь сделал с человеком что-то значительное, важное дело, и это дело сделал Господь. Святые отцы толкуют: «Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют свою правду. Всё невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу нашу». Т.е. страдание ради любви, это как раз и есть невинное страдание, как у Иова. Такие распространённые и короткие формулы как: «всё по грехам» или «на всё воля Божья», или «послушание выше поста и молитвы» могут быть очень опасны вне жизненного контекста, а в некоторых моментах становятся на грань богохульства и невежества. Человек должен быть прям пред Богом, ибо именно прямота исходное качество боголюбивой души. А венец этой прямоты – простота и беспримесность, ради которой необходимо, чтобы Господь нас несколько раз переплавил страданием.
«Отклони от меня удары Твои: от противоборства руки Твоей я исчезаю». В некоторых покаянных псалмах имеется такая мысль: грех свой, но человек ощущает, что это рука Божья, т.е. тяжесть своей вины и скорби человек ощущает как действие Божье, которое жестокое и ранящее.
«Обличениями о вине (и первородный грех, и виновность конкретная) Ты наказываешь (даёшь наказ) человека и рассыпаешь как от моли (как труху) желанное его: подлинно суета всякий человек».
«Услышь молитву мою, Господи, и воплю моему вонми, о слезе моей не умолчи, ибо пришелец я у Тебя, поселенец, как все отцы мои». Почему Давид называет себя и всех отцов, т.е. от Авраама, Исаака, Иакова пришельцем и поселенцем? Это связано с контекстом Торы, где спрашивается: кто принадлежал народу Божьему? Ответ: брат твой. А кто он? Тот, кто в завете обрезания. Т.е. не обязательно родственник и, даже, может быть иноплеменник, пришелец и поселенец, как был изначально сам Авраам. Эти слова Давида о себе и об Израиле – слова великого смирения всего народа Церкви пред Богом. Здесь основная мысль такая: те, кто для народа Израиля являются пришельцами и поселенцами - иноплеменники не по родству, тем же является и весь народ Израиля от Авраама до Давида для Бога, т.е. такими же пришельцами и поселенцами, которые приняты в общение с Богом не по заслугам и родственным связям, а по милости Божьей. С особой остротой эти слова звучали для языческих народов в новозаветной церкви, которые были приняты в неё исключительно по милости. Об исповедниках веры апостол Павел: «Они исповедовали, что они странники и пришельцы на земле». Авраам говорил, что он пришелец, но перед хеттиянами. Иаков говорил, но пред фараоном. Однако, чтобы законный царь такое сказал в земле своего проживания, является исключительным примером. Это мог сказать о себе только кроткий царь Давид.
«Отклони взор от меня, и да ободрюсь, прежде чем пойду, и вот – нет меня». Отклони взор – так просил Иов: «Доколе Ты не отклонишь взор от меня, не отпустишь меня, пока я проглочу слюну мою» (Иов 7). Свою вину и недуг человек воспринимает как удары от Господа и не может выдержать прямого взгляда Бога, отсюда и прошение – отклони взор. Кстати, на древних иконах Спаситель не смотрит прямо в глаза, а отклоняет взор. Возможно, чтобы человеку не было так страшно, и чтобы он не мучился. Выражение «прежде чем пойду» означает – прежде, чем умру, ибо после смерти уже нельзя будет покаяться и измениться через обращение. Этот псалом входит в чин моления над не православным усопшим.
Свидетельство о публикации №225042501258